Глобальная музыкальная индустрия демонстрирует тенденцию к росту, сообщается в ноябрьском отчете аналитической компании ReportLinker. По прогнозам, в ближайшие пять лет объем музыкального рынка вырастет с 28,29 млрд до 42,62 млрд долларов США. Одна из тех, благодаря кому в этом глобальном тренде есть вклад Беларуси, – Алена Копысова, певица и менеджер, организатор тысяч аншлаговых проектов, известная умением привлекать слушателей нестандартными форматами концертов и раскрывать таланты начинающих музыкантов с привлечением звезд международной сцены. В интервью Blizko.by Алена рассказала, как стала самым молодым в Беларуси руководителем государственного учреждения, зачем занялась IT-разработками и почему без инновационных технологий у музыки нет будущего.
* Алена Копысова – певица и руководитель музыкальных проектов. В прошлом директор концертной организации «Гомельские городские оркестры», директор Академии вокала Startup (Минск), организатор проекта «Хочу спеть», конкурсов «Микрофон» и «Сияй», а также автор научных статей в журналах European Science, European Research: Innovation In Science, Education And Technology и др.
Алена, вы начинали как певица – со студенческих лет пели в концертном оркестре в родном Гомеле, – но очень быстро перешли в музыкальный менеджмент и сделали молниеносную карьеру. Как это произошло?
Параллельно с пением в концертном оркестре в Гомеле я занялась организацией концертов – своего и других коллективов, которые входили в нашу мини-филармонию «Гомельские городские оркестры». Еще до этого у меня был опыт организации собственного сольного концерта: мне было 19 лет, я договорилась о зале на тысячу мест и продала все билеты. Со стороны это может показаться невозможным, но я мыслила просто: хочу стать певицей, – и пошагово двигалась к своей цели. Сольный концерт был одной из ступенек. Я договорилась с концертной площадкой, придумала программу, нашла артистов – их было около ста человек, и они с радостью приняли приглашение поучаствовать и поддержать меня. Сама продавала билеты: предлагала знакомым, ходила по предприятиям. Далось мне это непросто, но я была одержима своей мечтой. В итоге был полный зал, приехала съемочная группа с телевидения.
Неудивительно, что с таким организаторским талантом вас вскоре назначили руководителем крупнейшей в городе концертной организации «Гомельские городские оркестры». Каких результатов вам удалось добиться на новом месте?
К тому времени, как в 23 года я стала директором организации, я уже несколько лет занималась организацией концертов, и очень успешно. Я умела договариваться на более высокие чеки. Умела сделать предложение, которое предвосхищало ожидания клиента. А главное, была очень гибкой и активной. В организации, куда меня пригласили, накопился ворох финансовых и репутационных проблем, так что требовался человек с незамыленным взглядом и финансовой грамотностью. Мой опыт как раз подошел. Мне удалось вдохнуть новую жизнь в госучреждение с помощью своих методов управления и привлечения клиентов – это помогло сократить расходы и увеличить лояльность зрителей. Мы получили два гранта Министерства культуры, купили новые инструменты и костюмы, привлекли влиятельных корпоративных клиентов. Выручка с моим приходом выросла в разы, а количество клиентов – более чем в пять раз.
Вы организовали и срежиссировали более 3000 концертов, в том числе с участием звезд, которые посетили миллион с лишним человек. Есть концерты, которые до сих пор помните?
Вспоминаю концерты из цикла “Мировые саундтреки”. Идею я подсмотрела в Европе. Сразу почувствовала, что такой проект даст нам новый толчок к развитию. Я настояла на том, чтобы использовались самые популярные фильмы, качественная графика, чтобы у нас была лучшая концертная площадка. Весь проект до мельчайших деталей создавался при моем непосредственном участии и строгом контроле. Не обошлось без сюрпризов: дирижер не поддержал мою идею, посчитав, что оркестру стыдно исполнять такую “попсовую” музыку, и часть репетиций мы провели с другим дирижером. Однако в итоге у нас был аншлаг, в день концерта на улице стояла огромная очередь из желающих купить билеты. Помню гробовую тишину в тот момент, когда подняли занавес и со сцены стало видно: в огромном зале яблоку негде упасть, люди стоят в проходах, чтобы хоть краем глаза увидеть программу. В последующие годы мы продолжили этот цикл еще несколькими концертами.
Был еще яркий проект с норвежско-белорусским музыкантом Александром Рыбаком, который выступил у вас с симфоническим оркестром. Как вам удалось заполучить победителя «Евровидения»?
Я увидела на YouTube ролик, в котором Александр Рыбак играет свои песни на одной сцене с детьми, и подумала, как чудесно было бы воплотить в жизнь нечто подобное и у нас. Связалась с его менеджером и зажгла его этой идеей. Чтобы сыграть на одной сцене с кумиром, к нам приехали дети не только со всей Беларуси, но и из Украины, а зрители были из России, Украины, Польши. Александр раскрыл себя не только как поп-артист, но и как блестящий классический скрипач. Очень горжусь этим проектом.
Продолжением вашей управленческой карьеры стало кресло директора Академии вокала Startup с отделениями в Гомеле, Минске и Витебске. Вы возглавили академию в 2019-м и за три года успели выпустить около 1000 учеников. Как вы добились для нее такой популярности?
Для меня очень много значит доверие тех, для кого я работаю, поэтому я изначально установила максимально высокую планку сервиса и уровня преподавания. В результате удалось собрать штат из педагогов-звезд и опытнейших специалистов, учиться к которым приходили не только новички, но и преподаватели вокала из музыкальных школ. Я организовывала выступления для учеников и вокальные конкурсы, мастер-классы у нас давали победитель «Голоса» Сергей Волчков и Тина Кузнецова.
Один из организованных вами конкурсов – «Микрофон», который вы провели в 2021 году в Минске, – стал необычайно популярным. Как удалось придумать формат, который вызвал живой интерес и со стороны желающих поучаствовать, и со стороны звездных гостей?
Как ни странно, концепция была до боли проста: участники поют на сцене любую песню, которая им нравится, а звездный гость и зрители выбирают понравившегося исполнителя. Но именно этот формат оказался удивительно нужным. Мне удалось провести несколько успешных конкурсов с участием звездных гостей: группы «Лайтсаунд», Юзари, Георгия Колдуна, Зины Куприянович. Что касается исполнителей, к нам приезжали не только из Беларуси, количество желающих спеть просто зашкаливало – до 500 заявок на каждый конкурс! Мы раскрыли потрясающие голоса. Но главным для меня была благодарность участников за то, что в Беларуси наконец-то появилась возможность спеть на классной площадке с качественным звуком и светом любимые песни, не боясь, что их объявят “неформатом”.
В своей области вы не только практик, но и теоретик: занимаетесь исследованиями и публикуетесь в научных сборниках, издаваемых в США и Великобритании. Что интересует вас сейчас?
Недавно я закончила обучение маркетингу в Стэнфорде по программе профессиональной сертификации. Как исследователя, да и как практика меня сейчас больше всего интересует влияние на организацию шоу и фестивалей инновационных подходов, например, виртуальной и дополненной реальности, интерактивных приложений. Я убеждена, что сегодня в музыкальном бизнесе не преуспеть без внедрения новейших технологий. Внимание зрителя нужно постоянно завоевывать, уметь вызвать интерес, а зрители сейчас весьма прогрессивные и довольно искушенные.
К слову о новейших технологиях, вы работаете над приложением для музыкантов. Что оно из себя представляет, и на каком этапе сейчас?
В двух словах, это социальная сеть для исполнителей с соревновательным элементом и возможностью заработка. Моя цель – облегчить налаживание сотрудничества в сфере шоу-бизнеса и дать исполнителям толчок к росту, обеспечив им при этом справедливость и прозрачность оценок. Я дала себе полгода на запуск, но это финансово масштабная история. Поэтому сейчас я создаю MVP-версию, то есть тестовую, которая позволит, используя минимальные средства, запустить проект и проанализировать результаты. Попутно ищу инвестиции.
А книга, которую вы пишете, тоже будет о менеджерских вопросах в музыке?
Не только. Я уже лет десять делаю заметки, выписывая поразившие меня решения и мысли. Меня всегда интересовали вопросы лидерства, мотивации, интуиции, коммуникации, нестандартных управленческих решений – со временем появилась идея упаковать эти знания в книгу. Все кратко, по делу, как для себя. Хочу опубликовать книгу в следующем году в одном из российских издательств.
Скажите, Алена, а к пению, с которого все начиналось, не планируете вернуться? Вы ведь были успешны как певица, участвовали в телепроектах и международных конкурсах, ваша песня «Между нами» собрала на YouTube больше миллиона просмотров.
Можно сказать, уже в процессе: готовлюсь к записи новой песни, общаюсь с композиторами и выбираю новые треки. Меня это очень захватывает. Безусловно, хотелось бы сделать сольный концерт, и не один. Чтобы все случилось так, как я хочу, нужно проделать немало работы, но я уже этим занимаюсь. Пение – это моя отдушина, так что я буду продолжать петь, выступать и записывать свои песни несмотря ни на что.
Что вы считаете главным в своей работе?
Я ничего не делаю просто так: работаю в первую очередь с эмоциями, создаю проекты, которые мотивируют и вдохновляют. Люди после моих конкурсов и мероприятий меняются к лучшему. Во все свои проекты я стараюсь внедрять креатив и всегда помню про социальную пользу. Пожалуй, именно это можно считать моей формулой.
Автор: Марина Ларикова
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?