В Беларуси хотят сильно изменить правила езды на самокатах и велосипедах. Что об этом думают обычные люди?

19460
Правила езды на электросамокатах и велосипедах в Беларуси планируют сильно изменить. Теперь пешеходы на таких самокатах и вообще средствах персональной мобильности официально станут водителями. Что это значит? И что думают о новшествах обычные люди? На тематическом форуме нашлось немало интересных предложений. Blizko.by изучил 55 страниц замечаний.

 

 

О чем этот текст:

 

Что там придумали?

Blizko.by рассказывал, что электросамокатчиков в Беларуси хотят приравнять к водителям. Новшества прежде всего коснутся участников дорожного движения на средствах персональной мобильности (электросамокатах, моноколесах и прочих) и велосипедах. По последним данным, количество дорожных аварий с участием лиц на СМП выросло на 70%. Это стало весомой причиной, чтобы скорректировать правила.

Главное изменение заключается в том, что если ранее люди на СМП считались пешеходами, то теперь их отнесут к категории водителей. А само средство персональной мобильности станет транспортным средством.

На Национальном правовом интернет-портале идет обсуждение проекта соответствующего указа.


 

А как сейчас?

Чтобы понять, что хотят изменить, полезно вспомнить, какая ситуация сейчас.

Сначала про велосипеды. Вот как в ПДД:
150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.
Сейчас в ПДД прописано, что человек на средстве персональной мобильности (СПМ) — это все равно пешеход.
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности;
2.601. Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Пешеход обязан:
17.21. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен;
17.4. При использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.

Пешеходу запрещается:
18.5. Передвигаться на средствах персональной мобильности:
18.5.1. со скоростью более 25 км/ч.
18.5.2. в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Обращаем внимание: обычный (не электрический) самокат не относится к СПМ, на него не распространяются ограничения по максимальной скорости и даже по управлению в состоянии алкогольного опьянения.

В действующих ПДД есть что-то вроде серой зоны, когда правила вступают в противоречия сами с собой. Например, вот этот человек на огромном электросамокате с толстенными колесами, которого мы засняли на проспекте Дзержинского, по ПДД является пешеходом. Хотя он должен ехать по велодорожке, а не по пешеходной, все равно он — пешеход и имеет право свободно разъезжать между других пешеходов. В случае наезда на людей результат может быть очень печальным: масса и кинетическая энергия этого самоката высоки.

 



А вот это — участник дорожного движения на механическом транспортном средстве (мопед «Рига мини»), и передвигаться он обязан только по проезжей части. Как пишут в интернете, «Вы не понимаете, это другое».

 

 

Что именно собираются изменить?

Проект Указа об изменениях в ПДД можно скачать по этой ссылке.

Планируемые новшества, которые наделали немало шума, такие.

  • - СПМ будут считаться транспортными средствами, а пешеходы на СПМ — водителями. Но ездить они все равно должны будут по велодорожкам и тротуарам (если велодорожек нет);
  • - СПМ должно иметь конструктивную скорость не выше 25 км/ч. Электросамокаты с большей скоростью будут приравнены к механическим транспортным средствам с необходимостью проходить регистрацию;
  • - При пересечении проезжей части по переходу надо будет спешиваться с СПМ и велосипеда и вести его в руках (исключение — переходы со специальными светофорами для велосипедистов либо езда за городом по краю проезжей части);
  • - На СПМ будет запрещено двигаться в пешеходных зонах.

 

Что предлагают обычные люди?

Как мы отмечали, сейчас идет общественное обсуждение проектов этих изменений ПДД. Свои предложения можно высказывать на специальном разделе Национального правового интернет-портала.


По состоянию на 17:00 вечера 25 сентября там уже 55 страниц обсуждения и 544 сообщения.

 

@gai_belarus Проект изменений в Правила дорожного движения, который коснется пользователей СПМ и велосипедистов уже размещен на Правовом форуме Беларуси. Приглашаем всех к обсуждению с 12 по 27 сентября. Ссылка, чтобы высказать свое мнение, в шапке профиля. #правиладорожногодвижения #милициябеларуси #трэнды #гаибеларусь #дпсбеларусь #стрела #праванавождение #самокат #велосипед #дтп ♬ оригинальный звук - ГАИ Беларуси

 

 

Надо ли спешиваться?

Например, очень многим пришлась не по вкусу идея спешиваться на перекрестках. Большинство комментариев посвящены именно этому пункту. Многие считают, что, наоборот, надо ввести дополнительные ограничения для водителей при проезде через пешеходный переход.

