Минск побил рекорд по подорожаниям проезда. Сколько на самом деле должны стоить талончик на автобус и жетончик на метро?

17092
Вчера городские власти рассказали, сколько должен стоить талончик на автобус, чтобы поездка окупалась. И эта цифра дополняет уже озвученные ранее величины. Blizko.by попытался выяснить, сколько на самом деле составляет себестоимость одной поездки и нужно ли в связи с этим ждать очередного подорожания.

 

О чем этот текст:


 

Что именно сказал чиновник?

Blizko.by рассказывал: председатель Мингорсовета Артем Цуран провел прием граждан. Один из посетителей затронул вопрос льгот в общественном транспорте. Чиновник ответил так:

— Затраты на коммунальный транспорт у нас очень большие. Если бы он был самоокупаемым, как такси, и талон стоил около 3 рублей, как он должен бы стоить, пожалуйста, можно было бы вводить и льготы. Вместе с тем вопрос ваш проработаем.

Кроме того, дополнил Цуран, действующий тариф и без того льготный, поскольку пассажир, оплачивая проезд, компенсирует менее трети реальной стоимости проезда — остальное восполняет городской бюджет. Ко всему, ежегодно из того же бюджета десятки миллионов рублей направляются на обновление подвижного состава.

 

Чем интересно это заявление?

Любопытно, что в течение последнего месяца звучали и другие официальные показатели о себестоимости проезда, озвученные на высоком уровне.


30 декабря 2024, открытие трех новых станций метро третьей линии. Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев докладывает Александру Лукашенко:

— Сегодня это (метро — прим.ред.) дотируемый вид транспорта, потому что себестоимость одной поездки — 2 рубля 12 копеек, по факту жители платят 90 копеек. Дотация идет из городского бюджета — порядка 134 миллионов рублей ежегодно.

12 января 2025, газета Администрации Президента «СБ. Беларусь сегодня» сообщает:

 

— Рассказываем: талончик на одну поездку в автобусе, троллейбусе, трамвае нам продают за 85 копеек, но на самом деле должны брать 1,95 рубля. Реальная цена поездки в метро — 2,12 рубля, хотя пассажиры платят лишь 90 копеек.

 

У какого транспорта себестоимость проезда выше, а окупаемость ниже?

Выведем процент окупаемости исходя из озвученных данных.

  • Метро, версия Кухарева: цена — 90 копеек, себестоимость — 2,12 рубля, окупаемость — 42,4%
  • Наземный транспорт, версия «СБ»: цена — 85 копеек, себестоимость — 1,95 рубля, окупаемость — 43,6%
  • Наземный транспорт, версия Цурана: цена — 85 копеек, себестоимость — около 3 рублей, окупаемость — ~28,3%

То, что себестоимость проезда наземным транспортом в Минске выше, чем себестоимость поездки на метро (а окупаемость, соответственно, ниже), — не ошибка. Действительно, если мы копнем старые новости, то увидим, что окупаемость наземного транспорта всегда была ниже, чем окупаемость метро.

 

Какими были себестоимость и окупаемость поездок в прежние годы?

Мы проанализировали огромный массив данных начиная с 1991 года. Но совсем уж старые данные использовать не будем, потому что сейчас они нерелевантны. Возьмем цифры за последние годы.

2023, 15 марта. Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко сообщил, что окупаемость поездки в метро составляет 46%. При все той же цене в 90 копеек себестоимость выходит 1,96 рубля.

2020, 2 декабря. Представитель Минского метрополитена Андрей Дроб рассказал, что в ноябре 2020-го пассажиры столичного метро оплачивали 48,1% от стоимости проезда. Жетон тогда (до декабрьского подорожания) стоил 70 копеек. Это значит, что себестоимость поездки составляла 1,46 рубля.

2018, 20 сентября. Директор учреждения «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов приводит данные за первое полугодие: пассажиры компенсировали 46,8% расходов наземного городского транспорта и 61% метро. При цене талончика и жетончика в 60 и 65 копеек соответственно получаем себестоимость в 1,28 и 1,07 рубля соответственно.

Вот еще данные за 2018-й. В Минске окупаемость перевозок наземным городским общественным транспортом (без учета так называемых «городских электричек» БЖД) составила 55,8% (себестоимость выходит 1,08 рубля), конкретно автобусами — 62,3% (себестоимость — 96 копеек), метро — 73,9% (себестоимость — 88 копеек).

Видно, что если еще лет 6 назад окупаемость проезда как на земле, так и под землей сильно превышала 50%, то в последние годы этот показатель снизился и для метро держится на уровне 42-46%. Частично это можно связать с тем, что подорожаний уже давно не было, а курс рубля за это время успел сильно просесть.

 

Когда в последний раз дорожал проезд и как часто это вообще происходит?

Последний раз проезд в государственном городском общественном транспорте Минска дорожал 20 апреля 2022 года: с 75 до 85 копеек в наземном транспорте и с 80 до 90 копеек в метро. То есть, прошло уже почти 3 года.

Кстати, рекорд по наибольшему сроку между подорожаниями уже побит! По состоянию на сегодня, 29 января 2025 года, с момента предыдущего подорожания прошло 1.016 дней. Предыдущий же рекорд продержался 914 дней, или 2,5 года (30 августа 2007 — 01 марта 2010).

А минимальный срок между подорожаниями составил всего 31 день (01 января — 01 февраля 1992).

Если в середине 2010-х проезд дорожал от одного до четырех раз в год (как было в 2011-м), то впоследствии это случалось не чаще раза в год, причем, как мы видим, в последнее время это происходит вообще не каждый год. Так, не было подорожаний в 2018-м, 2021-м, 2023-м и 2024-м.

 

А что там с курсом доллара?

Последние десять лет складывалась такая любопытная закономерность: после подорожания на один доллар по официальному курсу можно было купить три полных талончика (и оставалось еще немного сдачи). В 2014 году эта закономерность нарушалась из-за чехарды с ростом официального курса доллара и появления нескольких параллельных курсов. В том году проезд дорожал трижды — и все три раза одного доллара по курсу Нацбанка хватило бы на покупку только двух талончиков. Но в 2013-м и во все последующие годы после 2014-го сохранялась стабильность: 1 доллар — это три талона (или жетона).

Такая же ситуация была и во время последнего подорожания в апреле 2022-го: талончик подорожал до 85 копеек, жетончик — до 90 копеек, а доллар стоил 2,7967 рубля. Сегодня официальный курс такой: 3,411 рубля, и на эти деньги можно купить ровно 4 талончика.

И большой срок, прошедший с последнего подорожания, и нарушение закономерности «1 доллар = 3 талона» как будто говорят: настало время поднять тарифы. Но, конечно, цены поднимают не потому, что уже давно этого не делали или что доллар подорожал. Зависимость намного более сложная, а процесс принятия решения многоступенчатый.

Транспортные организации («Минсктранс») подают запрос о повышении цены проезда для горожан и сами предлагают обоснованные тарифы. Городские власти (в Минске — Мингорисполком) готовят решения о новых тарифах. Но это решение еще должны согласовать другие ведомства: «Столичный транспорт и связь», юридическое управление Мингорисполкома, МАРТ, Минэкономики. Когда все согласовано — председатель Мингорисполкома подписывает решение и вводятся новые тарифы.

 

А проезд вообще может окупаться?

Чиновники постоянно говорят, что горожане недоплачивают и что общественный транспорт дотируется из бюджета. Но известен по крайней мере один период, когда пассажирские перевозки в Минске были прибыльными.

В январе 1996 года проезд в столице подорожал сразу вдвое: с 750 до 1.500 рублей. Газета «Вечерний Минск» тогда цитировала заместителя председателя Мингорисполкома Петра Семашко: «Сегодня себестоимость одной поездки в наземном транспорте составляет 3.029 рублей, а в метро — 1.405 рублей». То есть, по крайней мере проезд в метро окупался на 107%.

Правда, с тех пор вот уже почти 30 лет проезд не окупается.

 

А проезд сильно подорожал с тех пор, когда стоил 5 копеек?

Вы нам, конечно, прямо так с ходу не поверите, но начиная с 1991 года проезд в метро подорожал уже почти в 2 миллиарда (!) раз.

Считаем. Еще 1 апреля 1991 года проезд в метро стоил 5 копеек, а на следующий день, 2 апреля, состоялось первое — и самое знаменитое — подорожание, которое назвали «павловским», когда среди прочего проезд подорожал ровно в 3 раза.

Сейчас жетончик стоит 90 копеек. Держим в уме деноминацию 2016 года (10.000:1), 2000 года (1.000:1) и 1994 года (10:1). Таким образом, получаем. Сегодняшние 90 копеек — это 9.000 рублей в ценах до 2016 года; 9.000.000 миллионов рублей в ценах до 2000 года и 90.000.000 рублей в ценах до 1994-го. Теперь разделим эту сумму на 5 копеек и получаем: 1.800.000.000 (1 миллиард 800 миллионов) раз. Именно во столько раз проезд подорожал за прошедшие 34 года.

  • Думаете, что подарить близким? Отличные идеи подарков собраны здесь

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Финансы»


Каталог Минска


Финансы