Детей с нарушениями речи в Беларуси становится больше с каждым годом. Поговорили о причинах и следствиях с логопедом

4234
Врачи отмечают, что расстройства речевого развития встречаются довольно часто, и у многих детей речь формируется с задержкой. Это может быть обусловлено различными факторами, включая аномалии развития плода в утробе матери, кислородное голодание или неврологические нарушения в момент рождения ребенка.

 

Одной из главных причин задержки речи у детей сегодня психологи считают недостаточное общение с родителями или особенности воспитания в семье.
 
Вербальная коммуникация является ключевым элементом в процессе взросления и социальной адаптации человека. Встает вопрос: каким образом родители могут способствовать развитию речевых навыков у своих детей? И кто обычно начинает говорить раньше: мальчики или девочки? Также важно знать, когда следует обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Об этом, и многом другом Blizko.by спросил у профессионального логопеда с более чем 10-летним практическим опытом Марины Бондаренко.
 
 
Наша эксперт получала образование в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, окончила с отличием по специальности логопедия, специальная психология. Сегодня, является активно практикующим специалистом с детьми с различными нарушениями речи по следующим направлениям: запуск речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, коррекция лексико-грамматического строя речи и обучение грамоте.
 
— В наше время у детей часто наблюдается сокращение словарного запаса, что может быть связано с повсеместным использованием гаджетов и снижением потребности в живом общении. Родители зачастую стремятся угадать желания ребенка, не дожидаясь полного высказывания, что снижает у детей стимул к разговору. Поэтому важно активно стимулировать ребенка к общению, — начинает нашу беседу Марина.
 
Если после достижения двух с половиной лет ребенок все еще не говорит, это может служить поводом для беспокойства. Именно по этой причине в этом возрасте начинается диспансерное наблюдение у неврологов и психиатров.
 
После 2,5 лет проблемы с развитием речи могут быть связаны с различными заболеваниями, не связанными напрямую с неврологией, такими как аутизм и умственная задержка. В этих случаях, помимо задержки речи, могут наблюдаться и другие симптомы: изоляция от внешнего мира, отсутствие поддерживающих жестов, непонимание обращенной речи, недостаток контакта с окружающими. В таких обстоятельствах рекомендуется консультация с неврологом.
 
— Многие родители ошибочно полагают, что речевые навыки сформируются самостоятельно к моменту поступления ребенка в школу. Однако это не так. У детей с задержками в развитии речи в школьном возрасте часто возникают трудности с учебой. Им сложно усваивать и передавать информацию, что может привести к нарушениям письма. Полноценное речевое развитие происходит до шести лет, и после этого возраста оказать помощь становится значительно сложнее, — говорит Марина Бондаренко.
 
 

Наиболее распространенные речевые проблемы, которые отмечают специалисты

— Сейчас достаточно редко встречается одно речевое нарушение. Отмечается всё большая тенденция к сочетанности нескольких. Это, безусловно, удлиняет коррекционный процесс. Также на речевом развитии детей в целом сказывается общая проблема 21 века — это нарушения прикуса и челюстно-лицевого развития. У многих детей наблюдаются неправильные акты жевания, глотания. Ротовое дыхание (особенно при аденоидах, поллинозе) ухудшает состояние артикуляционного аппарата, что особенно сказывается на звукопроизношении, — отмечает логопед. 

Как происходит разработка индивидуального плана коррекционной работы для каждого ребенка 

— Разработка плана коррекционной работы должна осуществляться на основе проведения диагностических занятий, беседы с родителями, сбора анамнестических данных, начиная с момента беременности. Постановка заключения для конкретного ребенка — это настоящий детектив. Необходимо собрать все данные, сопоставить их между собой, предположить речевое нарушение. Тут главное не «почему сломалось», а «как сломалось». При понимании механизма конкретного нарушения становится возможным выстраивание эффективной программы работы на ближайшее время.
 

Что нужно делать логопеду, чтобы быстрее могли увидеть результат родители

— Основополагающий принцип работы логопеда — опора на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте — это игра. Поэтому все занятия должны проходить в игровой форме, намного легче закрепить и усвоить новый навык через игру, потому что это естественный этап детского развития. Также, в работе важно учитывать сензитивные периоды развития, то есть периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо функции. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет. Кроме того, важна полимодальность воздействия. Чем больше органов и систем включены в работу, тем лучше и крепче формируются связи и понятия.
 
Ребенок быстрее и эффективнее запомнит, что апельсин — это апельсин, если он почувствует в руке его тяжесть, текстуру (проприоцептивные и тактильные ощущения), понюхает его (обоняние), увидит его (зрение), услышит звук снятия кожуры (слух), попробует на вкус (вкусовая сенсорная система), нежели просто увидит на картинке нарисованный апельсин. И, конечно же, важно разнообразие игровых приемов, чтобы удерживать внимание ребенка и эффективно закреплять полученные навыки.
 
