Что известно?
«Минск-Новости» в репортаже с завода «Белкоммунмаш» цитируют замгендиректора по инновационному развитию Олега Быцко:
— Конечно же, низкопольные трамваи по улицам столицы поедут. Всего для Минска уже в этом году поставим 20 новых вагонов. Планируется, что они получат узнаваемую бирюзовую окраску.
На компьютерном рендере мы видим трамвай новой модели, который выруливает с несуществующей в Минске трамвайной линии (место похоже на перекресток Красной и проспекта Машерова, но здания там совсем не такие).
На рендере изображена модель Т811, которая также существует и «в металле». На заводе как раз готовят партию этих машин для Краснодара. В 2023-м в Краснодар прибыл первый трамвай — пока он проходит испытания. Всего же местные власти планируют приобрести 90 трамвайных вагонов производства холдинга «Белкоммунмаш» совместно с российским холдингом «Синара».
Длина трамвая — 16,5 метра, максимальная масса — 33 тонны, в салоне 35 сидячих мест, а всего вагон может принять 159 пассажиров. Несмотря на то, что трамвай односекционный (то есть, без «гармошки»), у него четыре двери, что должно облегчить вход-выход пассажиров из салона. В движение трамвай приводят четыре электродвигателя по 72 кВт каждый, трамвай может проехать до 1 километра без подключения к сети. В салоне есть кондиционер, дополнительно можно установить систему учета пассажиропоток, GPS и Wi-Fi.
Этот односекционный трамвай со 100-процентным низким полом умеет работать по системе СМЕ — «системе многих единиц». То есть, когда два вагона сцепляются в мини-поезд и отправляются на маршрут. Многие минчане еще помнят, что старые рижские трамваи как раз такими сцепками по Минску и ездили. Но это было много лет назад, а с тех пор все модели «Белкоммунмаша», эксплуатирующиеся в столице, такой возможности были лишены. Однако на предприятии нам пояснили, что модификация со СМЕ будет только для Краснодара, для Минска же заказ другой. Кстати, минскую партию «Белкоммунмаш» будет делать самостоятельно,без «Синары».
В этом же году «Белкоммунмаш» собирается выпустить и 3-секционный трамвай модели Т856. Компания сама сообщала об этом в пресс-релизе от 1 февраля этого года: «В 2024 году BKM Holding планирует впервые произвести низкопольный трехсекционный трамвай. […] Реализуется проект по сборке электробусов и трамвайных вагонов для Нижнего Новгорода. Этот город первым получит новую модель Т856».
Т856 — трехсекционный трамвай с двумя «гармошками». При длине 27,5 метра он оснащен 6 дверьми и, в зависимости от исполнения, 46-55 креслами, всего же на борт он может принять 287-310 пассажиров.
Пока что модель существует в виде рендеров, но легко представить, что она будет выглядеть как удлиненная версия модели Т811. Кулуарно ходят слухи, что в 2025 году «Минсктранс» собирается купить как раз такие длинные трамваи, но тендер пока объявлен не был. По крайней мере, летом 2023-го Юрий Супранович, директор предприятия «Столичный транспорт и связь», говорил:
— Обновлять рельсовый подвижной состав планируем низкопольными машинами. Процесс будет происходить поэтапно, также станет больше трехсекционных вагонов.
Какие еще трамваи могли бы ходить в Минске?
Долгое время считалось, что Минск может заполучить новенькие трамваи семейства «Метелица». Эти машины появились в столице 10 лет назад, и транспортники обещали, что закупят их!
В 2014 году на предприятии Stadler в Фаниполе выпустили трехсекционный трамвай модели В85300М «Метелица». У него было две кабины (в теории можно было прокладывать однопутные линии даже без разворотного кольца), он вмещал 258 пассажиров и позволял им в пути заряжать свои гаджеты. Тогда, 10 лет назад, это выглядело поистине чудом. Впервые трамвай показали во время Чемпионата мира по хоккею 2014-го года в Минске. Также модель проходила тестовые испытания в Москве, Краснодаре и Самаре.
В 2017 году трамвай три месяца возил минчан, после чего отправился в Санкт-Петербург. Затем трамвай снова вернулся в Минск, получил новую окраску (в честь II Европейских Игр) и еще три месяца возил минчан по первому маршруту с вокзала в Зеленый Луг.
Специально для Питера подготовили модификацию В85600М — там запускали частную трамвайную сеть под названием «Чижик». Длина — 33 метра вместо 27 метров и повышенная вместимость: до 376 пассажиров (в том числе 66 сидячих мест).
Транспортники обещали закупить трамваи обеих моделей.
Первый заместитель директора — главный инженер филиала «Трамвайный парк» Максим Корольчук рассказывал летом 2019-го:
— Теперь специалистам трамвайного парка предстоит подготовить техническое задание, и до конца года «Минсктранс» должен провести тендер. Участие в нем примут «Штадлер Минск» и «Белкоммунмаш». Прорабатываем сейчас эксплуатационные коэффициенты «Метелицы». Если они будут соответствовать заявленным евростандартам, шансы на ее приобретение будут высоки. В паспорте производителя означено, что эта модель может эксплуатироваться до 30 лет. Срок службы трамваев «Белкоммунмаша» меньше, но стоимость их существенно ниже.
Пару месяцев спустя Олег Дзюбенко, первый заместитель генерального директора – главный инженер «Минсктранса» подтверждал:
— Этот опытный образец в этом году «Штадлер» обещает доработать по тем недостаткам, которые мы им предъявили. Как только они устранят эти недостатки, мы этот вагон приобретем, и он будет ходить в городе Минске на постоянной основе. Другую модель, которую мы планируем закупить, немного совершенная, она эксплуатируется в Санкт-Петербурге – 856-ая модель, она немного отличается от той, которую мы сейчас эксплуатируем в Минске.
Но до закупок дело так и не дошло. Всего к 2020 году завод выпустил три десятка «Метелиц» разных модификаций, которые ездят в Санкт-Петербурге и Боливии (еще один вагон на хранении в Харькове). Некоторые из них замечали на обкатке на минских улицах, но насовсем ни один в Минске не остался.
В Минске вообще собираются развивать трамвайную сеть?
Несколько лет в Минске, при прежнем мэре Анатолии Сиваке, вынашивали идею скоростного трамвая в Сухарево. Но вскоре после того, как мэр сменился, от затеи отказались. Официально объявили, что слишком дорого и невыгодно. Blizko.by кратко рассказывал об этом проекте.
Кстати, в минувшем сентябре мэр Минска Владимир Кухарев рассказывал, что развития трамвайной сети в Минске ждать не стоит: якобы это приведет к серьезным проблемам.
— Кроме того их строительство – довольно дорогостоящее мероприятие. Это шпалы, контактная сеть, а потом и эксплуатация. И если точно такой же транспорт – электробусы – может двигаться без проведения этих дорогостоящих работ, все-таки приоритет надо отдавать ему.
Это значит, что в лучшем случае сохранят теперешние линии. Хотя в Генплане Минска, утвержденном властями, предусмотрено немало километров новых трамвайных линий.
- Ремонт электроинструмента в Минске ищите в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Пять тысяч и семь штук. Как в Минске готовят к новому сезону шеринговые самокаты
- В интернете выложили чек из Burger King 30-летней давности — утверждают, что цены, как сейчас в Минске. Проверили, так ли это
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?