О чем этот текст:
- Так будут авиарейсы внутри Беларуси или нет?
- Лететь внутри Беларуси — это далеко или близко?
- А какие авиарейсы были самыми короткими совсем недавно?
- А какие рекордно короткие авиарейсы были в советское время?
Так будут авиарейсы внутри Беларуси или нет?
Валерий Егоров, начальник отдела развития аэропортов ГП «Белаэронавигация», недавно рассказал в интервью СТВ, планируется ли возобновить авиарейсы внутри страны:
— Транспортная инфраструктура Беларуси — она очень хорошо развита наземным транспортом, чем воздушным. Тем более, что для сообщения между городами воздушных судов малой вместимости пока, в общем-то, нет в Беларуси. Это первое. Второе: все-таки авиация является дорогим видом транспорта.
Хоть прямо и не сказано, но все же в ответе читается: нет, не будет. По крайней мере, в ближайшее время.
Кстати, еще в 2019 году директор Департамента по авиации Минсктранса Артем Сикорский рассказывал, что рассматривается возможность запустить внутренние авиарейсы:
— Мы рассматриваем сейчас полеты на длинные расстояния, как Гомель — Гродно, Брест — Витебск. Почему этот проект долго идет: необходимо, чтобы была экономическая целесообразность как для эксплуатанта, так и для пассажира. Если человек готов заплатить какую-то сумму, но добраться гораздо быстрее, ему будет выгоден перелет.
С тех пор многое изменилось, коронавирус сильно ударил по авиаотрасли.
Но сейчас региональные аэропорты Беларуси стали оживать: из Гомеля выполняются регулярные рейсы в Москву (Внуково, Шереметьево) и Санкт-Петербург, из Бреста — в Москву (Шереметьево) и Санкт-Петербург; плюс чартеры на южные курорты. В конце апреля «Белавиа» также запускает регулярные авиарейсы из Могилева в Москву (Шереметьево). Из Витебска летают чартерные рейсы в Турцию и Египет.
Особняком стоит пока что аэропорт Гродно, из которого нет ни регулярных, ни чартерных рейсов. Частично это связано с неважным состоянием ВПП в аэропорту. Между тем, как рассказывал Blizko.by, именно гродненскому аэропорту прочили наибольшее число различных авиарейсов — как обычных, так и лоукост. Но реальность оказалась совсем другой.
Лететь внутри Беларуси — это далеко или близко?
В январе 2020-го министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко рассказал про внутренние рейсы:
— Если честно, то я такой перспективы не вижу. Мы сегодня сокращаем время движения поездов между крупными городами, из Гомеля до Минска можно доехать уже за три часа. В аэропорт же нужно приезжать за два часа до вылета, потом полет, дорога из аэропорта. Получается сопоставимое время, а стоимость билета может быть дороже.
При этом он не исключил: если говорить о полетах, к примеру, из Витебска в Брест (то есть, на дальние расстояния), то в этом есть целесообразность. «Но надо четко просчитывать, кто будет летать этим рейсом, будет ли там постоянный пассажиропоток, какой тип воздушных судов можно использовать».
Так все-таки, давайте установим: лететь внутри Беларуси — это близко или нет? А ехать поездами/автобусами — быстрее или нет?
Blizko.by составил небольшую табличку расстояний между аэропортами областных центров Беларуси (не считая Минска). Вот как она выглядит — от самых коротких до самых дальних:
- Могилев - Витебск: 130 км
- Гродно - Брест: 165 км
- Гомель - Могилев: 170 км
- Гомель - Витебск: 295 км
- Могилев - Гродно: 400 км
- Витебск - Гродно: 445 км
- Могилев - Брест: 465 км
- Гомель - Гродно: 480 км
- Гомель - Брест: 485 км
- Витебск - Брест: 545 км
Пожалуй, запускать самолеты между двумя самыми маленькими по населению облцентрами страны (Гродно и Брест) смысла нет, тем более-то при таком маленьком расстоянии между ними. Что интересно: и прямого железнодорожного пути между этими городами нет, кратчайшее расстояние по железной дороге составляет 427 км, но единственный поезд идет еще более длинным путем (580 км) и тратит на это 12 (!) с лишним часов. Зато хоть с автобусами полегче: «всего» 4-4,5 часа.
А что же между самыми удаленными друг от друга облцентрами?
- Гомель – Гродно: расстояние по железной дороге 658 км, ходят два поезда, время в пути от 12 до 14 часов, прямых автобусов или маршруток нет.
- Гомель – Брест: расстояние по железной дороге 530 км, ходят два поезда, время в пути от 8,5 до 10 часов, прямых автобусов или маршруток нет.
- Витебск – Брест: кратчайшее расстояние по железной дороге 641 км, ходят три поезда, время в пути от 8 до 14 часов. Один автобус проходит расстояние между городами (660 км) за 9 часов.
Даже если учесть время на регистрацию в аэропорту и дорогу от города до самолета и от самолета до города, то лететь все равно будет быстрее, чем ехать самым быстрым поездом. Кстати, поскольку в этом случае авиарейс будет внутренний, то можно попытаться обойтись без таможенного контроля и закрывать регистрацию не за 40 минут до вылета, а чуть позже. Когда еще летали самолеты «Гомельавиа», то у автора весь путь от окраины Минска до аэропорта Минск-1, перелета в Гомель и затем трансфера в центр Гомеля занял всего 2,5 часа.
