В Беларуси собрались выпускать пассажирские самолеты. Что странного в этом проекте?

10787
На днях появилось изображение самолета, который планируют выпускать в Беларуси. Да, настоящий пассажирский самолет. Интересно то, что эта история тянется уже минимум 30 лет. Blizko.by посмотрел, что интересного и что странного в этом проекте.

 

О чем этот текст:

 

Что там такого показали?

На сайте авиаремонтного завода в Барановичах — он называется ОАО «558 АРЗ» — появилась новая страничка в разделе «Направления деятельности», посвященная гражданскому самолету.

И на этой страничке — изображение самолета и его мотора. Там же сказано, что «Освей» предназначен для нужд государственной авиации, с возможностью применения в гражданской авиации, в том числе для коммерческих авиаперевозок по местным и региональным воздушным линиям. Перед конструкторами поставлена задача создать самолет, сочетающий высокую производительность и экономичность при перевозке пассажиров и грузов на малые и средние расстояния.

На официальном правительственном портале России опубликован текст соглашения между правительствами России и Беларуси, подписанного 15 апреля 2024 года. В документе сказано, что самолет создается «в интересах национальной безопасности и технологического суверенитета Российской Федерации и Республики Беларусь».

 

Что это за самолет?

Сразу скажем про название. Полностью модель называется так: ЛМС-192 «Освей».

Говорят, «Освей» получил свое имя собственное по одному из названий второго по площади озера на территории Беларуси, недалеко от границы с Латвией и Россией: Освея (или же озеро Освейское). Тем самым продолжена традиция называть новые пассажирские самолеты разработки Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) по названиям крупных озер (так, 9-местный ЛМС-901 носит имя «Байкал», а 44-местный ТВРС-44 – «Ладога»).

 



«Освей» — это 19-местный двухмоторный легкий многоцелевой самолет, выполненный по схеме подкосного высокоплана с трехопорным неубирающимся шасси с передней опорой и двумя турбовинтовыми двигателями под крылом. Что значат эти термины? Сейчас объясним простым языком.

Высокоплан — это значит, что крылья крепятся к фюзеляжу в его верхней части; подкосный — крылья также опираются на ребра-подкосы, которые, в свою очередь, крепятся к нижней части корпуса; трехопорное неубирающееся шасси — три колеса, которые при полете остаются на своем месте; с передней опорой — это значит, что, помимо двух колес под крыльями, третье расположено в носу самолета (а бывает, что в хвосте); турбовинтовой — с пропеллером; под крылом — место крепления (бывает еще над крылом, например).

Самолет будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями типа ВК-800СМ с шестилопастными воздушными винтами (пропеллерами), моторы также создает УЗГА. А комплекс бортового оборудования для него разрабатывает российский концерн «Радиоэлектронные технологии».

 

 

Сколько самолетов собираются построить?

В межправительственном соглашении четко сказано, сколько самолетов планируют построить. Точнее, цифры четкие, но допускают толкование. Беларусь обязуется создать производственные мощности, учитывая в целом мощности двух стран в авиапроизводстве. При этом российская сторона обязуется разместить на белорусском заводе заказы на «не менее 178 фюзеляжей, а также 50% количества самолетов «Освей», предусмотренных к поставке в рамках реализации Комплексной программы развития авиационной отрасли РФ до 2030 года, но не менее 89 самолетов».

Первый вице-премьер Правительства России Денис Мантуров рассказывал журналистам, первый опытный образец «Освея» должен быть построен «в конце 2026 – начале 2027 года». А сама программа серийного производства рассчитана на 2027-2030 годы.

При этом УЗГА станет разработчиком, производителем и держателем сертификата типа на самолет, а 558 АРЗ – «производителем и держателем лицензии на серийное производство изделий и их модификаций с правом внесения изменений».

 

А конкуренты у этого самолета есть?

Да, конкуренция в сегменте 19-местных самолетов достаточно большая. Один из самых известных — чешская модель Let L-410, известная в наших широтах под прозвищем «Чебурашка». Этот самолет выпускается несколько десятков лет, а в 2017-2022 годах его по лицензии собирали на том же самом заводе УЗГА.

 

 

Еще один популярный аналог — канадский DHC-6 Twin Otter 400.

 


В мае 2023 года был продан и поставлен первый экземпляр Cessna 408 SkyCourier в пассажирском варианте на 19 мест; а в июле 2023-го китайский Harbin Aircraft Y-12F сертифицировали в Евросоюзе.

 

 



В России также есть несколько собственных разработок схожих моделей.

 

Что странного в этом проекте?

Нельзя не порадоваться, что в Беларуси наконец-то снова начнут выпускать самолеты. Тем не менее, пока до производства дело не дошло, нельзя не обратить внимание на два важных момента.

 

В Беларуси обещают выпускать самолеты уже более 30 лет

Вы не ошиблись: чуть выше мы действительно написали «снова начнут выпускать самолеты». Потому что самолеты в Беларуси уже выпускались. Это была довольно успешная история для своего времени.

В ноябре 1940 года на дальней-дальней окраине Минска начали строить авиазавод №453. К лету 1941-го он был почти готов, но тут как раз началась война, и завод сильно пострадал. Сразу после освобождения его восстановили и начали выпускать истребители-бомбардировщики Як-9. Одни источники говорят, что собрали 136 самолетов, другие — что 382 самолета. В любом случае, это в десятки раз больше, чем собрали за все последующие годы вплоть до сегодня. А сам завод переориентировали на выпуск товаров народного потребления и сельхозтехники. Сегодня мы знаем этот завод под брендом МТЗ.

 



В следующий раз за массовый выпуск самолетов в Беларуси взялись только в 90-х. Точнее, не за выпуск, а за разговоры о возможном выпуске.

Газета «Вечерний Минск», февраль 1992:

«Вероятно, скоро Беларусь будет производить самолеты. 13–14 февраля в Минске возможность этого обсуждалась на переговорах представителей Совмина и управления гражданской авиации республики с руководством Московского особого конструкторского бюро. Речь шла о производстве самолетов бизнес-класса на авиаремонтных заводах Минска и Барановичей. Кроме всего прочего, такая продукция могла бы приносить немалый доход в свободно конвертируемой валюте».

«Вечерний Минск», декабрь 1994:

««Сапсан-1000» и «Сапсан-1500» — именно так, заимствуя название неприхотливой, обитающей в пустынях птички сапсан, решено назвать разрабатываемые модели самолетов, идущих на смену известным в свое время Ан-2, Ан-28, Л-410.

Но это дело будущего, а пока же специалисты оршанского авиаремонтного предприятия «Полет» по заказу Министерства промышленности завершают научно-исследовательское осмысление целесообразности и возможности развертывания производства самолетов авиации общего назначения в республике.

Они пришли к положительному заключению. Есть смысл продолжать реализацию выработанной совместно с российскими ведомствами программы по созданию этого класса самолетов для пассажирских авиаперевозок и сельскохозяйственных работ. Во-первых, в производстве новой техники может быть задействован целый ряд белорусских предприятий, что особенно важно сегодня, во-вторых, для нее намечается широкий рынок сбыта, как в пределах СНГ, так и за рубежом.


Авторы перспективных замыслов уже могут сообщить, что по проектам «Сапсан-1000» рассчитан на перевозку 10-12, «Сапсан-1500» — 14-15 пассажиров. Они должны быть намного экономичнее их предшественников — рассчитаны на использование более дешевого и менее токсичного топлива, поскольку будут оснащены турбовинтовыми и турбореактивными двигателями».

Из этих затей ничего не вышло — никаких самолетов в Беларуси массово не выпускали.

Впрочем, мастера-авиаторы выпускали самолеты в одиночку. Так, построили экспериментальный самолет «Контакт» в Республиканском доме технического творчества на улице Славинского в Минске; «Гродненская ассоциация самодельных летательных аппаратов» собрала высокоплан с толкающим винтом; Михаил Степанцов собирал в Боровой двухместный цельнометаллический дюралюминиевый самолет «Пчела»; в клубе технического творчества при Минском заводе шестерен разработали и через много лет все-таки построили уникальный самолет с кольцевым крылом, и так далее. Но все это единичные экземпляры.

А в 2006-2007 годах на государственном уровне снова вспомнили про «Сапсан» почти пятнадцатилетней давности и снова начали разрабатывать 16-местную модель. Ее обещали начать выпускать в 2008, потом в 2010-м, а потом ЦАГИ, который готовил модель к продувке в аэродинамической трубе, переключился на «Суперджет», и белорусский самолет снова заглох, так и не взлетев.

В апреле 2014 года Александр Лукашенко отправился на 558–й авиаремонтный завод в Барановичах и там заявил, что Беларусь должна и будет выпускать собственные самолеты и вертолеты. Потом про выпуск самолетов в Беларуси говорили в 2018 году, потом весной-летом 2022-го, а потом уже по нескольку раз в год. Сейчас вот дошло уже до изображений.

 

В Беларуси собираются выпускать несуществующий самолет

Второй настораживающий момент в этой истории состоит в том, что в Беларуси планируют выпускать еще не существующий самолет. Например, упомянутый в начале статьи ЛМС-901 «Байкал» существует в количестве 1 (одна) штука, попытки наладить его выпуск неоднократно переносились, сейчас как старт сборки называют 2025 год.

 

 

Еще один упомянутый самолет — ТВРС-44 «Ладога» — есть только в виде компьютерной модели; выпуск первого экземпляра только хотят начать в этом году с отставанием минимум в год от заявленного ранее срока.

 



Аналогично и «белорусский» ЛМС-192 «Освей»: он существует только в виде компьютерного рендера. Сертификацию обещали пройти в 2027 году, но для этого самолет надо еще построить.

На сайте предприятия УЗГА, кстати, про разработки завода есть лишь одна короткая строка: «Турбовинтовой региональный самолёт на 44 места (ТВРС-44) заменит несколько типов морально устаревших региональных лайнеров».


То есть, пока «Освей» не построен и не сертифицирован — не может идти речь о серийном выпуске в количестве запланированных 178 штук. А постройка и сертификация российских самолетов последние годы почти всегда идет с опозданием.

С другой стороны, в портфелях российских компаний пока что нет современных аналогов старому Let L-410: Ан-28 был построен еще в 1969-м, Бе-30 — и вовсе в 1968-м. Будь такой самолет наготове — возможно, как раз его бы и взяли за модель для освоения в Беларуси.

В прошлом году сообщалось, что новосибирская компания «Русавиапром» разрабатывает 19-местный пассажирский самолет Е-20Х Docker. Новую машину будут оснащать американскими моторами TPE331-12JR, а также четырехлопастными винтами Hartzell Propeller. Конструкция крыла обеспечит укороченные взлёт и посадку. Кроме новосибирцев, в проекте задействована подмосковная фирма PMI Aero.

 

 

 

И вот еще что интересно. Гендиректор и совладелец PMI Aero Кирилл Александров говорил в интервью:

— «Российский МинПромТорг знает о Docker, но не поддерживает. Сейчас в проекте активно заинтересованы белорусы.

Сейчас, похоже, Docker пытаются продвигать в Эмиратах. У проекта обнаружился неплохой сайт на домене «.ae» и представительство в Шардже, самолет на сайте представлен в цветах флага ОАЭ. На странице много цифр ТТХ, интересных любителям авиации. Но Е-20Х Docker, как и условно белорусский ЛМС-192 «Освей», пока что существует лишь в виде компьютерной модели.

Blizko.by будет следить за развитием проекта. Может, на этот раз дело не ограничится лишь словами и действительно дойдет до производства и полетов.

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Обо всем»


Каталог Минска


Обо всем