«Безумные» доставщики еды исчезнут с улиц Минска? Разбираемся в изменениях ПДД для велосипедов и самокатов

11488 Обновлено:
Вчера стало известно, что с 1 сентября в Беларуси вводятся важные изменения в ПДД. В первую очередь они касаются движения велосипедистов и электросамокатчиков. Изменения значительные, и теперь все, кто на велосипедах и средствах персональной мобильности, должны будут ездить по-новому. Blizko.by разбирался, что изменилось.

 

О чем этот текст:

 

Что изменили и зачем?

Сообщается, что указ №295, которым корректируются правила дорожного движения, подготовлен с учетом актуальных реалий и общественного мнения, прошел серьезное обсуждение и получил более 600 отзывов от граждан. Blizko.by рассказывал еще почти год назад, в сентябре 2024-го, какие именно изменения хотят внести в ПДД. Сейчас посмотрим, что изменилось на самом деле и как это повлияет на участников дорожного и тротуарного движения.

Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков, рассказал:

— В последние годы мы стали свидетелями активного использования в дорожном движении средств персональной мобильности и велосипедов. Наравне с развитием таких видов транспорта, отмечаются и негативные моменты. В первую очередь это связано с травмированием людей, которые передвигаются СПМ и велосипедах, а также обычных пешеходов. За последние два года зарегистрировано около 900 ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов. Особый всплеск произошел в 2024 году. Тогда на 80% возросло количество ДТП с указанной категорией участников движения, за прошлый год погибли четыре человека, а за первое полугодие 2025-го — три.

 

Электросамокат теперь — транспортное средство, а самокатчики приравниваются к велосипедистам

В ПДД вносятся изменения, которые теперь переквалифицируют человека, едущего на электросамокате, из пешехода — в велосипедиста. При этом сам электросамокат и другое средство персональной мобильности (СПМ) становится транспортным средством (раньше транспортным средством не считалось). И на нем может ехать только один человек. А если предусмотрены сиденья для двоих? Тогда это уже не СПМ — об этом скажем ниже.

Было:
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.
Стало:
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, средство персональной мобильности, мотоблок, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
Было:
2.601. Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).
Стало:
2.601. Средство персональной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
То есть, если человек ведет электросамокат/моноколесо/сегвей или другое СПМ рядом с собой — то этот человек является пешеходом. Если же он едет на СПМ — то это уже водитель СПМ, приравненный к велосипедисту.

 



С какими скоростями вообще можно будет ездить на электросамокатах и других СПМ?

Новый пункт 1561, который вводится в правила, гласит, что водителю СПМ запрещено ездить в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велодорожкам или проезжей части (когда это разрешается Правилами).


По велодорожкам можно будет ездить со скоростью не более 25 км/ч.

 

 

А если самокат разгоняется больше чем до 25 км/ч?

Существует немало электросамокатов, которые могут разгоняться значительно больше, чем до 25 км/ч. Как теперь с ними быть?


В тексте указа сказано, что владельцы таких агрегатов могут обратиться за их регистрацией в ГАИ при подтверждении соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл» в целях их дальнейшего участия в дорожном движении. А без регистрации на них можно ездить только в светлое время суток только на дорогах без усовершенствованного покрытия и только по обочинам (а при отсутствии обочины — по проезжей части не далее 1 метра от края). Водители этих устройств приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если аппарат весит менее 35 кг и у него нет руля и сиденья (получается, это моноколеса и гироскутеры) — к водителям немеханических транспортных средств.

 

 

Кстати, а что там с тяжелыми самокатами?

В обновленных ПДД появляется пункт 1561, один из абзацев которого гласит:
«Водителю средства персональной мобильности запрещается: двигаться по тротуару, если масса средства персональной мобильности превышает 35 кг».
Что это значит? Что вот такие монструозные аппараты с тротуаров исчезнут. И, судя по всему, смогут ездить только по велодорожкам.

 



Напомним, что по нашим ПДД велодорожка — это не обязательно обособленная дорога, но и выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения велосипедистов и пешеходов с СПМ. То есть, тротуар, на котором выполнена разметка с изображением велосипедов, является велодорожкой. Если вы увидите большой самокатище не на велодорожке, а просто на тротуаре, — это нарушение ПДД.

Между прочим, многие службы доставки пользуются электросамокатами, причем достаточно большими. Значит ли это, что и эти «безумные» доставщики должны исчезнуть с тротуаров? Только в том случае, если масса электросамоката превышает 35 кг и/или максимальная скорость превышает 25 км/ч.

 

Кто будет следить за всеми этими килограммами и километрами?

Если инспектор ГАИ увидит электросамокат, который вызывает вопросы в части технических характеристик — то как быть? Например, самокат очень большой, и кажется, он весит явно больше 35 кило, — как доказать, что это не так? Как доказать, что твой самокат имеет конструктивную скорость ниже 25 км/ч? Что будет в том случае, если самокат имеет конструктивную скорость больше, но программно ее можно ограничить на любом уровне?

Про невписывающиеся в новые ПДД самокаты мы написали выше: их можно поставить на учет в ГАИ и получить электронный паспорт. Но как доказать, что твой электросамокат — полноценное СПМ, укладывающееся в правила?

 



Официальных разъяснений на этот счет пока нет, можно лишь порекомендовать владельцам всегда носить с собой техпаспорт.

 

Надо ли будет спешиваться при переходе через дорогу?

Надо, но не всегда.

Во время обсуждения законопроекта на правовом форуме очень многим пришлась не по вкусу необходимость для велосипедистов и самокатчиков спешиваться на перекрестках. Большинство комментариев были посвящены именно этому пункту. Многие считают, что, наоборот, надо ввести дополнительные ограничения для водителей при проезде через пешеходный переход.

Вот один из комментариев.

  • «На личном опыте проверено, что спешиваться — бессмысленно. Чем дольше находишься на переходе — тем больше шансов попасть под машину. Если вы хотите уменьшить количество ДТП, ограничивайте скорость на пешеходном переходе для автомобильного транспорта до 10 км/ч с установкой радаров контроля скорости».

Но указ все-таки ввел обязанность спешиваться. Теперь пункт ПДД звучит так:

150. Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движениях пешеходов, за исключением случаев движения:

По велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;

На перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 1481 настоящих Правил. […]

 

Что такое велосипедный переезд и почему на нем можно не спешиваться? В прежней редакции ПДД было так:
2.61. Велосипедный переезд — участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;
В новой редакции ПДД будет так:
2.61. Велосипедный переезд — элемент велосипедной дорожки, предназначенный для движения велосипедистов и водителей СПМ через проезжую часть дороги и обозначенный дорожным знаком «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
То есть, велопереезд перестал быть проезжей частью дороги и стал в первую очередь элементом велодорожки. Знаки «Велосипедный переезд» выглядят так. Видите его — значит, можно не спешиваться. Сам велопереезд обозначают на асфальте зеленым цветом.

 

 

Также велопереезд обозначается дорожным знаком пешеходного перехода с дополнительно нанесенным изображением велосипедиста, вот таким:

 

 

Вот пример велопереезда со знаком и разметкой. Таких зеленых переездов в Минске много, но на них надо спешиваться, потому что тут нет велосветофора.

 

 

Обновлено

Вот теперь все понятно. Где надо спешиваться велосипедистам и самокатчикам, а где нет — даем исчерпывающие ответы

Blizko.by рассказывал про такую велодорожку с велопереездом и велосветофором вдоль улицы Веры Хоружей в Минске.
 

 

Читайте также:

Фото автора


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:






Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Актуально»


Каталог Минска


Актуально