Что произошло?
В Минске начал действовать «Единый проездной» на общественный транспорт. Вообще-то, такой единый билет был и раньше, просто его так не называли.
Из важных плюсов для пассажира: разных вариантов проездных стало намного меньше, а проездной на все виды теперь стоит намного дешевле, чем раньше.
Как было раньше?
Blizko.by уже рассказывал, что до сего дня в Минске было 199 разных видов проездных документов (тарифов) на городской общественный транспорт. Пассажиры часто путались в них и не могли с ходу выбрать, какой вариант купить. Разновидности вроде «Трамвай-троллейбус-метро» на 15 суток по выгодности спорили с проездным на столько-то поездок плюс столько-то жетончиков.
Транспортники сами признавались, что слишком много разных тарифов — неудобно, но долгие годы не могли ничего поделать.
Важно отметить: то, что транспортники сейчас называют «Единым проездным», существовало и раньше. То есть, проездной одновременно на автобус, автобус-экспресс, троллейбус, трамвай и метро.
Кроме того, у проездных на определенное число поездок были разные сроки действия (60 и 80 суток) — пассажиры опасались, что не успеют использовать все поездки, и те просто «сгорят».
Вот как выглядели старые тарифы в кассе метро.
Как стало теперь?
Самое важное из изменений — это то, что исчезли многочисленные разновидности проездных на 2, 3 и 4 вида транспорта. То есть, сейчас нельзя купить карточку на «автобус — трамвай» или «автобус-экспресс — троллейбус — метро». Таким образом, удалось избавиться от сотни с лишним разновидностей проездных.
Кроме того, полностью отказались от отдельного проездного на автобусы-экспрессы. В новых тарифах экспрессы вообще нигде не упоминаются: раз автобус городской — значит, любой городской автобус, и неважно, обычный он, скоростной или экспрессный. Поэтому теперь в экспрессах можно ездить по обычному проездному на автобус или по обычному талончику.
Система упростилась, и теперь только так: проездной либо на один вид транспорта, либо сразу на 4 вида (автобус, троллейбус, трамвай, метро) — это и есть тот самый «единый билет». Особняком стоят «городские электрички», о них скажем ниже.
Полного отказа от разделения на виды транспорта, о чем давно уже говорили в транспортных кругах, не произошло. И теперь, покупая проездной на один вид транспорта, надо уточнять, на какой именно: на автобус, или на троллейбус, или на трамвай, или на метро.
И если проездной на один вид стоит столько же, сколько и раньше (38,25 рубля на месяц для наземного транспорта и 40,50 рубля для метро), то единый проездной на 4 вида транспорта сильно подешевел: было 69,86 рубля — стало 51,05 рубля (а это на 27% дешевле!). Столько раньше стоил проездной на 2 вида наземного транспорта.
Единый проездной существует на 10, 15, 30 суток с выбранной пассажиром даты и на календарный месяц.
Что с проездными на определенное число поездок?
Проездные на определенное число поездок постарались «привести к общему знаменателю».
Раньше проездные на 10, 20, 30, 40 и 50 поездок действовали 60 суток, а на 60 и 100 поездок — 80 суток. Плюс были проездные на 1, 3, 7 и 25 поездок, которые действовали целый год.
Сейчас будет так: карточки на 10, 20, 30, 40, 60, 60 и 100 поездок будут действовать 120 суток со дня продажи (включая день продажи), — уже меньше вероятности, что неиспользованные поездки «сгорят». Они могут быть как на наземный транспорт, так и на метро.
При этом проездные на 1, 3, 7 и 25 поездок тоже сохранятся и будут действовать год. Эти проездные существуют только на наземный транспорт.
Как не запутаться в них? Можно попробовать такую подсказку: у всех проездных с четным числом поездок срок годности 4 месяца (120 суток), у все с нечетным числом поездок — год (365 суток).
