
О чем этот текст:
- Что там установили?
- В Минске ведь уже была оплата проезда банковской картой?
- Как сейчас работает оплата проезда банковской картой?
Что там установили?
Blizko.by рассказывал: в начале сентября директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович поведал некоторые детали запуска (а точнее, перезапуска) системы оплаты проезда банковской картой в наземном общественном транспорте Минска.
— Уже в этом месяце будет начат эксперимент по внедрению еще одного способа оплаты проезда в городском наземном транспорте с помощью банковской карты и функциями телефона. В настоящее время мы определяемся с маршрутом. Скорее всего, инновация будет внедрена в городском маршруте номер 1.
Правда, при этом Юрий Супранович не уточнил, в маршруте №1 какого вида транспорта пройдут испытания: автобуса, троллейбуса или трамвая.
В конце сентября блогер и краевед Денис Блищ заметил валидатор в автобусе №135, который ходит из Уручья в Новую Боровую. Попытка приложить карту ни к чему не приводила.
Это валидатор с электронным экраном Vendotek от российской компании «Мультипас», входящей в группу компаний «Терминальные технологии». Именно такие установлены в Могилеве, где работает оплата проезда банковскими карточками, в том числе «за себя и за того парня».
А 30 сентября «Минсктранс» сообщил, что тестирование системы началось — пока что на троллейбусном маршруте №1 «Зеленый Луг-6 – Станция метро Московская».
Кроме того, с 1 ноября тестирование работы системы будет проводиться и на автобусном маршруте №1 «Веснянка – Вокзал».
В Минске ведь уже была оплата проезда банковской картой?
Да, была и есть, и Blizko.by подробно про это рассказывал.
Где есть? В метро. С декабря 2017 в подземке стали тестировать возможность прохода с помощью простой бесконтактной банковской карточки: ее надо было приложить к «нашлепке» на турникет. Так что такая возможность в Минске имеется вот уже почти восемь лет. Летом 2018-го такие «нашлепки» уже были на всех станциях метро, в течение нескольких лет добавились основные платежные системы: MasterCard, Visa, кобейджинговые карты Белкарт-Maestro, а также просто «Белкарт» и «Мир».
Опыт, полученный, накопленный и обработанный в метро, позволил запустить оплату банковской картой и в наземном транспорте. На первых порах — с 23 мая 2019 года — такую возможность предоставили только пассажирам трамваев №6 с обещанием чуть позже распространить систему и на весь остальной общественный транспорт столицы.
Но никакого распространения больше не произошло. Почему? «Минсктранс» официально заявил, что из-за этого может потерять деньги. Заместитель главного инженера предприятия Михаил Слодинский рассказывал:
— При этом выявлены недостатки, основной из которых — отсутствие в существующем режиме полноты и достоверности данных о транзакциях, а именно — возможности контролировать поступление указанной информации. Это может привести к финансовым потерям нашего предприятия.
Представители «Сбер Банка» — тогда он еще назывался «БПС-Сбербанк» — официально опровергли такую возможность.
— Все случаи предполагаемой «потери транзакций» во время пилотного проекта на трамваях после проверки оказались ситуациями запоздалой выгрузки транзакционных данных из валидаторов, которую допускали наши партнеры. Реальной потери банковских транзакций выявлено не было. Не возникало таких ситуаций и в минском метрополитене.
Через два года после старта, 11 мая 2021-го, возможность оплаты проезда в трамваях отключили. Интересно, что еще год спустя, в августе 2022-го, «Минсктранс» пообещал ее снова вернуть, при этом назвал очень странную причину, почему в метро все работало как часы, а в трамваях деньги якобы куда-то терялись.
— В метрополитене валидаторы стационарные, там круглый год заданная температура и никаких технических проблем не возникает. А в подвижном составе температура меняется и в зависимости от времени суток, и в зависимости от сезона. Поэтому сейчас мы дорабатываем ряд программных проблем и в дальнейшем планируем внедрить функцию такой оплаты и в наземном транспорте.
Но все равно на наземном городском транспорте больше ничего такого не внедряли вплоть до нынешней осени — то есть, чуть дольше четырех лет.
Зато в июне 2019-го систему запустили на поездах так называемых «городских линий» — на любом из действующих направлений.
Сейчас оплата банковской картой по принципу «приложил и забыл» действует только в одной транспортной системе целиком: Минский метрополитен — на всех станциях всех трех линий. В «городских электричках» больше ничего оплатить не получится: Blizko.by подробно рассказывал, что все эти составы отменили и заменили обычными синими электричками ЭР9 безо всяких валидаторов.
И вот недавно к метро добавились и троллейбусы маршрута №1.
Как сейчас работает оплата проезда банковской картой?
Мы совершили три поездки в разных троллейбусах по маршруту №1, прикладывали разные карты и так и эдак, «словили» несколько ошибок (но и проезд исправно оплатили).


Прежде всего стоит сказать, и сказать достаточно громко: у пассажира нет надлежащей информации о том, как и чем можно оплатить проезд.
Вот что видит пассажир при входе:
- Наклейку с текстом «Здесь можно оплатить проезд карточкой "Белкарт" или приложением "Белкарт Рау"».


- Валидатор с цветным экраном, на котором вот такая информация:

Как понять эти символы?
Мы-то уже знаем, поэтому сейчас вам объясним, но неподготовленный пассажир мало что поймет. Почему два раза «Белкарт» и два раза «Рау»?
- После слов «Калі ласка, аплачвайце праезд» мы видим слово «Беларусбанк» и набор символов в рамке. Это означает, что проезд можно оплатить картой Беларусбанка, но любой из указанных платежных систем («Белкарт», Visa, MasterCard, UnionPay. Обратите внимание, что платежной системы «Мир» в списке нет).
- Следующий ряд означает, что карты системы «Белкарт» поддерживаются от любых банков — хотя про это нигде не сказано.
- Наконец, в самом низу слово «Минсктранс» в рамке и прямоугольник со скобочками означает, что проезд можно оплатить бесконтактной карточкой от «Минсктранса» с записанными поездками или проездным.
Время от времени экран сменяется и тогда просит просто оплатить проезд карточкой «Минсктранса», но не банковской картой. Путаница.

Острейше не хватает бумажной наклейки рядом с валидатором, где все это объяснялось бы доступными словами: «Здесь вы можете оплатить проезд картой «Минсктранс», а также банковской картой, которая…». Чтобы не складывалось впечатление, что проезд можно оплатить только банковскими карточками, но не привычными карточками-проездными.
Для сравнения, вот какая подробная инструкция висит рядом с валидатором в троллейбусах Могилева:

Как мы уже отметили, пока что нельзя оплатить проезд первой попавшейся банковской карточкой — нужна или от определенного банка, или определенной платежной системы. Когда технологию «откатают», можно будет платить любой картой любого банка, как в метро, — тогда, надеемся, инструкция на экране валидатора станет понятнее.
Что происходит, когда пассажир прикладывает проездной от «Минсктранса» или правильную банковскую карту? Экран загорается зеленым цветом, появляется слово «Аплачана».



При повторном прикладывании экран загорается желтым и показывает состояние вашей карточки. Вот в нашем случае:

Правда, непонятно, зачем срок действия указан аж два раза.
Что будет, если приложить проездной с истекшим сроком годности? Экран окрашивается в красный и сообщает об окончании срока его действия.

А если приложить «неправильную» банковскую карточку — не того банка или не той системы? Один раз терминал показал нам красный экран и ошибку «Адхілена, памылка пры аплаце», другой раз — «Гэты спосаб аплаты часова не даступны».


Несколько раз валидатор отказывался принимать исправную карточку — мы обнаружили, что терминал «ругался», если мы прикладывали карту к нижней части валидатора. Если же приложить к центру, перекрыв экран, — тогда оплата проходила.

Один раз мы даже словили вот такую странную ошибку отображения и смены экранов.

Blizko.by будет следить, как начиная с ноября реализуют оплату проезда банковскими картами в автобусах №1. Будем надеяться, что к тому моменту уже не останется ограничений по банку или платежной системе, а также добавится система «Мир».

Не забывайте оплачивать проезд!

- А если вы предпочитаете личный транспорт, то не забудьте вовремя сделать антикоррозионную обработку своему автомобилю.
Фото автора
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:
