В Минске хотят убрать разделение проездных по видам транспорта. Что в этом хорошего и как будет работать?

18407
В Минске собираются убрать разделение проездных по видам транспорта и оставить один вид — на просто наземный транспорт. Идее, кстати, уже не один год. При своих очевидных плюсах видятся и очевидные сложности. Blizko.by разбирался в вопросе.

 

Что придумали?

В Минске собираются ввести единый проездной на городской наземный транспорт. Это значит, что исчезнет разделение проездных на виды транспорта «только автобус», «только троллейбус», «автобус-троллейбус-трамвай» и так далее.

Об этом сообщил на пресс-конференции «Настоящее и будущее пассажирских перевозок в Беларуси» заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктор Тозик.

 

Когда хотят внедрить новшество?

С 1 сентября этого года. Правда, пока это еще не окончательная дата и не официальное решение. Государственные СМИ пишут «единый проездной может появиться» и дают цитату Виктора Тозика «До 1 сентября планируется внедрение единого проездного документа».

То есть, пока это лишь планы. Которым, кстати, уже не один год.

С другой стороны, СТВ цитирует директора «Столичного транспорта и связи» Юрия Супрановича, который говорит уверенно:

— Введение единого проездного будет реализовано в этом месяце, в августе. Это мероприятие позволит облегчить работу.

 

Это новая идея или нет?


Идея точно родилась не сегодня и не вчера.


Еще в феврале 2020 года — то есть, три с половиной года назад — замгендиректора «Минсктранса» Елена Романова уже говорила, что работа над единым проездным ведется.

 

— Есть ли в планах введение единого проездного на метро и на общественный транспорт наземный?

— Здесь хочу отметить, что это два хозяйствующих субъекта, разных. Поэтому на наземные виды транспорта есть. Но мы планируем ввести единый проездной документ на автобус, троллейбус, трамвай и электробус.


В январе 2022 года заместитель председателя Мингорисполкома Юрий Трущенко говорил, что минские власти рассматривают вопрос введения единого проездного на все виды общественного транспорта, в том числе метро.


Правда, он отметил, что это дело небыстрое.

— Возможно, на это понадобится несколько лет, но в перспективе это планируется.

Кстати, одновременно с этим собирались ввести сквозную нумерацию всех видов городского транспорта, чтобы у автобусов и троллейбусов не было одинаковых номеров. Тогда и идея с единым проездным становится более логичной.

В феврале уже этого года заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич во время посещения первого транспортного парка «Минсктранса» тоже затронула тему единого проездного:

— Инициативу поддержали в том числе сами транспортники. Конечно, мы выслушивали мнения пассажиров, этот вопрос обсуждался на многих встречах. Очевидно, что проблема упрощения системы оплаты проезда существует. Да, мы планируем ввести единый проездной, и, скорее всего, это произойдет во втором полугодии 2023-го. Предстоит определиться с тарифами, пройти необходимые согласования и т. д. В итоге пассажиры будут чувствовать себя свободными в выборе конкретного вида транспорта и маршрута следования, а также сэкономят на покупке нескольких видов проездных.

 

Что не так с теперешними проездными?

Транспортники сами признают, причем уже не один год: сейчас в Минске много, очень много, слишком много вариаций проездных билетов. Виктор Тозик говорит:

— Сегодня насчитывается 180 видов проездных документов, с внедрением единого проездного их останется 26.

Мы отправились на сайт «Минсктранса» и сами сосчитали все разновидности проездных. У нас получилось 194 разновидности плюс 4 вида разовых талончиков и еще жетоны на метро. В сумме выходит 199 (!) видов разных проездных тарифов.

Такое огромное разнообразие на самом деле не помогает определиться с видом нужного проездного, а запутывает. Представьте, если бы в магазине вместо сметаны полутора десятков разновидностей массы и жирности было 50-100 видов?

Кроме этой проблемы, есть и еще одна. Проездные на разные виды транспорта стоят одинаково. Допустим, месячный проездной на автобус стоит столько же, сколько и на трамвай: 38 рублей 25 копеек. Но при этом в Минске работают 215 городских автобусных маршрутов (на них курсируют 1.335 автобусов) и всего 10 маршрутов (135 трамвайных вагонов). Суммарная протяженность автобусных маршрутов — 4.790 километров, а трамвайных — 166 километров.

У любого минчанина намного больше возможностей воспользоваться автобусом в любой точке города и намного меньше — трамваем, чья сеть представляет собой большую букву Х. Пассажиры видят в этом несправедливость: на автобусе можно добраться куда угодно, а на трамвае — лишь в ограниченное число мест, — а проездной стоит одинаково.

 

Новый проездной действительно будет единым?

Факт того, что проездной будет единым, не может не радовать. Но пока неясно, насколько он будет действительно единым. Напомним: в ранних интервью транспортники противоречили друг другу и говорили, что проездной охватит только наземные виды транспорта, но одновременно говорили, что и метро тоже.

Но, судя по тому, как дело обстоит сейчас, можно сомневаться, что будет действительно единый проездной на все виды наземного транспорта.

Например, при внедрении проездных на 1-2-3 суток (которые могли бы стать очень популярными у туристов) ведомства не смогли договориться, и эти суточные безлимитные проездные действуют только на наземный транспорт, без метро. Это же касается и проездного на 90 суток. С другой стороны, трехсуточный проездной на все виды городского транспорта, который включает проезд на поездах так называемых «городских линий», захватывает и метро (автобус, автобус-экспресс, троллейбус, трамвай, метро, городская электричка).

 

Еще неясно, какие именно это будут тарифы, и остается лишь понадеяться, что они будут унифицированы по срокам между разными видами транспорта. Например, сейчас на наземный транспорт существуют проездные на 1, 2, 3, 10, 15, 30 и 90 суток, а на совмещенные с «городской электричкой» — на 3, 5, 10, 20 и 30 суток. Логичным видится выравнивание линейки до вариаций в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 30 и 90 дней, но будет ли сделано именно так или иначе — транспортники пока не делятся подробностями.

 

По крайней мере, специалисты говорят, что из нынешних почти 200 видов проездных останется «всего» 26.

 

Сколько может стоить единый билет

Официально никто не называет стоимость такого единого билета. Со стороны городских властей было бы логичным сделать цену повыше, чем сейчас у проездного на один вид. Ведь если сейчас такой месячный проездной на автобус стоит 38,25 рубля, то с новым проездным билетом пассажир сможет пользоваться большим числом транспорта. Более обширная услуга и стоить должна больше.

Неофициально транспортники говорят, что такой единый проездной может стоить 51 рубль — и именно столько (а точнее, 51 рубль 05 копеек) сейчас стоит проездной на два вида наземного транспорта.

Увеличение цены совершенно очевидно приведет к возмущению части пассажиров. «Мне хватает одного трамвая от дома до работы, почему я из-за других сейчас должен платить больше?» — пример жалобы, которые точно последуют.

 

И что, уже в сентябре у минчан будут новые единые проездные?

Новость о том, что такие единые проездные введут «до 1 сентября» и «уже в этом месяце, в августе» появились вчера, 3 августа. То есть, на внедрение остается меньше четырех недель.

Это тоже выглядит странным, ведь предстоит если не коренная, то существенная смена привычек пассажиров, их предпочтений, переучивание кассиров и контролеров, печать новых таблиц с тарифами. Нужно время, чтобы к этому привыкнуть и в указанный день быть уже подготовленными.

Например, о том, что в Минске внедрят электронные проездные на бесконтактных смарт-картах, начали подробно говорить еще в конце 2012 года, а в сентябре 2013 четко объявили: система начнет действовать полностью в июле 2014–го. Внедрение было постепенным: в январе 2014–го — электронные компостеры в трамваях, с 1 марта — также в автобусах и троллейбусах. Параллельно с февраля начали устанавливать валидаторы для карточек в трамваях, а в апреле — и в автобусах-троллейбусах. Полный переход состоялся даже чуть раньше обещанного: с мая 2014 года.


Но все равно подробное информирование и поэтапное внедрение длилось несколько месяцев. А сейчас еще нет никаких подробностей, но есть точный срок, и срок этот очень короткий.


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск