В Минске на остановках тестируют новую схему общественного транспорта. Изучили плюсы и минусы

21879
В конце июня СМИ сообщили, что на трамвайной остановке «Красная» проходит испытание новая схема маршрутов общественного транспорта. Утверждается, что она объединила разрозненные карты в одну интуитивную инфографику. Blizko.by выехал на местность и изучил карту.

 

О чем этот текст:


 

Что там нового придумали?

Схему придумал четверокурсник юридического факультета БГУ Сергей Милевский и его друг-дизайнер под псевдонимом Сергей Контент, пишут «Минск-Новости». Реализовать инициативу удалось благодаря участию в совместном молодежном проекте вуза и Мингорисполкома «Руководитель будущего».

Сергей Милевский рассказал, что главный недостаток прежней схемы — раздробленность информации: отдельно маршруты трамваев, пересадки и карта метро.

— Я хотел, чтобы человек сразу находил необходимую информацию. Особенно в сложных ситуациях. Например, когда разрядился телефон, а рядом нет прохожих.

Два Сергея использовали цветовую кодировку маршрутов, продумали, как обозначить линии метро так, чтобы они не сливались с трамвайными, но при этом оставались видимыми. Географическая точность была важным условием: схема не просто красивая, она отражает реальные расстояния и взаиморасположение улиц и остановок на карте города. Сергей Контент поясняет:

— Схема, которая до сих пор размещена в трамвайных салонах, разработана в начале 1990-х и с того времени почти не претерпела изменений. Ее дизайн устарел как с эстетической, так и с функциональной точки зрения. Я понял, что могу внести вклад в ее обновление и улучшение.

Сергей Милевский дополняет:

— Были обращения с предложениями от жителей столицы: уточнить подписи, добавить ориентиры. Мы их учитываем. Тем не менее схема уже близка к финальному варианту. Если проект масштабируют, приоритетными точками станут узловые остановки: рядом с метро, возле стадиона «Динамо», в туристических зонах.

 



Эта схема размещена на трамвайной остановке «Красная» и сейчас проходит испытания. Генеральный директор «Минсктранса» Олег Дзюбенко рассказал, что схему проверили специалисты предприятия в части соответствия действующему расписанию. В остальном они полностью сохраняют авторские права разработчиков. Свое мнение о новой схеме можно оставить, позвонив на горячую линию предприятия по телефону +375-17-375-99-50 либо отправив сообщение в официальный Instagram-аккаунт @minsktrans.

 

Как схема выглядела раньше?

Раньше на этой остановке висела вот такая схема. Эта концепция была внедрена не только на трамвайных остановках, а вообще по всему городу. Когда схемы представили несколько лет назад, они вызвали огромные нарекания у минчан (Blizko.by еще вернется к этой теме более подробно).

 



Мы видим отдельно кусочек города с трамвайными линиями, видим отдельно линейную схему маршрутов от конкретной остановки. В этом случае пассажиру еще повезло: можно видеть, что маршруты №№ 3 и 6 отклоняются влево от основной линии, а маршруты №№ 1 и 4 идут правее. Это соответствует реальности: трамваи №№ 3 и 6 идут в Серебрянку, для чего на площади Змитрока Бядули забирают влево, а трамваи №№ 1 и 4 едут на вокзал, поэтому на площади Змитрока Бядули держатся правой стороны.

Бывает и наоборот: при движении от конкретной остановки автобус или троллейбус вскоре повернут налево — а на схеме нарисовано, что направо. Как, например, вот здесь, на площади Якуба Коласа.

 

 

Что нарисовали два Сергея?

В правой части карты изображена Х-образная схема маршрутов. В левой — интервалы между трамваями и большой QR-код, ведущий на расписание. Снизу — небольшое пояснение к схеме.

 



Смотрим на схему. Маршруты нанесены на светлую подложку, которая показывает разные крупные парки светло-зелеными пятнами, а также Свислочь, Слепянский канал, реку Лошица, Комсомольское озеро и Чижовское водохранилище. Тут же нанесены три линии метро. Все это помогает лучше ориентироваться. Но нет привязки к улицам города — вот это сильный минус для ориентирования.

 



Авторы сделали схему трамвайных маршрутов цветной: у каждого маршрута свой цвет. Но при этом часть линий выполнена в оттенках серого и черного. Почему так? Этим пассажиру дают понять, что до серых остановок на серых участках с этой конкретной остановки не уедешь. Соответственно, для разных направлений одной и той же остановки эти серые линии будут разными.

 

 



Сразу непонятно, почему одни остановки отмечены кружочками, а другие — этакими длинными «колбасками». За толкованием нужно идти в низ карты, где собраны пояснения. Там сказано, что «колбаской» выделены станции с пересадкой на метро. Идея полезная, но реализация не очень понятная, здесь скорее просятся четкие пиктограммы-стрелочки: вот отсюда пересаживаемся вот сюда.

 



Названия этих пересадочных остановок сделаны жирными. А вот названий самих станций метро, если они не отличаются от названия трамвайной остановки, на карте нет. То есть, мы видим красный кружочек на красной линии метро, который никак не подписан. Но тут же видим «колбаску» с подписью «Ст.м. Трактарны завод». Этот момент тоже требует доработки. А там, где названия трамвайных остановок и станций метро отличаются, подписаны все варианты: остановка «Вакзал», станция метро «Пл. Леніна».

 



Большой плюс схемы — что все надписи выполнены горизонтально. Это значит, что схему удобно читать. В отличие от официальной схемы метро, где часть станций подписана вертикально.

В самом центре, где трамвайные линии пересекают метро, наблюдается сильная скученность: тут и кружочки остановок, и «колбаски», и подписи остановок трамвая, и подписи станций метро, и пиктограмма с номером маршрута трамвая, и маркер «вы здесь». Тут бы следовало растянуть все элементы в разные стороны, сделать перегоны более длинными, чтобы все элементы хорошо считывались.

 



Еще один момент: между остановками «Батанічная» и «Завулак Казлова» есть маленькая надпись «Дэпо». Здесь на самом деле находится трамвайный парк, но ни кружочка, ни стрелочки к этому слову не тянется. Пассажиру непросто понять, что это именно трамвайное депо — стоило бы сделать это более явно. Ведь иногда трамвай идет как раз только до депо, так что пассажиру нужно понимать, что это важная точка на маршруте.

 



Проверили мы и QR-коды. Они действительно ведут на расписание, причем не на начальную страницу сайта с расписанием, а на расписание трамваев по конкретной остановке в нужном направлении. Это удобно.

 

Чего еще не хватает схеме? Пожалуй, информации о том, что детальное расписание по конкретной остановке можно получить через USSD-запрос, как это было написано на прежней схеме. А сейчас еще и посредством бесплатного звонка на короткий номер.

 

Что-то в этой схеме знакомое

Вам может показаться, что такую схему вы уже где-то видели. Так вот, вам не кажется. Десятилетиями в трамваях висела вот такая схема.

 



Про десятилетия мы не шутим. Вот образец за 1987 год.

 

 

Все то же, что и у более позднего варианта: разный цвет у каждого маршрута, подложка в виде важнейших улиц города. И это то, чего не хватает схеме Сергея Милевского для более удобного ориентирования.

 

 

Схему трамваев уже пытались улучшить?

В 2017 году дизайнер Александр Чеботарев разработал свою собственную альтернативную схему трамвайных маршрутов. Он сохранил цветовое деление маршрутов, но сделал карту в минималистичном ключе. Из привязки к местности осталась только Свислочь и почему-то Цнянское водохранилище.

 

 

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:






Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск