О чем этот текст:
- Когда должны будут открыть метро?
- Кто строит вагоны для Минска?
- Что это будут за составы?
- Как долго строили первый состав для Минска?
Когда должны будут открыть метро?
Год назад строители и чиновники говорили, что «сдача метро» или «открытие метро» (хотя это не одно и то же) планируется в июле 2024 года. Потом стали называть новые сроки: в конце года. Как правило, в конце года в случае Беларуси — это к 7 ноября, — так уже несколько раз открывали новые станции.
Ранее высказывались обоснованные сомнения в том, что метростроители успеют. Одно из них основано на тендере на поставку поездов. Согласно первоначальным условиям тендера, первые 8 вагонов (из которых составят 2 поезда) должны были прийти в Минск в первой декаде октября 2024 года, третий состав — в ноябре 2024-го. И дальше что ни состав — то плюс месяц: последние вагоны последнего, седьмого поезда должны будут приехать только в марте 2025 года.
Тем не менее, сейчас и с нашей, и с российской стороны говорят, что все поезда будут поставлены к открытию новых станций, до конца 2024 года.
Кто строит вагоны для Минска?
В разное время вагоны для минского метро выпускали подмосковный завод «Метровагонмаш» (209 вагонов), Октябрьский вагоноремонтный завод в Ленинграде (137 вагонов) и совместное предприятие Stadler в белорусском Фаниполе (44 вагона). Другие заводы, которые выпускали вагоны для метрополитенов бывшего СССР, в Минск свою продукцию не поставляли.
В начале 2023-го договор о поставке новых вагонов был заключен с АО «Метровагонмаш» в городе Мытищи под Москвой. Завод входит в концерн «Трансмашхолдинг». Первый готовый поезд сегодня отправили из Москвы в Минск, до конца года ожидают еще 6 составов.
Что это будут за составы?
Вагоны для минского метро создаются на базе серии 81-765/766 «Москва». Базовая модель этого семейства разработана в 2014 году, в 2016-м первые вагоны пошли в эксплуатацию. Учитывая некоторые вносимые изменения в конструкцию, вагонам присвоили отдельный индекс 81-765.7/766.7 и собственное имя «Минск 2024».
Версия для Минска сохранит все актуальные для серии преимущества: сквозные проходы, широкие дверные проемы, климатические установки с обеззараживанием воздуха, удобную планировку салона и другие.
Но поскольку вагоны строятся конкретно под третью линию, на которой установлены станционные двери (они же платформенные двери), то для синхронизации с ними вагоны были доработаны. Во-первых, их сделали короче: промежуточные — на 140 мм, головные — на 70 мм. Во-вторых, они оснащены оборудованием для синхронизации с платформенными дверями.
Каждый состав сформирован из 4 вагонов, им присвоены порядковые номера 70101 (головной), 70201, 70301, 70901 (головной). Поезд окрашен в фирменные цвета столичной подземки — синий и белый — и несет на корпусе герб Минска и логотип «Минского метрополитена». На фото можно разглядеть, что вагоны упакованы в термоусадочную пленку, чтобы не повредить их во время пути. Кстати, вероятно, состав будет прицеплен к локомотиву и поедет в Минск по обычным железнодорожным путям, как это часто происходит с метровагонами.
Вечером вторника на транспортном форуме выложили фотографию: новый состав приехал в Минск. Вот его завозят в метродепо «Московское»:
Фото: Esmasoft.com
Срок службы вагонов заявлен 30 лет. Теперешние минские вагоны бегают по путям уже 40 лет.
Моторы
Вагоны имеют в своем составе по две моторные двухосные тележки с индивидуальным приводом осей. Тут установлены асинхронные тяговые двигатели российского производства: такие моторы позволяют повысить максимально допустимую скорость состава, а также улучшить характеристики замедления и ускорения. Все вагоны нового поезда — моторные. Конструкционная скорость — 90 км/ч.
Двери
В конструкции вагонов применяются дверные механизмы прислонно-раздвижного типа с системой защиты от случайного зажатия. Это значит, что двери не просто уезжают в стены выгонов, как это сделано в вагонах старых моделей, а сначала немного подаются вперед, от корпуса, а потом разъезжаются в стороны. Точно так же, как в метропоездах Stadler М110/М111, которые ездят по 2-й и 3-й линии, или как в трамваях «Белкоммунмаш». В каждом вагоне — 8 дверных проемов (по 4 с каждой стороны). Ширина каждого из них составляет 1.400 мм — этого достаточно для того, чтобы в проем могли одновременно входить или выходить по нескольку человек.
Трап
В передней части кабины машиниста находится откидной трап. Он позволяет безопасно спускаться в тоннель. Его конструкция соответствует всем требованиям пожарной безопасности на пассажирском транспорте. Такое решение в случае необходимости значительно ускоряет эвакуацию пассажиров при нештатной ситуации, причем выход пассажиров на пути будет максимально безопасным.
Переходы
Состав метро оборудован сквозным проходом между всеми вагонами — так же, как и в метросоставах Stadler. Конструкция бочкообразного перехода выполнена единым узлом без опоры на сцепку. Благодаря сквозному проходу пассажиры могут быстрее и легче проходить по всему салону, что особенно важно в часы пик, когда больше всего людей набиваются в первый и последний вагоны.
Сиденья
В вагонах установлены эргономичные сиденья — обычные и откидные. Для обивки сидений используется специальная мягкая износостойкая ткань. В головных вагонах оборудованы зоны с опорой и креплением для детских и инвалидных колясок.
Вагоны оборудованы USB-зарядками для гаджетов (всего 28 устройств на весь состав). Они установлены на стенах около межвагонных переходов и мест для маломобильных пассажиров. Недавно на составах семейства «Москва» начали устанавливать комбинированные зарядники: один выход USB A, второй — Type C. Минску, судя по всему, достанутся обычные USB-выходы типа А (прямоугольные). Кроме того, в салонах вагонов установлены наддверные ЖК-дисплеи и рекламно-информационные ЖК-мониторы.
Поручни
В вагонах установили поручни с тёплым покрытием. Ранее в поездах ставили стальные поручни — хромированные или окрашенные. Точно такие ставят в наземном общественном транспорте, что очень некомфортно в холодную погоду.
Для удобства стоящих пассажиров в салонах вагонов установлены как горизонтальные поручни над сидениями и под потолком в зонах накопительных площадок, так и вертикальные — в зонах дверных проемов и вдоль секций с креслами. Это очень удобно, потому что в старых вагонах напротив дверей не было вообще никаких поручней, и там пассажирам зачастую приходилось удерживать равновесие только за счет ног. Теперь же появились удобные поручни под потолком.
Места для маломобильных пассажиров оборудованы ремнями безопасности и горизонтальными боковыми поручнями.
Освещение
В вагонах использован принцип светового короба. Светодиодные источники света размещены за сегментами потолочных панелей из полупрозрачного материала. За счет этого обеспечивается равномерная яркость даже на больших площадях. Кроме того, освещение адаптивное. Это значит, что температура света автоматически меняется в течение дня, подстраиваясь под биоритмы пассажиров: от ярко-белого утром до приглушенного теплого вечером.
Кондиционеры
В каждом вагоне есть кондиционеры, установленные на крыше. В потолочных отверстиях проведены шахты воздуховодов, через которые попадает воздух в салон; также установлена дренажная система для слива воды из кондиционера. Поездка с кондиционером будет комфортнее — особенно в летнюю жару, когда подземка остается редким местом, где немного прохладнее, чем в остальном городе.
Остекление
Каждый головной вагон поезда оборудуют пятью стёклами со сложной геометрией. По заявлению производителя, стекла прочные и могут выдержать удар камня или другого предмета весом 1 кг на скорости до 180 км/ч. Кроме того, на каждое изделие наносят тонкую пленку оксида металла, которая проводит электроток для равномерного обогрева. Оптимально подобранная мощность обогрева позволяет сохранять полноценный обзор даже при резких сменах температуры и влажности, характерных при выезде на открытые участки маршрута.
Безопасность
Состав метро под завязку наполнен системами безопасности: автоматизированная система обнаружения и тушения пожара, система видеонаблюдения, устройство экстренной связи с машинистом, механизм аварийного открывания дверей. В пассажирских салонах вагонов установлены соответствующие датчики, камеры, огнетушители.
Как долго строили первый состав для Минска?
Первый состав начали готовить весной этого года. Известно, что к 24 мая завершили сварку кузовов, еще через три дня вагоны прогрунтовали, а к 30 мая уже и покрасили, после чего отправили на установку оборудования. Она, как видим, заняла два месяца, после чего состав отправили в Минск. Успеют ли до конца года собрать еще 6 составов? Осталось не более 5 месяцев — это значит, что надо работать над несколькими составами одновременно. Метростроители утверждают, что успеют.
- Агентства недвижимости Минска в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Детей нет: играть неуютно. Как сейчас выглядят дворы Минска, которые когда-то признали лучшими?
- Почему Минск снова затопило? Разбираемся, отчего новые мощные дождевые коллекторы все равно не помогают
Фото: АО «ТМХ»
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?