Цена проезда в Минске выросла впервые за 3 года, а еще появятся новые проездные и исчезнут старые. Собрали все самое главное

11646
Через несколько дней, с 10 апреля, в Минске дорожает проезд. Прежняя цена талонов побила рекорд по продолжительности действия. А заодно транспортники постарались еще немного упростить запутанную систему проездных билетов. Blizko.by собрал все важные моменты.

 

О чем этот текст:

 

Что там и насколько подорожает?

С 10 апреля, как рассказывал Blizko.by, одна поездка в наземном общественном транспорте Минска (автобус, троллейбус, трамвай, автобус-экспресс, электробус) будет стоить не 85 копеек, как сегодня, а 95 копеек. При покупке у водителя талон будет стоить 1 рубль. Жетон в метро будет стоить не 90 копеек, как сейчас, а 1 рубль.

Изменения коснутся и стоимости проездных билетов. Так, проездной на 10 суток теперь будет стоить 20 рублей 01 копейку (ранее 17 рублей 93 копейки), а на 15 суток – 30 рублей 01 копейку (ранее 26 рублей 89 копеек).

Стоимость месячного проездного на все виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автобус-экспресс и метро) составит 56 рублей 97 копеек (прежняя цена — 51 рубль 05 копеек).

 

Какой рекорд побило новое подорожание?

Новое подорожание стало рекордным. Во-первых, нынешнее подорожание состоялось после рекордной паузы после подорожания предыдущего: прошло без десяти дней три (!) года. Только Blizko.by знает все самые интересные цифры. Вот три рекордных срока между подорожаниями проезда:

  • 1.087 дней (20 апреля 2022 — 10 апреля 2025);
  • 914 дней (30 августа 2007 – 01 марта 2010);
  • 784 дня (01 ноября 2017 – 26 декабря 2019).

Что еще интересного в нынешнем подорожании? То, что теперь проезд в метро стоит ровно в 2 миллиарда (!) раз больше, чем в тот день летом 1984 года, когда подземку открыли. Не верите? Смотрите: с 1984 года и до 1 апреля 1991 года проезд в метро стоил 5 копеек. А вот на следующий день, 2 апреля 1991-го, состоялось первое — и самое знаменитое — подорожание, которое назвали «павловским». Теперь, с 10 апреля 2025-го, жетончик будет стоить ровно 1 рубль. Держим в уме деноминацию 2016 года (10.000:1), 2000 года (1.000:1) и 1994 года (10:1). Таким образом, получаем. Грядущий 1 рубль — это 10.000 рублей в ценах до 2016 года, или 10.000.000 рублей в ценах до 2000 года, или 100.000.000 рублей в ценах до 1994-го. Теперь разделим эту сумму на 5 копеек и получаем: 2.000.000.000 раз — да-да, 2 миллиарда. Именно во столько раз проезд подорожал за прошедшие 34 года.

Но, конечно, мы надеемся, что по проценту подорожания проезда за один раз (в 3 раза, или на 200%), как это случалось в 1991-1992 годах, рекорд не будет ни побит, ни повторен.

 

Ну а теперь-то проезд в общественном транспорте будет окупаться?

Совершенно точно — нет, не будет.

По данным транспортных чиновников, себестоимость поездки в несколько раз выше.

Так, 30 декабря 2024 на открытии трех новых станций метро третьей линии Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев докладывал Александру Лукашенко:

— Сегодня это (метро — прим.ред.) дотируемый вид транспорта, потому что себестоимость одной поездки — 2 рубля 12 копеек, по факту жители платят 90 копеек. Дотация идет из городского бюджета — порядка 134 миллионов рублей ежегодно.

Получается, 1 рубль (новая цена жетончика) составляет лишь 47,2% от себестоимости проезда.

А что по наземному транспорту? Тут данные несколько разнятся. Например, 12 января 2025 газета «СБ. Беларусь сегодня» сообщает:

— Рассказываем: талончик на одну поездку в автобусе, троллейбусе, трамвае нам продают за 85 копеек, но на самом деле должны брать 1,95 рубля.

А уже 28 января председатель Мингорсовета Артем Цуран провел прием граждан и заявил:

— Затраты на коммунальный транспорт у нас очень большие. Если бы он был самоокупаемым, как такси, и талон стоил около 3 рублей, как он должен бы стоить, пожалуйста, можно было бы вводить и льготы.

Выходит, что 95 копеек (новая цена талончика) составят лишь 31,7–48,7% от себестоимости. При этом более верной следует считать себестоимость именно «около 3 рублей», потому что всегда в Минске себестоимость проезда на метро была ниже, чем на наземном транспорте, особенно на автобусе (у него самая большая себестоимость и самая низкая окупаемость).

Возможно, последуют новые подорожания проезда. Например, услуги ЖКХ регулярно дорожают два раза в год — правительство нас приучило к такому подходу. Не удивимся, если и с транспортом придут к такой же регулярности — чтобы хотя бы немного увеличить окупаемость.

 

А что там было с проездными?

Вплоть до августа 2023 года в Минске существовало просто невообразимое число разных тарифов на проездные билеты.


Мы насчитали 194 разновидности плюс 4 вида разовых талончиков и еще жетоны на метро. В сумме выходило 199 (!) видов разных проездных тарифов. Такое огромное разнообразие на самом деле не помогало определиться с видом нужного проездного, а запутывало. Представьте, если бы в магазине вместо десяти разновидностей сметаны было бы 50-100 видов?

Кроме того, у разных проездных были разные сроки действия. Например, на наземный транспорт существовали проездные на 1, 2, 3, 10, 15, 30 и 90 суток, а на совмещенные с «городской электричкой» — на 3, 5, 10, 20 и 30 суток.


С 16 августа 2023 года в Минске ввели так называемый «единый» проездной (автобус, троллейбус, трамвай, автобус-экспресс, метро) и сильно уменьшили число разновидностей проездных. После этой трансформации мы насчитали 57 разных тарифов плюс 2 вида одноразовых талонов и жетон — в сумме 60 разновидностей проездных тарифов. То есть, их стало в три раза меньше, чем было. Кстати, заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктор Тозик говорил:

— Сегодня насчитывается 180 видов проездных документов, с внедрением единого проездного их останется 26.

Значит, еще было куда стремиться. Спустя две недели в Минске снова изменили систему тарифов на проезд общественным транспортом. Тарифную сетку упростили и убрали больше десятка разновидностей тарифов. МАРТ упростил саму тарифную сетку, притом лишь в той части, которая касается проездных на городской общественный транспорт, совмещенных с проездными на так называемые «городские электрички». Теперь будут такие разновидности тарифов: или «городская электричка + 1 вид другого городского транспорта», или «городская электричка + ВСЕ остальные виды транспорта». Из 20 тарифов осталось всего 8: каждая разновидность сроком на 3, 5, 10 или 30 суток.

 

А что будет теперь?

Теперь решили еще немного упростить сетку тарифов и просто отменить некоторые виды проездных.

Так, сейчас пока еще существуют проездные на 1, 3, 7, 10, 20, 25, 30, 40, 50, 60 и 100 поездок. Вместе с подорожанием проезда из продажи исчезнут проездные на 20, 50 и 100 поездок. Останутся только варианты на 1, 3, 7, 10, 25, 30, 40, 60 поездок. При этом у проездных на четное число поездок срок годности — 120 суток, а у проездных на нечетное — 1 год, и проездные на нечетное число поездок существуют только на наземный транспорт. Для чего вообще нужны эти проездные, действующие год? Они удобны для тех, кто редко ездит на каком-то виде транспорта. Например, некто Вася Пупкин ездит на работу и по делам только на метро, а всеми остальными видами транспорта пользуется редко – пару раз в месяц. Тогда он записывает на свою карточку 25 поездок и знает, что если придется вскочить в автобус, то будет чем оплатить проезд, и не переживает по поводу того, что поездки «протухнут».

Также немного изменили проездные, действующие короткий срок. Так, до сих пор существовали проездные на 1, 2 и 3 суток. Транспортники называли их удобным вариантом для приезжих: мол, приехал в Минск на выходные, купил такой краткосрочный проездной и горя не знаешь. Правда, по какой-то причине по этим проездным нельзя было ездить на метро, что сильно ограничивало их применение.

Теперь будет так: проездной на 2 суток исчезает, а проездные на 1 и 3 суток дополняют возможностью ездить и на метро. При этом, конечно, они станут дороже. Так, проездной на 1 сутки будет стоить 4,81 рубля (старая цена — 4,20 рубля), на 3 суток — 14,43 рубля (старая цена — 10,23 рубля). Эти проездные теперь официально называются «туристические».

Можно заметить, что проездной на 3 суток стоит ровно как три проездных на 1 сутки — выигрыша в цене от этого «мелкого опта» нет никакого (при старых ценах можно было сэкономить два рубля).

 

А сколько теперь будет стоить самый дорогой проездной?

До сих пор самым дорогим проездным на число поездок был вариант на 100 поездок: он стоил 70,55 рубля (причем его разновидности для метро не существовало). Поскольку с 10 апреля этот вид проездных отменяется, то самой дорогой станет карточка на 60 поездок на метро ровно за 51 рубль (получается, что каждая поездка обойдется не в 1 рубль, а в 85 копеек).

«Единый проездной» на месяц на все виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автобус-экспресс, метро) будет стоить 56,97 рубля (старая цена — 51,05 рубля).

Но есть еще такая разновидность проездных, как «весь городской общественный транспорт + городские электрички». Сейчас такой проездной стоит 92,43 рубля. А по новым ценам будет стоить, судя по тарифам, 98,35 рубля.

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:










Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Финансы»


Каталог Минска


Финансы