О чем этот текст:
- Тоннель под проспектом Машерова
- Тоннель под вокзалом
- Еще один тоннель под вокзалом
- Тоннель под улицей Орловской
- Тоннель под улицей Сурганова
- Так, говорите, какой-то тоннель у нас есть?
Тоннель под проспектом Машерова
В книге видных архитекторов Владимира Короля, Александра Воинова и Евгения Заславского «Минск. Послевоенный опыт реконструкции и развития» (1966) в разделе «Перспективы развития города» приводится фотография макета перспективной застройки центральной части Минска, выполненного архитекторами и инженерами «Минскпроекта». И на этом макете хорошо виден тоннель.
Там, где сейчас начинается улица Платонова, перспективная городская магистраль, идущая откуда-то со стороны Тракторного завода или Серебрянки, должна была нырять под землю. А заканчивается тоннель выходом на поверхность на современном проспекте Машерова сразу за перекрестком с улицей Красной.
То есть, тоннель должен был начинаться где-то вот тут:
А заканчиваться — здесь:
Тоннель под вокзалом
Еще один тоннель виден в районе вокзала. Он начинается где-то в районе современных улиц Могилевская и Жуковского, проходит под железнодорожными путями между нынешним главным железнодорожным и центральным автовокзалом, идет под Ульяновской и выходит на поверхность после ее пересечения со Свердлова, недалеко от стадиона «Динамо». Даже приводится подробный чертеж этой сложной многоуровневой развязки с тоннелем.
Тоннель выходил бы на поверхность примерно в этом месте:
На том плане-макете отображены еще несколько перспективных мостов и эстакад, которые тоже так и не были построены.
Кстати, заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Михаил Гаухфельд как-то рассказывал в интервью, что тоннель должен был быть намного длиннее:
— Еще в советское время, когда я был молодым, мои старшие коллеги проектировали очередной план Минска, по которому под улицей Ленина был запроектирован огромный тоннель — от бывшей Ульяновской до улицы Мельникайте, но средств не было, а все решают финансы и многие другие факторы.
Но тоннель такой протяженности выглядит совсем уж утопичным.
Еще один тоннель под вокзалом
Интересно, что от тоннеля под улицей Свердлова городские власти не отказываются. Так, в 2019 году проходил общественное обсуждение градостроительный проект детального планирования квартала в районе улиц Ульяновской и Свердлова.
В пояснительной записке к проекту, который до сих пор выложен на сайте администрации Ленинского района, сказано:
«За 2030 год в соответствии с решениями генерального плана Минска под улицей Ульяновской будет построен подземный транспортный тоннель (выход и вход в тоннель запроектированы в границах разрабатываемой территории), который соединит улицу Ульяновскую с улицей Жуковского и перспективным первым транспортным кольцом».
То есть, почти повторили идею архитекторов 50-летней давности. Но точной трассировки тоннеля в проекте не привели.
Протокол рассмотрения результатов общественного обсуждения сообщает, что обсуждение признано состоявшимся, внесенные предложения учтены, поэтому рабочая комиссия решила рекомендовать этот проект, разработанный «Минскградо», для утверждения в установленном порядке. Что ж, подождем: через 6 лет под вокзалом может появиться еще один тоннель (не считая метротоннеля).
Этот проект тоннеля — не единственный из современных.
Тоннель под улицей Орловской
Весной прошлого года проходило очередное общественное обсуждение: на этот раз с жителями района улицы Орловской. С ними обсуждали отчет о воздействии на окружающую среду строительство транспортных магистралей в новый район Северный Берег — в частности, продление улицы Нововиленской до МКАД. И этим проектом предусмотрено, что под Орловской будет построен тоннель.
Представитель «Минскинжпроекта» Денис Гуд пояснял:
— Это сооружение давно предусматривалось и генпланом города, и детальным планом. При развитии района Северный берег нагрузка на перекрестки с улицей Нововиленской и Старовиленским трактом возрастет в разы. Организация пересечения дорог на одном уровне может привести к возникновению пробок. Загрузка тут может быть даже больше, чем сейчас на площади Бангалор.
А замглавы администрации района Вадим Передня отметил, что устройство тоннеля будет еще экономически просчитываться, и говорить о том, что на Нововиленской точно будет тоннель, пока еще нельзя. Но если все же будет — то появится он примерно здесь:
Тоннель под улицей Сурганова
А на сайте Первомайского района Минска выложен Градостроительный проект детального планирования территории в границах проспект Независимости – ул. Сурганова – граница территории Ботанического сада, который был представлен еще в 2018-м. И там развивается идея, которая тоже была заложена еще в советские годы: пустить тоннель под проспектом Независимости в районе улицы Сурганова.
В 16-страничном документе говорится:
«Генеральным планом предлагается строительство транспортного тоннеля, проходящего под сохраняемым участком улицы Академической, под проспектом Независимости и 1-й линией метрополитена, под благоустроенной территорией студенческого городка БНТУ, под улицей Якуба Коласа. Перед улицей Куйбышева тоннель выходит на поверхность и соединяется с существующей трассой улицы Сурганова. По сохраняемому участку улицы Сурганова между въездами в тоннель предусматривается движение общественного пассажирского и целевого транспорта».
То есть, тоннель должен начаться в районе улицы Академической и, пройдя под проспектом Независимости, рядом с кинотеатром «Октябрь» под двором БНТУ, выйти на поверхность на улице Сурганова в районе универсама «Рига».
Несмотря на то, что в ходе общественного обсуждения за реализацию проекта поступил только 1 голос, отмеченный в журнале регистрации предложений, а против — 35 голосов, — все равно проект застройки рекомендован к утверждению.
Советский проект был похожим, но там закладывался тоннель прямо под Сурганова в месте ее пересечения с проспектом Независимости.
Так, говорите, какой-то тоннель у нас есть?
Некоторое подобие тоннеля в Минске есть. На участке 1-го городского кольца, который соединяет улицу Московскую и проспект Дзержинского, улица Домашевская ныряет под путепровод для железнодорожной линии, соединяющей станции Минск-Пассажирский и Институт Культуры. Почему-то строители не сумели в этом месте возвести изящный изогнутый пролет ровно на ширину двух колей рельсов, поэтому установили «лесенкой» сразу несколько мостов. Для машин получился почти тоннель, а для городской территории — крайне нерациональное использование земли в центре города.
Аналогичную конструкцию применили севернее, тоже на улице Домашевской, где проходит заводская железнодорожная ветка. С высоты это выглядит вот так:
- Ремонт авто в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- В старых домах минской Осмоловки прорубили огромные окна и двери, несмотря на охранные зоны. А что, так можно было?
- «Жуть как воняет». В Минске сильный смог и запах гари. Что происходит? Вот что мы узнали
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: