В минском метро изменили систему оплаты проезда банковской карточкой: Что поменялось и зачем это нужно?

41283
В минском метро снова изменили схему оплаты проезда с помощью банковской карточки. Изменения нельзя назвать коренными, но, тем не менее, пассажиры могут заметить, что списание средств идет не так, как раньше. Blizko.by изучил, как было и как стало.

 

Что изменилось?

Стоимость проезда осталась прежней: один жетончик стоит 90 копеек, столько же спишется с банковской карточки, если для оплаты воспользоваться ей.

 

Изменился подход к так называемому агрегированию поездок. Агрегирование — это когда оплачивается не каждый проход через турникет, а сразу несколько. Система ждет выполнения определенных технических условий — и только после этого списывает деньги с карты. Это касается только оплаты по банковской карте, оплату с помощью обычного проездного на карточке «Минсктранс» эти изменения не затронут.

 

До лета действовал такой механизм агрегирования:

  • в сумме не более 6 поездок
  • ожидание не больше 72 часов

То есть, если пассажир в течение трех дней совершил менее 6 поездок (допустим, 2), и всякий раз оплачивал проезд банковской картой, — то по истечении трех суток после первого прохода через турникет оплата списывалась одним платежом за эти две поездки. Если же пассажир совершил больше 6 поездок (скажем, 10), то оплата списывается одним платежом сразу не более чем за 6 из них, а потом система снова ждет, пока накопится 6 поездок или пока истекут очередные 72 часа.

С начала лета (а, точнее, с 30 мая) подход изменился. Объявления об этом, если присмотреться, можно рассмотреть внутри касс метрополитена. Теперь ограничения такие:

  • В сумме не более 4 поездок
  • Ожидание не больше 48 часов

То есть, теперь деньги с банковского счета за поездки на метро могут списываться чаще, зато суммы будут меньше.

Вот как это описано на сайте Минского метрополитена:

«При успешной оплате проход через турникет будет разрешен и со счета вашей карты течение 48 часов будет автоматически списана стоимость поездки. В случае нескольких успешных оплат проезда, совершенных в течение 48 часов, совершенные операции агрегируются в одну транзакцию — но не более 4 успешных оплат проезда. Исходя из действующего тарифа за проезд в метро 0,90 рубля, сумма одной транзакции не превышает 3,60 рублей».

А вот так — на специальном сайте PayByCard.by с личным кабинетом пассажира:

«Банк в течение 48 часов после первого успешного прикладывания к валидатору объединяет несколько транзакций (не более 4-x), в единую транзакцию с выставлением итоговой суммы для оплаты за совершенные поездки. Объединятся транзакции могут за оплату как наземного транспорта, в т.ч. на городских линиях Белорусской железной дороги, так и в Метрополитене».

Почему вдруг изменили подход? В справочной обобщенного виртуального мерчанта «Минский транспорт (PAYBYCARD.BY)» нам рассказали, что техническое задание для этой системы формирует отдел эквайринга «Сбер Банка». Но в банке нам ответили «Мы еще не готовы такую информацию давать в массы. Как подавать в массы такую новость — мы еще не проработали. Поэтому давайте подождем».

 

Откуда вообще взялось это агрегирование

Агрегирование поездок появилось не сразу. В тестовом режиме оплату проезда в метро по банковской карте запустили в сентябре 2017 года, а агрегирование ввели только в начале августа 2018–го. Минский метрополитен объяснял это возросшей нагрузкой на систему оплаты.

 

«Интерес к сервису бесконтактной оплаты оказался очень высоким и превзошел прогнозные ожидания. За два месяца с момента полноформатного запуска технологии, пассажиры метрополитена более миллиона раз рассчитались за проезд с помощью нового сервиса. В рамках развития проекта партнерами метрополитена внедрено технологическое решение, позволяющее оптимизировать данный процесс».

Время от времени условия агрегирования менялись. Так, в момент его внедрения (2018) условия были такими:

  • В сумме не более 3 поездок
  • Ожидание не больше 48 часов

Условия оставались такими примерно четыре года. Потом подход изменился, и до конца весны 2022-го был такой режим:

  • В сумме не более 4 поездок
  • Ожидание не больше 48 часов

С лета 2022 года — очередное изменение:

  • В сумме не более 6 поездок
  • Ожидание не больше 72 часов

То есть, за раз могли списать сразу до 5,4 рубля. Наконец, сейчас (лето 2023) снова вернулись к тем условиям, что были чуть более года назад:

  • В сумме не более 4 поездок
  • Ожидание не больше 48 часов
     

Зачем нужно это агрегирование поездок?

Получается, сейчас действует уже четвертый подход к агрегированию оплаты, причем они успели сменить друг друга за какие-то полтора года. А зачем оно вообще нужно? Какая кому от этого польза? Иным пассажирам, наоборот, может показаться, что это неудобно: сначала деньги не списываются, а потом, когда ты про поездки уже забыл, спишется сразу несколько рублей.

 

Когда агрегирование появилось, люди, близкие к банковским кругам, сразу выдвинули версию: просто так дешевле. Каждая проведенная транзакция означает, что банк, обеспечивающий эти операции, должен за них платить: процессинговому центру, платежной системе. И если объединять несколько транзакций в одну, — то размер комиссии выйдет для банка меньше.

Вадим Смотряев, технический директор компании IBA IT Park, которая разрабатывала систему оплаты проезда в минском транспорте и валидаторы для нее, рассказывал:

— Есть механизмы, которые позволяют управлять транзакционной нагрузкой. Система разрабатывается как массовая, и в часы пик эти механизмы позволяют управлять нагрузкой, чтобы все транзакции обрабатывались качественно. С другой стороны, банк проводит акции и обладателям определенных карт иногда позволяет проходить в метро бесплатно. То есть работает механизм скидок.

Люди, которые работают с банковскими карточками, знают, что критерии размера комиссии — это книжечка толщиной с палец. В зависимости от банка, от продукта, — эта тарификация очень сложная. Так что этот вопрос надо задать банку, который рассчитывает свой процент эквайринга: как он формируется, сколько он тратит на авторизации. Но думаю, что не без этого: так выгоднее.

 

А помните, как вообще появилась оплата проезда банковской карточкой?

С февраля 2014 года в метро продвигали оплату проезда с помощью SMS. Но к осени 2017–го эту услугу отменили и взамен начали развивать оплату проезда банковской картой.

 

С 19 сентября 2017 года пройти в метро по кредитке стало возможным пока только на станции «Площадь Ленина», причем поддерживались только бесконтактные карты Visa PayWave (плюс мобильники с поддержкой NFC).


В декабре 2017 турникет на «Площади Ленина» стал принимать еще и карты MasterCard Contacless, а с июня 2018 турникеты стали принимать банковские карточки на всех станциях метро. Этот день считается днем начала полномасштабной, но все еще тестовой эксплуатации системы.

С января 2019 года оплатить проезд в метро картой могут и держатели кобейджинговых карт «Белкарт-Maestro», а с декабря 2021 добавились карты систем «Белкарт» и «Мир». Из крупных платежных систем пока что не поддерживаются карты китайской системы UnionPay (хотя сами такие карты выпускаются в Беларуси).

В наземном транспорте тоже пытались внедрить систему. С мая 2019 года ее ввели только в трамваях 6-го маршрута — эту возможность, так и не распространив на остальной городской наземный транспорт, отключили с 11 мая 2021 года. А с 12 июня того же года возможность оплаты проезда карточкой запустили и на поездах так называемых «городских линий», — эта услуга поддерживается до сих пор.

 

А это вообще популярная услуга?

В 2021 году минский метрополитен перевез 226,3 миллиона пассажиров. Из них банковскими картами (и мобильниками с NFC) оплатили проезд 12,6% — или примерно 28,5 миллиона человек.

Фото: Игорь Руднев


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Что почем?»


Каталог Минска


Что почем?