Теперь и для таксистов меняются правила работы в Беларуси. Спросили, что по этому поводу думает юрист и сами водители

8478 Обновлено:
Еще один нашумевший реестр для белорусов.

 

Главный вопрос, который стоит буквально у каждого таксиста на повестке дня сегодня, это предстоящее обязательное повышение квалификации, согласно которому они могут попасть в реестр.
 
Если в реестр не попал, то и права оказывать услуги перевозчика не можешь. Жестко, но справедливо, считают юристы. А что говорят сами водители такси?
 
О чем материал:
Ранее мы сообщали, что с 1 августа в Беларуси заработает новый реестр для перевозчиков.
 
Артем Виршич, юрисконсульт Общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство Деловые отношения», пояснил порталу Blizko.by и нашим читателям все нюансы законодательного акта.
 
— Основным документом, регулирующим перевозки пассажиров в Республике Беларусь, является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972. В нем подробно расписаны требования к транспортным средствам, водителям, условия выполнения перевозок, в том числе багажа и ручной клади, городские и пригородные, междугородные и международные перевозки, перевозки пассажиров автомобилями такси, права и обязанности пассажиров, перевозчиков, водителей и тому подобное, — прокомментировал эксперт.
 
Согласно пункту № 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных данным постановлением, водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей автомобилей соответствующей категории.
 
Также водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси и международные автомобильные перевозки пассажиров, должны пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций.
 
Соответствующее обучение водители проходят в организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять данную образовательную деятельность и имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия.
 
 
— Кроме обязательного обучения, которое необходимо проходить, водители обязаны знать, что Указ Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» закрепляет создание информационного ресурса — «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В этот реестр буду обязаны подавать сведения субъекты хозяйствования, в том числе о водителях такси, прошедших повышение квалификации и желающих оказывать официально услуги перевозок пассажиров.
 
 

Что за новый реестр?

Реестр – это своего рода база официальных перевозчиков, водителей и диспетчеров, которым разрешено, согласно нормам законодательства, оказывать и сопровождать услуги такси. Владельцем и оператором такого реестра на основании подпункта 2.2 Указа выступает государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».
 
В задачи ведомства будет входить: обеспечение создания реестра, формирование, ведение, эксплуатация и программно-техническое сопровождение.
 
Реестр будет в себя включать следующие данные: 
  • об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси;
  • о транспортных средствах, используемых для оказания услуг по выполнению автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;
  • о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении;
  • о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;
  • о диспетчерах такси.

— Многие водители еще с начала года слышали о введении такого реестра, но мало кто знает об обязательной информации, которая должна быть о них в реестре. Среди сведений о водителе которые автомобильный перевозчик обязан подать в реестр, имеются сведения, относящиеся к персональным данным физических лиц, подробно расписанные в перечне, закрепленном в Приложении 2 к реестру, — комментирует юрист Артем Виршич. — Так, в пункте 8 Перечня указана справка (сертификат) об обучении в рамках образовательной программы обучающих курсов, а в пункте 9 – свидетельство о повышении квалификации водителей.

 

 

Отсюда следует вывод, что для включения в реестр верных сведений о водителе, ему необходимо иметь эти самые справки и сертификаты, а также идти обучаться и повышать квалификацию на платных курсах. В противном случае информация о нем будет неполная, и, соответственно, в реестр он просто не попадет.

 

Очевидно, что осуществление деятельности водителей без включения в реестр недопустимо, а с 01.11.2024 такая деятельность будет являться незаконной и запрещенной (подпункт 2.1, абзаца 5 пункта 11 Указа).

 

— И теперь важно понимать, что у субъектов хозяйствования есть льготный период с 01.08.2024 по 31.10.2024, чтобы подать сведения, в том числе о водителях, в реестр абсолютно бесплатно. И, чтобы не иметь проблем в будущем с работой, об этом следует позаботиться заранее. Ну, а после попадания в реестр за автомобильным перевозчиком закрепляется ответственность обновлять данные в базе. Это касается внесения в них изменений, в том числе об эксплуатации транспортных средств и работе водителей, — говорит эксперт.

 

То есть, у автомобильного перевозчика возникает обязанность предоставлять полные сведения о водителях и своевременно их актуализировать. К таким сведениям, как мы выяснили, относится информация о справках и сертификатах об обучении и повышении квалификации водителей.

 

 

В Указе четко прописаны случаи, когда нахождение сведений об автомобильном перевозчике и водителе подлежит сначала приостановлению, а затем и исключению. Так, основанием для приостановления нахождения в реестре сведений в отношении водителя является несоответствие водителя требованиям, установленным законодательством в области транспортной деятельности.

 

— Получается, в первую очередь автомобильный перевозчик заинтересован в том, чтобы его нахождение в реестре не приостанавливалось и уж тем более не прекращалось из-за несоблюдения водителями законодательства в области транспортной деятельности. Выходит, что платные курсы для водителей — это действительно необходимость, продиктованная современными реалиями и, в первую очередь, актуальными изменениями в законодательстве, — резюмировал Артем Виршич.

 

 

Что о новом реестре думают водители такси, пассажиры и юристы 

Владислав, водитель такси из Минска, на нововведения отреагировал с пониманием, но все же некоторые пункты новшеств считает слишком категоричными.  
 
 
— Инициатива в целом полезная, нужная, и даже стоимость обучения в моем понимании «подъемная». Но вот что мне не понравилось, так это та часть закона, которая обязывает водителей такси не использовать автомобиль в личных целях. Моя ситуация стандартная для многих водителей такси. Я езжу на своем собственном автомобиле. А теперь, согласно новому законодательству, я должен обозначить свой собственный авто персональными знаками такси, а после рабочей смены ставить автомобиль на спецстоянку и не пользоваться транспортным средством до начала следующей смены. Мне кажется, это чересчур.  
 
Водитель-таксист из Новогрудка Анатолий считает, что законодательный акт в целом не до конца продуман и сыроват. Такой резкий поворот событий скорее подпортит рынок, нежели очистит от неквалифицированных кадров.
 
 
— Школ для получения соответствующей квалификации, которую обязывает нас получить новое законодательство, на данный момент не много. Я насчитал около десяти. Мне нужно остановить весь рабочий процесс, чтобы 14 дней повышать свою квалификацию в другом городе. А это, скажу я вам, недешевое удовольствие. Я уже и не говорю о стоимости обучения. Школы выставляют ценник в 400 рублей за одного человека. Для меня лично – это довольно большие деньги. А если приплюсовать к этому расходы на проживание, дорогу и питание, так и вовсе влетит в копеечку. Думаю, что стоило бы подумать хотя бы о формате онлайн-курсов в этом направлении.
 
Пассажиры же реагируют более позитивно на обновление в законодательстве.
 
— Сегодня рынок таксистов такой разношерстный, что ты буквально не знаешь, кто к тебе приедет. В моем опыте случались и конфликты. В обучении водителей такси я бы отдельный акцент делала на обучение деловому этикету. Во-первых, некоторые из них могут быть слишком болтливы и обидчивы, если не поддерживаешь беседу. Другие просто хамы. А некоторые вообще превышают свои полномочия. У меня была ситуация, когда водитель включил счетчик ожидания, а сам еще находился в движении или вовсе останавливался не там, где мне нужно было. А уж про ситуации ДТП с такси мы и так регулярно слышим. Вот взять хотя бы случай на днях. Автомобиль такси врезался в осветительную матчу. По словам пассажира, водитель уснул за рулем. Поэтому мне кажется, что подобные меры очистят рынок от серых схем и недобросовестных перевозчиков, — считает наша постоянная читательница Вероника.
 
 
Артем Виршич, наш приглашенный эксперт и юрист по данному вопросу, также положительно реагирует на нововведение.
 
— Обучающие курсы, помимо основ вождения, в программу включают и правила перевозки пассажиров, этику, применение таксометров и средств связи в автомобилях. Водительское мастерство не так просто, как может показаться на первый взгляд, особенно когда от него зависит чья-то жизнь. Государство приняло правильное решение, решив упорядочить деятельность такси. Огромный объем бизнеса связан с этой сферой. По данным контролирующих ведомств, ежедневно на дорогах республики находится от 13 до 25 тысяч автомобилей, занятых в деятельности такси. 
 
 

Часто задаваемые вопросы перевозчиками

Юрисконсульт Артем Виршич ответил и на популярные вопросы перевозчиков.
 

Вопрос 1

Нужно ли быть в реестре компании, которую нанимает юридическое лицо, которой необходим перевозчик для транспортировки своих сотрудников (на деловую встречу, презентацию или иные рабочие вопросы)?
 
—  В вопросе описана ситуация по нерегулярным перевозкам пассажиров юридическим лицом – автомобильным перевозчиком, так называемая деятельность «под заказ», когда его водители выполняют перевозки не по установленным маршрутам и графику. Согласно абзацу 1 части 2 статьи 1, Указа в реестр включаются сведения об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении. Поэтому, да, в вышеуказанном случае компании, оказывающей услуги по транспортировке сотрудников другой компании на деловую встречу, презентацию и иные рабочие вопросы, подавать о себе сведения в реестр обязательно. 

Вопрос 2

Каким образом будут идентифицированы автомобили-такси, которые легально осуществляют перевозки (внесены в реестры) пассажиров?
 
— В настоящее время подробных сведений о функциональности реестра в свободном доступе нет. Предполагается, что доступ к реестру будет в первую очередь у его владельца – Транспортной инспекции для своевременного выявления нарушителей. 
 
Вместе с тем Транспортная инспекция в своих комментариях по поводу нововведений ссылается на возможность пассажиров в обозримом будущем осуществлять проверку транспортного средства и водителя. Так, в реестре будет информация от диспетчеров о переданных заказах. Если пассажир введет регистрационный номер авто и время заказа – автоматическая система будет сопоставлять данные, находящиеся в реестре, с вводимыми и выявлять нарушителей.
 
 
Очевидно, что в состав сведений об автомобиле-такси будут включены его государственный и идентификационный (VIN) номера. Также это будет марка-модель авто, год его выпуска, цвет кузова. В общем, та информация, по которой можно будет отличить одно транспортное средство от другого.
Со своей стороны добавлю, что в первое время после 01.11.2024, когда деятельность водителей без нахождения в реестре будет являться незаконной, перевозки пассажиров таксистами-нелегалами никуда не исчезнут. Однако со временем, когда система выявления и исключения недобросовестных перевозчиков, водителей и диспетчеров обкатается на практике и нормализуется, их станет меньше. Насколько мне видится, это и есть одна из основных задач введения реестра.

Вопрос 3

Можно ли использовать автомобиля-такси в личных нуждах?
 
— В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 года № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобиль-такси – это транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров. Когда водитель использует автомобиль, имеющий все внешние признаки автомобиля-такси, для своих личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, он нарушает Правила дорожного движения.

Вопрос 4

Где должен храниться автомобиль-такси после окончания смены?

— В пункте 237 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением №972, сказано, что автомобильный перевозчик должен обеспечить нахождение принадлежащих ему транспортных средств при межсменном хранении на специально предназначенных для этого охраняемых стоянках либо на территории иных организаций, оказывающих услуги по хранению транспортных средств. Поэтому парковать авто после смены у подъездов своих домов точно не стоит. С другой стороны, на практике, мало кто привлекается к ответственности за такое нарушение.
 

Вопрос 5

Существует ли возможность водителям автомобилей-такси становиться плательщиками налога на профессиональный доход (НПД)?
 
— Среди перечня видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход, который утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2022 №851, деятельность такси отсутствует. В связи с тем, что этот перечень закрытый, водители автомобилей-такси не могут являться плательщиками НПД.

Вопрос 6

Существует ли возможность не вводить запрет на оформление гражданско-правовых отношений между водителями и перевозчиками при осуществлении перевозок пассажиров?
 
— Со вступлением в силу с 01.08.2024 положений Указа, предусматривающих обязанность автомобильных перевозчиков вносить в реестр информацию о водителях такая возможность точно перестанет существовать. В пункте 10 Приложения №2 к реестру, являющегося перечнем персональных данных физических лиц-водителей, подлежащих включению в реестр, указаны сведения о трудовом договоре – дата заключения, срок его действия, стороны договора. Таким образом, не подать информацию о трудовом договоре с водителем будет невозможно, следовательно, договор должен быть заключен в обязательном порядке.
 

Читайте также:

Фото: Blizko.by, предоставлены спикером и unsplash.com   

Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Авто»


Каталог Минска


Авто