Что сказали на этот раз?
Губернатор Гродно Владимир Караник во время визита в Томскую область России (это глубоко в Сибири) заявил, что из западной Беларуси снова готовы наладить авиасообщение с российскими городами, но не все зависит от белорусской стороны.
— Вопрос о возобновлении рейсов из Гродно в Москву и другие города РФ периодически рассматривается, однако окончательно решение о возобновлении перелетов — за авиакомпаниями из России. Как говорится, мяч на российской стороне. Если они проявят заинтересованность с учетом пассажиропотока и самоокупаемости, то мы со своей стороны обеспечим полную готовность.
Разве из Гродно куда-то можно было улететь?
Да, из Гродно неоднократно делали попытки наладить регулярные рейсы. Но сперва скажем о нерегулярных. До коронавируса и санкций все областные аэропорты Беларуси обслуживали в сумме около 100 тысяч пассажиров в год, из них примерно 40 тысяч приходилось на Гомель, а на остальные облцентры — по 15–20 тысяч пассажиров. Судя по статистике за 2021–й, областные города снова обслужили около сотни тысяч, несмотря на санкции и «корону»: это потому так, что чартеры традиционно летают в азиатские и африканские курортные города (Турция и Египет).
А вот что касается регулярных рейсов, то тут картина не столь стабильная и веселая. В последний раз попытка наладить регулярное авиасообщение из Гродно была предпринята в декабре 2021 года. Российская компания Nordwind начала за здравие, но было выполнено всего 2 (два) рейса, и полетная программа прекратилась. Возможно, дело в том, что самолеты вылетали из Гродно в 3 часа ночи, и нашлось очень немного сторонников такого удовольствия? Вот список всех регулярных авиарейсов из Гродно за последние 20 с лишним лет.
- Калининград («Гомельавиа», с 16 августа 2003, отменили через несколько месяцев; также был в 2006).
- Калининград («Белавиа», летний рейс, был в 2011, 2014, 2017, закрыт летом 2019).
- Минск («Гомельавиа», с 16 апреля до 12 мая 2002).
- Москва-Внуково («Атлант-Союз»/«Москва» с 26 января 2009 до января 2011).
- Москва-Шереметьево (Nordwind/PegasFly, с 4 по 6 декабря 2021, выполнено два рейса).
А если заглянуть на 30 лет назад, то увидим, что в 1991-м, в последний год существования СССР, регулярные рейсы из Гродно выполнялись в Гомель, Киев, Минск, Москву, Симферополь, Одессу – Сочи и Нижний Новгород – Челябинск.
А что там по лоукостам?
В заголовке мы написали «снова придут лоукосты». Получается, лоукосты уже когда-то летали в Гродно?
Формально — нет. Но фактически — да. Компания «Гомельавиа», которая выполняла полеты из нескольких областных городов Беларуси, продавала билеты, по сути, по лоукост-ценам. Так, билет на рейс Минск – Гомель стоил в пересчете 11 долларов, что в целом соответствует расценкам бюджетных авиакомпаний. Билет в Гродно тоже стоил относительно небольших денег.
А вот то, что настоящие лоукосты могут полететь в Гродно, официально заявлялось неоднократно. Более того: в Гродно даже обещали создать свой собственный лоукост! Вспомним, как это было.
Еще в 2014 году на базе авиакомпании «Гродно» (ее еще часто называют «Гродноавиа», но это неверное название) собирались создать крупную авиакомпанию, которая будет конкурировать с «Белавиа». В планах была покупка 10 штук «Суперджетов» и старт регулярных рейсов в 2016–м. Забавно при этом, что за весь 2013 год авиакомпания получила чистую прибыль в размере всего 1,5 тысячи долларов. А в 2018 — уже чистый убыток в 36 тысяч долларов. Авиакомпания считается гражданской, но пассажирских перевозок не выполняла и не выполняет.
К этой идее вернулись в 2020 году. Теперь замахнулись уже на лоукост. Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко заявил в июле того года:
— Мы задумались о создании второй белорусской компании, более бюджетной. Для развития конкуренции и перевозок пассажиров. Скажем, в первую очередь гродненское направление рассматриваем, аэропорт Гродно, «Авиакомпания Гродно». Поэтому в ближайшее время будем принимать решение по развитию данного вида перевозок.
Параллельно, в начале 2020 года, компания «Белавиа» тоже работала над созданием лоукост-направлений. Гендиректор Анатолий Гусаров заявил, что первое направление собираются запустить в 2021–м: это будет рейс Гродно – Тель-Авив. Но в мае 2021–го случилась посадка борта Ryanair в Минске и небывалые авиационные санкции в отношении Беларуси, и создание собственных лоукостов закончилось, не успев начаться.
Boeing 737-300 в аэропорту Гродно
Со своим собственным лоукостом не получилось, но авиавласти страны не прекращали попыток привлечь в областные центры лоукосты зарубежные. Под это даже специальную программу приняли.
Еще пять лет назад, в июне 2018–го, замминистра транспорта Алексей Ляхнович рассказал, что гродненский аэропорт рассматривают для привлечения лоукост-компаний. Собирались отобрать белорусский пассажиропоток у аэропорта Вильнюс, через который летали многие белорусы. Компания «Белаэронавигация», которая владеет аэропортом, вела переговоры с какими-то авиакомпаниями. Говорилось о польских перевозчиках (без конкретики), а также об AirBaltic (которая не лоукост).
Осенью 2018–го тогдашний министр транспорта Анатолий Сивак поведал:
— Мы приняли на уровне Министерства программу развития региональных аэропортов, в которой как обязанность прописали, что гродненский аэропорт обязан проводить работы, принять меры для того, чтобы туда полетела лоукост-компания. Но это без условия каких-то дотаций. Я знаю, что и губернатор Гродненской области встречался с такими компаниями. Недавно была встреча и в Правительстве, в которой участвовал и Минтранс, с компанией, представляющей интересы лоукост-компании.
Несколько дней спустя на пресс-конференции директор департамента по авиации Минтранса Артем Сикорский выдал немножечко подробностей:
— Недавно мы встречались с представителями авиационной администрации Омана. Авиавласти Омана рассматривают как возможность выполнения рейсов национальным перевозчиком, так и привлечение оманских лоукост-компаний в областные аэропорты.
Известно, что в то время в Омане работали (и работают до сих пор) национальная пассажирская авиакомпания Oman Air и лоукост SalamAir. Причем этот лоукост летает в Грузию, Азербайджан и Казахстан, но из европейских направлений добрался только до Чехии.
А в начале 2019–го Министерство транспорта привело еще деталей и названий. Артем Сикорский сказал:
— Мы встречались с посольством Венгрии для привлечения WizzAir в аэропорт Гродно. Прорабатывали с компанией S7 полеты в аэропорт Гродно.
Также — что обсуждали организацию полетов из Кракова в Гродно и из Варшавы в Гомель.
Посол Венгрии в Беларуси Жолт Чутора посетил Гродно и тоже подтвердил, что WizzAir ведет переговоры о полетах в областной центр. Тем более что у Гродно и Венгрии есть общие страницы истории — скажем, король Речи Посполитой Стефан Баторий (по-венгерски — Иштван Батори), ведь мать короля была дочерью венгерского казначея. Примерно в то же время WizzAir вел переговоры и об открытии рейса в Минск, но после начала коронавируса все эти планы свернули.
Пожалуй, последний раз слова «Гродно» и «лоукост» стояли в одной связке четыре года назад, в июне 2019–го. Все тот же Артем Сикорский рассказал, что переговоры с лоукостами… продолжаются!
— Авиационная администрация Польши подтвердила интерес к открытию регулярных рейсов в Гомель и Гродно. В эти же аэропорты возможно открытие рейсов азербайджанской лоукост-компании Buta Airways.
Однако это еще не конец планов для аэропорта Гродно. В октябре 2019–го начальник Гродненского филиала ГП «Белаэронавигация» Анатолий Купрашевич буквально ошеломил общественность:
— Недавно в Гродно прошли переговоры с китайской делегацией. Авиакомпания Hainan Airlines изъявила готовность выполнять полеты из Гродно. Направление очень перспективное, и, если получится окончательно договориться, для регионального аэропорта это будет очень серьезным прорывом. Рейсы на Хайнань, уверен, будут заполняться не только белорусами, но и жителями близлежащих стран-соседок – Польши, Литвы.
Но и в Поднебесную из белорусского приграничья не полетели.
То есть, в разное время в аэропорт Гродно сватали следующие лоукосты и более привычные авиакомпании.
- «Гродно»
- «Белавиа»
- AirBaltic
- WizzAir
- S7
- Oman Air
- SalamAir
- Buta Airways
- Hainan Airlines
- Неназванные авиакомпании Польши
Но в условиях санкций авиакомпаниям Евросоюза запрещено летать в Беларусь, а восточное направление неплохо обслуживается «Белавиа», FlyDubai, Uzbekistan Airways, Air China.
Грузовые самолеты авиакомпании «Гродно» в аэропрту Гродно
Кто сейчас может реально полететь в Гродно
Владимир Караник во время своего визита в Томск сказал, что «мяч на российской стороне». Мы просмотрели приказы Росавиации о выдаче допусков на полеты в Беларусь и поискали, как часто там встречается Гродно. Иными словами: каким российским авиакомпаниям разрешено летать в Гродно?
Выбор очень небольшой: это та же самая Nordwind и аффилированная с ней PegasFly («Икар»). В апреле 2021-го они получили право летать из Гродно в Москву и Калининград (по 7 раз в неделю). Других компаний с актуальными допусками нет.
Кстати
В гродненском аэропорту выставили на аукцион старое здание бывшей диспетчерской с вышкой наблюдения. За здание 1970 года хотят минимум 466.167 рублей (154.831$). Аукцион пройдет 20 июля 2023 года.
- Курсы иностранных языков в Минске в каталоге Blizko.by
Фото: GrodnoNews.by, Grodno24.by, Ot-vinta.org, gcn.by
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?