 
Прогресс будет разным у каждого конкретного ребенка. Это зависит от множества факторов: количество нарушений у данного ученика, степени их выраженности, посещаемость занятий, включенность родителей в коррекционный процесс и их готовность следовать рекомендациям.  Имеет смысл проверить динамику развития ребенка через 3-6 месяцев.
 

Заблуждения о логопедии у родителей детей

— Бытует мнение, что работа логопеда — это легко и просто: поставил звук (чаще Р) и готово. Но это далеко не так. Логопедия — это уже околомедицинская наука. Она тесно связанна с неврологией, психиатрией, физиологией, ортодонтией, психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Базовые понятия и представления из этих дисциплин логопед должен иметь, чтобы уметь увидеть проблемы у ребенка и не только самому помочь, но и вовремя направить к необходимому специалисту. Ведь зачастую родители думают: «ребенок не говорит, нужно идти к логопеду». И это первый специалист, к которому готовы идти и идут родители. Но на практике можно увидеть детей, которые не говорят, но логопед им сейчас вовсе не нужен. Тогда задача логопеда — объяснить, что лежит в основе отсутствия речи и направить к нужному специалисту.
 

Влияние коммуникаций внутри семьи на развитие речи ребенка

— Ребенок рождается и растет в семье. Поэтому общее развитие ребенка происходит в ней же. Сейчас активно развивается такое направление, как превентивная логопедия (речевое развитие детей с рождения и до 2-х лет). Научно доказано, насколько важен в раннем возрасте контакт со значимым взрослым (зрительный, тактильный), какое влияние оказывают песенки, потешки, спетые голосом родного человека, а не записанного на гаджете. По мере роста ребенка важно не умиляться детскому лепету, говорить с ребенком в нормальном темпе, с правильным произношением звуков. Для накопления пассивного словаря, развития воображения, памяти, мышления очень полезно читать печатные книги, рассматривать в них картинки и обсуждать прочитанное. 
 

Советы на каждый день от логопеда для поддержки развития речи их детей 

— Я рекомендую общаться, разговаривать с детьми с рождения. Учить рассуждать, обсуждать мир вокруг, учить задавать вопросы и отвечать на них. Все это нужно делать через бытовую деятельность. Пока режете салат, расскажите, что туда кладете (огурец, помидор, перец), где они растут (на грядке), как называются одним словом (овощи). Пусть ребенок все трогает, нюхает, пробует на вкус и желательно сам помогает резать детским безопасным ножом. Пусть назовет цвет каждого овоща. Вот и ужин приготовили, и качественно провели время с ребенком, и эффективно усвоили новую информацию. Сейчас везде говорят о пользе мелкой моторики. Но часто забывают про общую моторику, а она первична. Поэтому предоставляйте детям возможность больше двигаться: ползать на детских площадках, прыгать, играть с мячом, ходить по бордюру, играть в баскетбол, кататься на велосипедах, беговелах. Через развитие общей моторики происходит дальнейшее развитие мелкой моторики, а затем уже и органов артикуляции.
 
 
Логопедия — это наука. И все большую популярность набирают такие направления, как:
  • Миокоррекция (нормализация тонуса жевательных и мимических мышц при нарушениях функций зубочелюстной системы, дыхания, жевания, глотания).
  • Превентивная логопедия (развитие и коррекция речи у детей от рождения до 2-х лет). 

Блиц-интервью о личном с Мариной Бондаренко

Как вы стали логопедом и что вас вдохновляет в вашей профессии?
 
— С детства я любила проводить время с детьми, постоянно играла в школу. Окружающие отмечали, что дети любят меня. Я всегда считала, что мне подойдет работа, связанная с взаимодействием с людьми. В 9 классе родители предложили рассмотреть профессию логопеда. Наверное, тогда я впервые о ней задумалась. Затем решила, что, вероятно, мне должно понравиться. Так я и поступила в университет, еще мало зная о всех тонкостях данной профессии, но полюбила ее сразу. Больше всего в работе меня вдохновляет та польза, которую я могу принести детям. Понимание того, что моё дело очень важное и нужное! А когда видишь результаты работы, мотивация самой развиваться дальше растёт с невероятной скоростью. Поэтому мои обучения никогда не заканчиваются.
 
Можете ли вы описать типичный день в вашей практике?
 
— Перед занятиями я всегда продумываю план работы для каждого ученика в зависимости от речевого нарушения и этапа работы. Затем выбираю необходимые материалы, игры, пособия для реализации всех задач. По возможности стараюсь подбирать многофункциональные и универсальные игры, с помощью которых можно решить множество коррекционных задач с разными детьми. Затем я провожу сами занятия, которые проходят в игровой форме. Большую часть времени мы проводим с детьми на полу, всегда включены подвижные игры, много нейропсихологических приемов, часть заданий за столом. После каждого занятия я даю комментарии родителям по поводу успехов и трудностей детей, рассказываю, над чем работаем сейчас. При необходимости выдаю домашнее задания и рекомендации.
 
 

Читайте также:

Фото: предоставлены спикером   

Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Здоровье»


Каталог Минска


Здоровье