  • «Если быть откровенным, то и человеку здоровому будет очень тяжело спешиваться на каждом переходе. Я предлагаю попробовать каждому (кто вносит этот проект на рассмотрение) проехать по городу Гомелю на велосипеде! Физически вы будете уже не в состоянии продолжать трудовую деятельность в этот день».
  • «Придётся спешиваться очень часто. И в чём будет тогда суть велосипеда, если его преимущество как раз и состоит в мобильности и относительной быстроте в черте города? Отсюда и выбор в сторону СПМ, отсюда и скорости, чтобы нагонять время».
  • «Нет ли ощущения у законотворцев, что этим самым они создали огромное множество сложностей для водителей СПМ? Чем обусловлено такое ужесточение? Ежедневно по стандартному маршруту дом-работа в Минске (Каменная Горка – Новинки) на СПМ я пересекаю проезжую часть 41 (прописью: сорок один) раз».
  • «Надо разграничить потоки транспортных средств и пешеходов. То есть, если пешеходам загорелся зеленый, то на крупных перекрестках поворот направо в это время должен быть запрещен».
  • «Учитывая, что главной проблемой, приведшей к данным изменениям, является игнорирование вело- и СПМ-пользователями необходимости движения со скоростью пешехода при пересечении проезжей части, предлагаю (как водитель и как пользователь СПМ) заменить необходимость спешиваться на запрет на движение без остановки (аналогично знаку 2.5 «Движение без остановки запрещено». Это компромиссное решение оставит города удобными как для автомобилистов, так и для велосипедистов».
  • «На личном опыте проверено, что спешиваться — бессмысленно. Чем дольше находишься на переходе — тем больше шансов попасть под машину. Если вы хотите уменьшить количество ДТП, ограничивайте скорость на пешеходном переходе для автомобильного транспорта до 10 км/ч с установкой радаров контроля скорости».

 

Почему такие ограничения?

Часть людей задается вопросом: а если у меня мощный самокат, но не настолько мощный, чтобы считаться мопедом, — то что тогда? И почему вообще придумали ограничение скорости для СПМ?

  • «Как будет определяться эта скорость контролирующими органами? Зачастую по паспорту максимальная скорость может быть одна, а путем модификации ПО — совсем другая получается. Уже сегодня можно купить комплект для электрификации велосипеда. На самокаты тоже можно поставить более мощное моторколесо. И фактически вы никогда не узнаете, какую скорость может развить этот транспорт. Электрифицированный велосипед, например, может разгоняться до 60 км/ч. Хотя конструкционно по документам это велосипед. Выходит, безопасности на тротуарах от данной меры — никакой».
  • «Как зарегистрировать уже имеющееся мощное СПМ, которое имеет конструктивную скорость более 25 км/ч, но мощность менее 4 кВт? У многие людей нет даже паспорта на них, не говоря уже о таможенных документах. Ведь согласно поправкам ПДД, эта группа СПМ станет вне закона, так как не будет возможности их поставить на учет. В обязательном порядке нужно рассмотреть также поправки в постановление Совета Министров о госрегистрации и дать возможность легализовать купленные ранее СПМ».
  • «Получается, что СПМ, имеющие скорость более 25 км/ч, исключаются из возможности участия в дорожном движении, так как не подпадают ни под определение «средства персональной мобильности», ни под определение «механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Вместе с тем, передвижение таких средств персональной мобильности будет осуществляться наравне с основным транспортным потоком. Это, несомненно, создаст условия, способствующие еще большему травматизму (смертельным случаям)».

 

Почему такое неравноправие?

Обратили внимание и на то, что создается перекос в правилах и неодинаковые условия для участников движения:

  • «Почему-то никто не обращает внимания на то, что очень часто люди сами выходят на велодорожку, попадают в ДТП и жалуются на то, что самокаты виноваты. Почему вы запрещаете самокатам двигаться в пешеходной зоне (пункт 1561), а пешеходам не запрещаете двигаться по велодорожкам? Какие-то выходят двойные стандарты».
  • «Я езжу на самокате со скоростью 25-30 км/ч, в толпе, естественно, снижаю скорость до максимально безопасной для всех участников движения. Ежедневно практически постоянно меня обгоняют несущиеся велосипедисты. Почему для них не действуют ограничения по скорости передвижения? На одинаковой скорости и самокат, и велосипед представляют собой одинаковую опасность для пешеходов (массы тоже примерно одинаковы). Но всех волнуют только самокатчики».
  • «Я считаю, что именно на прокатные самокаты должны быть ужесточение: наличие шлема, амуниции и т.д. У меня в личном пользовании электроскутер, я вожу на нём ребёнка в школу и из школы. Он оборудован всем необходимым. Почему я должен страдать из за людей, которые ездят на самокатах?»