Для чего вообще нужны эти проездные, действующие год? Они удобны для тех, кто редко ездит на каком-то виде транспорта. Например, некто Вася Пупкин ездит на работу и по делам только на метро, а всеми остальными видами транспорта пользуется редко – пару раз в месяц. Тогда он записывает на свою карточку 25 поездок и знает, что если придется вскочить в автобус, то будет чем оплатить проезд, и не «парится» по поводу того, что поездки «протухнут».
Вот уже новые тарифы в кассах метро.
И что: больше не будет никакой путаницы?
Теперь однозначно можно сказать, что разных тарифов стало значительно меньше. В начале августа заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктор Тозик говорил:
— Сегодня насчитывается 180 видов проездных документов, с внедрением единого проездного их останется 26.
Впрочем, мы произвели собственный подсчет. Тогда у нас получилось 194 разновидности плюс 4 вида разовых талончиков и еще жетоны на метро. В сумме выходило 199 (!) видов разных проездных тарифов.
А что сейчас? Теперь мы насчитали 57 разных тарифов плюс те же 2 вида одноразовых талонов и жетон — в сумме 60 разновидностей проездных тарифов. То есть, их стало в три раза меньше, чем было, но все еще далековато до обещанных 26.
А еще транспортники, избавившись от одной путаницы, породили новую. Она кроется в тех тарифах, где указана стоимость проездных, совмещенных с поездами так называемых «городских линий» (они же «городские электрички»).
Возьмем для примера месячный проездной. Следите за цифрами.
- 1 вид транспорта – городские электрички: 91,43 рубля
- 2 вида транспорта – городские электрички плюс наземный транспорт: 105,15 рубля
- 2 вида транспорта – городские электрички плюс метро: 107,4 рубля
Пока все логично: больше видов транспорта — дороже платишь. А теперь смотрим тариф на проездной на вообще все виды транспорта.
- 5 видов транспорта – городские электрички плюс наземный транспорт + метро: 91,19 рубля
Понять и объяснить это никак невозможно. Почему отдельный проездной только на электрички стоит дороже, чем на электрички, метро, автобусы, троллейбусы и трамваи, вместе взятые? Кто станет покупать более дорогой билет с гораздо меньшими возможностями?
А есть ли еще что улучшить?
Конечно, улучшать систему еще есть куда. Например, унифицировать все проездные, которые действуют определенное число дней, потому что сейчас там неразберихи хватает.
Например, проездные на 1 и 2 суток существуют только на наземный транспорт, а на 20 суток — только на городские электрички. На 3 суток — либо только на наземный транспорт, либо на любую вариацию с городской электричкой, но варианта «наземный + метро» нет. На 5 суток — комбинации только с городской электричкой, без нее варианта нет.
Было бы куда логичнее, если бы у всех сроковых проездных были одинаковые вариации. Тогда, скажем, двухсуточный единый проездной на наземный транспорт и метро стал бы хитом среди туристов и иногородних.
При этом часть тарифов можно проредить и исключить, иначе ряд 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 30 суток выглядит избыточным. Скажем, убрать на 3 (либо 5) и 20 суток.
А проездным на 1, 3, 7 и 25 поездок не хватает вариации «только на метро» для тех, кто пользуется подземкой редко.
Для этого трем ведомствам — «Минсктрансу», Минскому метрополитену и БЖД — придется немало потрудиться, чтобы договориться. По крайней мере, если транспортники заявляли, что собираются прийти к 26 тарифам — значит, какие-то идеи и планы у них есть.
Что с теми проездными, которые уже проданы?
Они останутся работать до истечения срока действия или поездок. Например, в новых тарифах вообще не осталось такой разновидности проездного, как «25 поездок на экспресс» — но уже проданный ранее такой проездной будет действовать все 365 суток своей годности. Это же касается и проездных на 90 суток, которых больше не осталось, и разовых талонов на экспресс.
Где посмотреть все тарифы?
Все тарифы на проезд по Минску собраны на сайте «Минсктранса» по этой ссылке, а вот здесь вы найдете удобный калькулятор тарифов и сможете самостоятельно сравнить, какой проездной вам будет выгоднее: на число поездок или на число дней.
- Нотариальные конторы в Минске в каталоге Blizko.by
Фото автора
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?