Где ввели?
На этот раз новшество внедрили не в Минске (в столице с этим как-то плохо складывается — подробнее опишем ниже), а в Могилеве.
Издание «МогилевОнлайн» пишет: «В Могилеве тестируют новшество, которого нет даже в Минске — на маршруте № 12 проезд можно оплатить банковской картой». Это и правда, и неправда одновременно, но к Минску вернемся чуть позже, а пока посмотрим, что сделали в Могилеве.
Пилотный проект — терминалы для оплаты, которые поставили на четырех городских автобусах. Три из них работают на маршруте №12 «Деревня Городщина — Бульвар Юбилейный» и делают до 33 рейсов в день, еще один находится в резерве. Маршрут идет по правому берегу реки и проходит через центр города.
Для того, чтобы можно было оплатить проезд бесконтактной карточкой, в автобусах установили валидаторы — точно такие же, как в Минске.
К оплате принимаются карточки любого белорусского банка. Поддерживаются платежные системы «Белкарт», «Мир», Visa и MasterCard, но последние две — только в том случае, если карты изданы белорусским банком. Китайские карты UnionPay не поддерживаются вообще.
Для оплаты требуется один раз поднести карточку к валидатору и подержать 1-2 секунды. На экране валидатора появится текстовое сообщение об успешной оплате: «АПЛАЧАНА». Если карточка повреждена или пассажир уберет карту слишком быстро, то появится сообщение «АДМОВА». Если приложить карточку повторно — то деньги лишний раз не спишутся. Изменение на счёте своей карточки пассажир увидит в личном кабинете или мобильном приложении банка после фактического списания средств.
После оплаты пассажиру не выдаётся бумажный билет. При проверке оплаты контролёр попросит приложить банковскую карточку к специальному мобильному устройству для контроля оплаты. На дисплее устройства контролёра отобразится информация об оплате проезда в этом транспортном средстве.
Если по каким-то причинам оплата не прошла или в момент списания было недостаточно денежных средств, то карточка пассажира попадает в стоп-лист. Оплатить следующую поездку этой карточкой не получится, пока задолженность не будет погашена.
Проверить все свои поездки можно в специальном разделе на сайте сервиса payBYcard. Зарегистрироваться и привязать платежные карточки там можно за считанные минуты.
Кто все это придумал?
Проект запустили «Cбер Банк» вместе с Могилевским автопарком №1 и ИТ-компанией «Международный деловой альянс» (IBA). Они же запускали аналогичные проекты в Минске — на наземном общественном транспорте, в метро и электричках так называемых городских линий.
— Если жители будут активно пользоваться сервисом, проект будет масштабирован ещё на несколько автобусов, а в перспективе и на весь регион, — рассказали в банке.
Так а в Минске можно оплатить проезд банковской карточкой?
И да, и нет. Говоря «В Могилеве тестируют новшество, которого нет даже в Минске», авторы имеют в виду, что в Минске вы не оплатите проезд карточкой в автобусе. За очень небольшим исключением.
Минск был первым городом, где после введения карточек-проездных пытались внедрить разные способы оплаты проезда в общественном транспорте. Например, с февраля 2014 по август 2017 можно было оплатить проход в метро, предъявляя специальному турникету-сканеру код, пришедший по SMS.
Эту опцию убрали, а уже через несколько месяцев — с декабря 2017 — стали тестировать возможность прохода с помощью простой бесконтактной банковской карточки: ее надо было приложить к «нашлепке» на турникет. Так что такая возможность в Минске имеется вот уже чуть более шести лет. Летом 2018-го такие «нашлепки» уже были на всех станциях метро, в течение нескольких лет добавились основные платежные системы: MasterCard, Visa, кобейджинговые карты Белкарт-Maestro, а также просто «Белкарт» и «Мир».
Опыт, полученный, накопленный и обработанный в метро, позволил запустить оплату банковской картой и в наземном транспорте. На первых порах — с 23 мая 2019 года — такую возможность предоставили только пассажирам трамваев №6 с обещанием чуть позже распространить систему и на весь остальной общественный транспорт столицы.
Но никакого распространения больше не произошло. Почему? «Минсктранс» официально заявил, что из-за этого может потерять деньги. Заместитель главного инженера предприятия Михаил Слодинский рассказывал:
— При этом выявлены недостатки, основной из которых - отсутствие в существующем режиме полноты и достоверности данных о транзакциях, а именно - возможности контролировать поступление указанной информации. Это может привести к финансовым потерям нашего предприятия.
