
Во время обсуждения законопроекта на правовом форуме очень многим пришлась не по вкусу необходимость для велосипедистов и самокатчиков спешиваться на перекрестках. Большинство комментариев были посвящены именно этому пункту. Многие считают, что, наоборот, надо было ввести дополнительные ограничения для водителей при проезде через пешеходный переход.
Вот один из комментариев.
«На личном опыте проверено, что спешиваться — бессмысленно. Чем дольше находишься на переходе — тем больше шансов попасть под машину. Если вы хотите уменьшить количество ДТП, ограничивайте скорость на пешеходном переходе для автомобильного транспорта до 10 км/ч с установкой радаров контроля скорости».

Но указ все-таки ввел обязанность спешиваться. Теперь пункт ПДД звучит так:
150. Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движениях пешеходов, за исключением случаев движения:
По велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;
На перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 1481 настоящих Правил. […]
В нем есть и другие пункты, но остальные более понятны, а эти два пункта, где можно не спешиваться, написаны довольно сложным языком, что и привело к массовому непониманию ситуации участниками дорожного движения.
Разберем их подробно.
«По велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов».
Что это значит? Это значит, что если на велопереезде есть специальный светофор для велосипедов — то здесь можно не спешиваться.

Что такое велопереезд? В новой редакции ПДД сказано так:
2.61. Велосипедный переезд — элемент велосипедной дорожки, предназначенный для движения велосипедистов и водителей СПМ через проезжую часть дороги и обозначенный дорожным знаком «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
Знаки «Велосипедный переезд» выглядят так.

Также велопереезд обозначается дорожным знаком пешеходного перехода с дополнительно нанесенным изображением велосипедиста, вот таким:

Сам велопереезд обозначают на асфальте зеленым цветом.
Итак, если видите велопереезд и специальный велосветофор — можно не спешиваться. Если велопереезд без светофора — спешиваться надо.


И вот тут многие усмотрели противоречие со следующим абзацем правил, где официально можно не спешиваться:
«На перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 1481 настоящих Правил».
Вот перекресток, вот велопереезд без специального велосветофора — значит, можно не спешиваться?

Нет, нельзя.
Почему? Потому что велопереезд этот находится не на перекрестке. Сложно поверить, но это именно так — сейчас докажем.
Открываем ПДД.
2.45. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников.
Теперь снова смотрим на фото. Видите — закругление проезжей части закончилось — значит, закончился и перекресток. А велопереезд находится вне этих закруглений — то есть, за ними. А значит, и вне перекрестка. И пункт ПДД отдельно говорит: пересечение с велодорожкой (а велопереезд — это часть велодорожки) не является перекрестком.
То есть, такие вот много где встречающиеся в городе велопереезды без велосветофоров рядом с перекрестками однозначно требуют спешивания велосипедистов и самокатчиков.
Так а для кого и для чего тогда написан пункт, разрешающий не спешиваться на велопереезде на перекрестке? Этот пункт применяется в том случае, когда велодорожка идет, например, по проезжей части улицы. Blizko.by рассказывал про такую велодорожку с велопереездом и велосветофором вдоль улицы Веры Хоружей в Минске.

Вот так выглядят велопереезды без велосветофоров на перекрестках, на которых можно не спешиваться.


Резюмируем: видишь велопереезд с велосветофором — можно ехать на велике/самокате, а если такого светофора нет — надо спешиваться. Если велодорожка и велопереезд идут по проезжей части — тоже можно не спешиваться. Это все?
Нет, не все.
Оказалось, что велосветофоров в городе очень мало, а мест, где можно было бы проезжать, не спешиваясь, намного больше. И тогда ГАИшники придумали новшество: специальные таблички, обозначающие светофор. То есть, этакий светофороимитатор.
Министр внутренних дел Иван Кубраков объяснял:
— Чтобы передвижение велосипедистов и пользователей СПМ было наиболее комфортным, на пешеходных переходах дополнительно будут устанавливаться велосветофоры. С учетом того, что это не быстрый процесс, для оперативности разработана и, согласно пункта 4 ПДД, главным управлением ГАИ МВД Беларуси утверждена специальная табличка. Если на велосветофоре горит зеленый сигнал, то велосипедист либо водитель СПМ может пересекать проезжую часть, не спешиваясь. Таким же образом они будут поступать в случаях, когда на пешеходном светофоре горит зеленый сигнал, а снизу размещена табличка, обозначающая велопереезд.
Что за пункт 4 ПДД, на которые ссылается Кубраков? Он гласит, что ГАИ может согласовывать дорожное движение в случаях, не оговоренных правилами, а также при применении в экспериментальных целях технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных правилами и техническими нормативными правовыми актами. Вот эти новые таблички как раз под этот пункт и подходят.
Блогер Kazzz_by показал, как выглядит такая светофорная табличка в городе.