 

Моноколеса пострадают сильнее всего

Владельцы моноколес обратили внимание на то, что требование снизить скорость потенциально опасно:

  • «Обращаю внимание на то, что проект закона фактически запрещает использование моноколес. Конструктивное ограничение скорости в моноколесах противоречит требованиям безопасности. Отнесение моноколес к механическим транспортным средствам подразумевает их регистрацию и прохождение техосмотра, что невозможно с существующими регламентами».
  • «В отличие от всех других имеющихся средств передвижения, моноколесо удерживает человека в равновесии при движении. Технически это возможно только за счёт мощности. Все моноколёса, которые имеются в продаже мощные и быстрые. Поэтому нельзя переводить их из СПМ в механические транспортные средства лишь потому, что их конструктивная скорость более 25 км/ч. Если уже фактически произошло их разделение по максимальной конструктивной скорости на две части, то можно делить и на три: по количеству колес. Количество колес — несоизмеримо более простой и понятный для всех параметр разделения СПМ на виды и классы. Его идентификация не составит труда ни у ГАИ, ни у участников дорожного движения».

 

И еще кое-что

Обратили внимание и на пункты, которые многие другие упустили из виду:

  • «На мотоблоке с прицепом будет разрешено ездить только днем. Об этом говорит пункт 3: «Движение на мотоблоке с прицепом разрешается только в светлое время суток по обочине дороги, установленная скорость движения по которой не должна превышать 90 км/ч, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края». Например, гражданин, управляя мотоблоком с прицепом, не успел вернуться из точки А до точки Б до наступления темноты, — что ему тогда делать? Если у него установлены световозвращающие элементы или присутствуют фонари велосипедного типа — почему он не может продолжить движение с наступлением темноты?»

 

Надо сделать еще жестче?

Некоторые пользователи предлагают еще сильнее ужесточить правила.

  • «Если у СПМ мощность больше 0,25 кВт, придумать маленькие номера и делать регистрацию в ГАИ. В случае чего человека можно будет быстро найти и привлечь к ответственности».
  • «Предлагаю ввести правило: использовать электросамокаты строго с 18 лет. Обязательно шлем. Усилить контроль ГАИ на велодорожках. Особенно, что касается шеринга. Постоянно вижу ездят по двое и трое, совсем дети лет 8-12. Запретить пешеходам выходить на велодорожки».
  • «Давно пора убрать электросамокаты и прочий «летающий» транспорт с пешеходных дорожек! Страшно с детьми выходить, постоянно вылетают самокаты из ниоткуда. То же самое скажу и как водитель. Постоянно в напряжении, откуда вылетят. Ведь вся ответственность на водителе, а самокатчики совершенно не смотрят, куда летят. У них политика «нас должны пропустить и точка». А то, что автомобиль не может остановиться как вкопанный за секунду, — их не интересует».
  • «Полностью согласен с проектом Указа Президента. Обязательно спешиваться. Ездить только по велодорожкам. И водителям СПМ иметь водительское удостоверение».
  • «Ввести для велосипедистов и СПМ новую категорию прав. И с 16 лет получать права по этой категории. Получение прав — это получение ответственности за свои действия, права, которые можно приостановить или лишить за несоблюдение ПДД. Проблема не в необходимости спешивания СПМ и велосипедов, а в том, что они пересекают перекрестки на большой скорости, так как не несут ответственности».

 

А нужны ли вообще такие радикальные изменения?

Один пользователь проделал исследовательскую работу и привел статистику, которую не предоставили разработчики проекта изменений в ПДД:

 

«В Минске за 2023 год произошло 19 ДТП с СПМ, 202 ДТП с пешеходами (в том числе, использующими СПМ, т.е. 183 ДТП именно с пешеходами), 59 ДТП с велосипедистами. В Беларуси за 2023 год произошло 30 ДТП с участием СПМ все получили ранения); 195 ДТП с велосипедистами, в которых 181 ранен, а 9 человек погибли. Всего за год произошло 3.173 ДТП, в которых ранено 3.417, а погибло 436 человек.

 

Т. е., за прошлый год с участием СПМ произошло 0,95% ДТП в Беларуси и 3,33% ДТП в Минске; с участием велосипедистов 6,15% ДТП в стране и 10,35% в столице. С участием же пешеходов не на СПМ в Минске было 32,11% ДТП. Из всего числа раненых 3,18% передвигались на СПМ, 5,30% были велосипедистами, среди погибших 0% и 2,06% соответственно. Таким образом, в Беларуси с участием СПМ и велосипедистов происходит около 8% ДТП. Около трети ДТП происходят с участием пешеходов. А в большинстве случаев ДТП происходят без участия вышеуказанных.

 

Поэтому необходимо применять меры и в отношении автомобилистов. Действенной, научно обоснованной, но очень непопулярной мерой по уменьшению числа ДТП, в том числе с участием велосипедистов и СПМ и пешеходов, является снижение разрешенной скорости движения в населенных пунктах до 50 км/ч».

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Актуально»


Каталог Минска


Актуально