Представители «Сбер Банка» — тогда он еще назывался «БПС-Сбербанк» — официально опровергли такую возможность.
— Все случаи предполагаемой «потери транзакций» во время пилотного проекта на трамваях после проверки оказались ситуациями запоздалой выгрузки транзакционных данных из валидаторов, которую допускали наши партнеры. Реальной потери банковских транзакций выявлено не было. Не возникало таких ситуаций и в минском метрополитене.
Через два года после старта, 11 мая 2021-го, возможность оплаты проезда в трамваях отключили. Интересно, что еще год спустя, в августе 2022-го, «Минсктранс» пообещал ее снова вернуть, при этом назвал очень странную причину, почему в метро все работало как часы, а в трамваях деньги якобы куда-то терялись.
— В метрополитене валидаторы стационарные, там круглый год заданная температура и никаких технических проблем не возникает. А в подвижном составе температура меняется и в зависимости от времени суток, и в зависимости от сезона. Поэтому сейчас мы дорабатываем ряд программных проблем и в дальнейшем планируем внедрить функцию такой оплаты и в наземном транспорте.
Но все равно на наземном городском транспорте больше ничего такого не внедряли.
Зато в июне 2019-го систему запустили на поездах так называемых «городских линий» — на любом из действующих направлений.
В итоге, где в Минске можно оплатить проезд банковской карточкой?
Оплата по принципу «приложил и забыл» действует в двух транспортных системах:
- Минский метрополитен — на всех станциях всех трех линий
- «Городские электрички» — во всех поездах
Кроме того, в пригородных автобусах «Минсктранса» тоже можно расплатиться карточкой, но там это реализовано сложнее: как обычная покупка в магазине. Водитель вводит цену, вы прикладываете карточку, с вас списываются деньги, водитель выдает вам бумажный билет. Такой способ, например, работает в автобусе №300Э, которые ездит от ж/д-вокзала в Национальный аэропорт. И это новшество оказалось очень полезно для иностранцев, которые прилетают и еще не разобрались, как оплачивать проезд, где поменять деньги или снять наличку.
А что с оплатой смартфоном?
В прошлые годы транспортные операторы разных городов страны тестировали разные приложения для оплаты проезда. В Бресте, например, раньше других появилась такая возможность: в феврале 2018-го там заработал сервис Tix от компании «Системные технологии». Потом стали также тестировать сервис «Оплати!» от фирмы LWO и Белинвестбанка. В разных городах внедряли одно из этих приложений, в Бресте оставили работать оба.
В Минске тоже поддерживалась работа обоих приложений, но произошло это едва ли ни позже всего в стране: лишь с июля 2020-го на отдельных маршрутах, а с сентября того же года — на всех единицах подвижного состава Минска.
А еще в мае 2020-го Беларусбанк и стартап Cashew запустили оплату мобильником через QR-код с помощью приложения M-Belarusbank (по сути, мобильный банкинг для клиентов банка). Таким образом, в какой-то момент в Минске одновременно работали три приложения для оплаты проезда в наземном транспорте.
Но с января 2022-го сервис Tix отключили полностью.
Сейчас «Минсктранс» на своем сайте пишет, что поддерживается только сервис «Оплати!»
А вот в некоторых маршрутках работает как «Оплати!», так и Cashew/ M-Belarusbank.
В том же Могилеве, с которого мы начали статью, в троллейбусах работает и «Оплати!», и Cashew/ M-Belarusbank, а в автобусах — «Оплати!». Кстати, Blizko.by рассказывал, что весной 2023-го «Оплати!» заработал в Гродно.
А еще же можно было «платить лицом»?
Да, с 1 марта Беларусбанк дал возможность обладателям банковских карточек любых белорусских банков (пока только платежных систем MasterCard и Maestro) воспользоваться биометрией, «привязать» свое лицо к приложению мобильного банкинга и пользоваться услугой «Смотри и плати» (она же — «Смотри и проходи»). Сервис поддерживался на станциях «Площадь Ленина», «Институт культуры» и «Немига».
- Ремонт телефонов в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Это — будущий ЗАГС? В минской Лошице перестраивают старинную винокурню, а в 90-х здесь в ужасных условиях жили люди
- Минский вокзал с помощью изоленты избавился от английского языка. Но в переводах на русский и белорусский все равно есть ошибки
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?