А вот еще одна табличка на улице Чюрлениса.

Итак, если при пешеходном переходе специального велосветофора нет, а есть только пешеходный светофор и светофорная табличка, то самокатчики и велосипедисты могут пересекать дорогу, не спешиваясь.
Где еще можно не спешиваться?
Например, при движении по линии тротуаров или обочин. В основном это касается сельской местности, где через каждые 20–30 метров пересечение, выезд из жилой зоны, а пешеходного перехода или велопереезда нет.
Заодно напоминаем, что даже там, где можно не спешиваться, нельзя гнать на своем самокате или велосипеде на полной скорости. ПДД предупреждает:
151. При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги в случае ее пересечения по велосипедному переезду, линии тротуаров или обочин велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
ГАИ Беларуси разработала специальные поясняющие карточки, наглядно показывающие, где можно спешиваться, а где нельзя. Их выложили несколькими видеонарезками в TikTok, но без пояснений, чем еще больше всех запутали. А мы сейчас распутаем для вас обратно.
Зеленая рамка на фото — можно не спешиваться.
Почему не спешиваемся? Потому что при велопереезде есть велосветофор.


Почему не спешиваемся? Потому что на переходе есть светофорная табличка (имитатор светофора для велосипедистов).


Почему не спешиваемся? Потому что здесь велопереезд идет по перекрестку проезжей части.


Почему не спешиваемся? Потому что велосипедист едет по линии тротуаров и обочин, и здесь вообще нет специальной разметки и/или знаков. Такое сплошь и рядом встречается в частном секторе или за городом.




Красная рамка на фото — спешиваться обязательно!
Почему спешиваемся? На велопереезде нет специального велосветофора.


Почему спешиваемся? На пешеходном переходе есть пешеходный светофор, но нет специальной таблички, обозначающей велосветофор.


Почему спешиваемся? На пешеходном переходе нет никаких светофоров и велотабличек, но нанесена разметка и установлены дорожные знаки — то есть, здесь есть организация дорожного движения.


Между прочим, гродненские гаишники даже сняли рэп на тему новых ПДД и спешивания в частности. И положили его на музыку из песни «Кружим» рэпера Сереги — из тех времен, когда он на ТВ еще пел, а не говорил. Зацените!
Ну вот, теперь мы вас все разъяснили-разжевали. Стало все понятно: где и когда надо спешиваться, а где не надо.
Но нужно отметить, что ГАИшники все равно внесли немного неразберихи. Цитируем «Беларусь сегодня».
«Некоторые наши читатели интересуются, что подразумевает термин «спешиваться». Допустим, велосипедист одной ногой стоит на педали, а другой отталкивается от асфальта, считается ли это нарушением? Этот вопрос мы адресовали начальнику главного управления ГАИ МВД Виктору Ротченкову:
— Основная цель спешивания — безопасность при движении через переход. Если самокатчик или велосипедист движется со скоростью шагом идущего человека, то претензий со стороны Госавтоинспекции не будет».
Кстати, а что будет тем, кто нарушает эти новые правила? «СБ» подготовила краткие и емкие таблички.




- Ремонт велосипедов в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- В Минске перестали ходить «городские электрички». Что случилось?
- Что видно с самых верхних этажей нового дома в Академгородке в Минске? Полюбовались красотами
Фото: Александр Лычавко, Инга Шугало, @Kazzz_by, ГАИ, Яндекс.Карты
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:
