О чем этот текст:
Что было раньше?
Мы не станем углубляться на десятилетия назад и вспоминать, как именно рисовали схемы метро. Остановимся на нескольких наиболее свежих и наиболее нашумевших.
В конце 2015 года Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте разработала схему, которую к началу 2016-го повесили на двух станциях: «Каменная Горка» и «Уручье». В отличие от предыдущих схем, здесь едва ли не впервые сделали привязку метро к прилегающей местности. К новым схемам добавили основные объекты: микрорайоны, железную дорогу, граничащие с метро основные линии наземного транспорта, которыми можно доехать до микрорайонов. СМИ также сообщали: «Отличается схема и по дизайну: структурированы цвета, все названия станций написаны по горизонтали». Это неправда: половина станций второй линии метро подписана под углом в 45 градусов.
По клику откроется в полном размере в новом окне.
Практически сразу после появления новые карты подверглись большой критике. В частности, горожан смутили странные пятна, которыми отмечены отдельные микрорайоны, которые во многом не соответствуют форме и положению самих этих районов; некоторых микрорайонов нет вовсе, и неясно, почему одни нарисованы, а другие нет. Также возникли вопросы к сиреневому пятну «центр города», которое очень вольно обращается с понятием центра. Цнянское водохранилище нарисовано, но не подписано. Отмечен странные маршруты «соединительного транспорта» от станции «Немига» к Минск-Арене, от «Автозаводской» к Чижовке и от «Могилевской» в Шабаны, — а другие микрорайоны как будто вовсе никак не связаны автобусным сообщением. Автобус-экспресс №300э как будто ходит только от вокзала до Уручья. Кстати, самого вокзала на схеме не оказалось. В центре схеме множество пиктограмм и подписей сливаются в кашу. Наконец, на схеме немало ошибок в подписях: так, улица Притыцкого названа проспектом; есть опечатки в транслитерации.
Эту схему называли временной и тестовой, но она немало лет висела на станциях, хотя сейчас их уже не найти.
Летом 2017 года появилась схема от известного российского дизайнера Ильи Бирмана. Точнее, он был арт-директором, а саму схему создавали дизайнеры Илья Звягин и Константин Евстратенко. На сайте дизайнера сказано так: «Задача: спроектировать такую схему минского метро, чтобы другие города завидовали».
Иван Звягин в четырех длиннющих статьях рассказал, как они создавали эту схему и сколько десятков промежуточных вариантов пришлось отклонить или переделать.
По клику откроется в полном размере в новом окне.
Схема тоже наделала много шума в среди дизайнеров и урбанистов. Несмотря на 8-месячную работу, авторы допустили немало ошибок. Например, нарисовали Свислочь текущей параллельно улице Первомайской от Янки Купалы до Свердлова, хотя в действительности там нет реки. Автовокзал «Восточный» почему-то приписали к станции метро «Тракторный завод», хотя между метро и автовокзалом (который, кстати, все равно уже был закрыт) очень большое расстояние. Наконец, авторы зачем-то изобрели свой вариант латинки: «Вместо гостовского транслита мы используем непривычную для белорусов, но более понятную иностранцам латиницу». По каким параметрам она более понятная, не уточнялось.
После того, как самые грубые ошибки вроде русла реки исправили, на сайтах дизайнеров схема обновилась.
По клику откроется в полном размере в новом окне.
Но несмотря на красивые рендеры со схемой из вагонов, ни в вагонах, ни на станциях эта схема так и не появилась. Про нее активно говорили всю вторую половину 2017 года, ее даже «отлинчевали» (отрецензировали) в студии другого известного дизайнера Артемия Лебедева, а потом просто забыли.
Какие схемы используют сейчас?
Немало лет на станциях и в вагонах метро используют вот такую схему, обновляя ее по мере постройки новых станций или отказа от продления уже существующих линий.
У схемы есть как плюсы, так и минусы. Основной плюс такой: эта схема четко позволяет сориентироваться, в какой части города находится та или иная станция и насколько далеко одна от другой. А вот существенный минус в том, что все годы существования этой схемы станции от «Фрунзенской» до «Каменной Горки» подписаны вертикально, что очень неудобно.
Кроме того, минусом можно назвать то, что на подложке схемы в одну кучу свалены три типа транспортной инфраструктуры:
- существующие улицы
- планируемые когда-нибудь улицы
- железные дороги
Вот, скажем, между синей и зеленой ветками метро — две серые линии. Левая — это железная дорога на Столбцы, правая — улица Казинца.
А вот тут мы видим дорогу из Серебрянки в Лошицу (ее продолжение есть и на предыдущей фотографии), которой не было ни на момент появления схемы, ни сейчас, и вероятность ее постройки тоже очень сомнительна. Все это создает путаницу и усложняет ориентирование. В остальном схема свою функцию выполняет.
Чем отличается новая схема?
Новую схему повесили на платформе станции «Неморшанский сад», а также в переходе станции «Слуцкий Гостинец». Эта схема тоже показывает линии метро поверх условной карты Минска. Если в реальности МКАД представляет собой ну почти правильный круг, то здесь Минск выглядит сплюснутым с севера и юга, а кольцевая превратилась в вытянутый овал.
Показаны несколько главных проспектов и центральных улиц, реки, пиктограммой с домиком отмечены отдельные микрорайоны, также есть парки, водохранилища, крупные городские объекты. Нанесены трамвайные линии и железные дороги, а также автобусные маршруты от станций метро к микрорайонам.
Вот эти автобусные маршруты тоже имеют непонятную ценность. С одной стороны, они показывают, что ими можно доехать от ближайшей станции метро до ближайшего микрорайона. Хотя тут немало очевидных вещей вроде того, что от станции «Михалово» можно добраться до одноименного микрорайона, а от «Малиновки» — до собственно Малиновки. А вот указание на то, как добраться до глубинных районов, сильно удаленных от метро, — полезно: в Дражню — от «Академии наук», в Чижовку — от «Автозаводской». Но тогда почему не показано, от какой станции удобнее всего ехать в Лошицу или Масюковщину?
Также к минусам можно отнести то, что на схеме слишком много серого цвета: и в рисунках, и в подписях (например, микрорайоны и названия районов и объектов).
Зато однозначный плюс — то, что все надписи (за исключением МКАДа на двух участках) выполнены горизонтально — это значит, что схему легко читать, по ней проще ориентироваться, чем по описанной выше. Если схему немного доработать, то будет совсем хорошо.
- Думаете, что подарить близким? Отличные идеи подарков собраны здесь
Читайте также:
- Тонна стоит 200 долларов. Как мы пытались сдать 1700 крышечек от бутылок в Минске
- В Беларуси построили новую железную дорогу — когда запустят пассажирские поезда? Выяснили судьбу мегастройки