А какие авиарейсы были самыми короткими совсем недавно?
Blizko.by знает все об истории авиации в Беларуси и потому точно может сказать, какие авиарейсы были значительно короче, чем расстояние между областными центрами.
Прямо сейчас авиакомпания «Северсталь» летает из Минска в Калугу — а это 548 километров между аэропортами. То есть, всего на 3 километра больше, чем между аэропортами Бреста и Витебска.
Какие рейсы были еще короче?
- Короче, чем Витебск – Брест (545 км)
Таких мы нашли минимум четыре авиарейса из Минска. Это полеты во Львов (533 км): «Белавиа» летала в этот украинский город с лета 2016 по май 2021 с перерывами на коронавирус. Еще чуть короче — рейс в Варшаву (505 км): белорусские авиаторы летали в столицу Польши еще с 1989 года, польская компания LOT — c 1992-го. Все рейсы закончились весной 2021-го. Почти столько же длился рейс в литовскую Палангу (501 км): «Белавиа» запустила его в июне 2016-го, после коронавируса рейс так и не возобновили. Билеты стоили от 55 евро в одну сторону и от 99 евро туда-обратно. А рейс в Калининград есть и сейчас, но теперь из-за санкций самолет вместо прямых 496 километров преодолевает почти 1.700 км!
- Короче, чем Гомель - Брест (485 км), Гомель - Гродно (480 км), Могилев - Брест (465 км), Витебск - Гродно (445 км)
Таких авиарейсов из Минска тоже минимум четыре. Это полеты в киевские аэропорты Жуляны (420 км) и Борисполь (438 км). Туда летали несколько авиаперевозчиков: UMAir (2005–2008), «Аэросвит» (2010–2013 годы), «Международные авиалинии Украины» (2015–2019), «Белавиа» (все полеты закончились в мае 2021-го). Компания PegasFly в июле-сентябре 2023-го летала в Псков, — это 436 км. Наконец, полет в Ригу — это 425 километров. Туда выполняли рейсы LatAvio (1992), AirBaltic (1996-2021) и «Белавиа» (1998-2021).
- Короче, чем Могилев - Гродно (400 км) и Гомель - Витебск (295 км)
А вот и рекордный по наименьшему расстоянию авиарейс в новое время, в современную эпоху. Это рейс «Белавиа» в Вильнюс: всего 198 километров! Рейс запустили в декабре 2014 года, билеты стоили от 39 евро в одну сторону и от 62 евро туда-обратно. В мае 2021-го полеты прекратились. Во многом этот рейс был создан под тех пассажиров, которые потом из Вильнюса разлетались лоукостами по другим направлениям.
Вот так выглядит карта недавних коротких авиарейсов. Да, любой из этих рейсов короче, чем расстояние между аэропортами Витебска и Бреста. Тут же мы отметили существующий рейс в Калугу.
А какие рекордно короткие авиарейсы были в советское время?
Blizko.by знает ответ и на этот вопрос. В те времена, когда цены на бензин/керосин не особо считали, а прокладывать дороги было дорого и сложно, простым выходом становился именно запуск самолета. Надо из Минска в райцентр? Добро пожаловать на Ан-2. Самолеты летали даже из райцентров в некоторые деревни. У нас оказалось несколько карт с авиамаршрутами за 1960 и 1965 годы.
В те времена были популярны рейсы с несколькими промежуточными посадками, и можно было покупать билеты на разные «плечи» этого маршрута.
Так, рейс Минск – Витебск был прямой, а был с четырьмя (!) промежуточными посадками и, соответственно, отрезками Докшицы – Глубокое (27 км), Глубокое – Ушачи (59 км), Ушачи – Улла (41 км) и Улла – Витебск (60 км). У других самолетов на Витебщине были отрезки Браслав – Миоры (36 км), Докшицы – Воропаево (45 км) и Воропаево – Поставы (25 км).
Рейс Могилев – Мстиславль шел с выполнением посадки в Кричеве, и участок Кричев – Мстиславль составлял 35 км. Участок Климовичи – Костюковичи (также на могилевском рейсе) — 29 км.
У рейсов из Гомеля были отрезки Чечерск – Корма (23 км), Хойники – Наровля (34 км), Хойники – Брагин (23 км), Брагин – Комарин (44 км), Житковичи – Петриков (44 км) и Петриков – Копаткевичи (30 км).
На Брестчине был отрезок авиарейса Давид-Городок – Микашевичи: 25 км.
Самый короткий рейс в регионах, что мы нашли, был таким: Гродно – Островец. Самолет летел с посадкой в Ошмянах, поэтому участок Ошмяны – Островец составлял всего 21 километр.
Ну и абсолютный рекорд: в 1960-1965 годах на лето из Минска запускали самолеты на море. На Минское море. С 8 утра до 20 часов каждые 10-15 минут вылетал самолет, который доставлял отдыхающих на взлетную полосу в Ждановичах. Время полета — 7 минут, расстояние — 15 километров.
- Турфирмы Минска выбирайте в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Будет новый купол. Как идет реконструкция знаменитой обсерватории Белгидромета в Минске?
- В Беларуси закрывают для пассажиров 30-километровую железнодорожную ветку. По ней пока еще ходит уникальный поезд
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: