О чем эта статья?
- Рельсы в городе? Что-то такое я уже читал
- Куда идем сегодня?
- Кривые улицы
- Рельсы шли прямо по улице?
- Так что там с трамваем?
- А что было потом?
Рельсы в городе? Что-то такое я уже читал
Да, наверняка читали. Blizko.by рассказывал про два таких места в Минске, где еще недавно ходили поезда — а сейчас и не угадаешь, что тут рельсы лежали:
- Посмотрите, во что превратилось место в центре Минска, где еще несколько лет назад постоянно ходили поезда — здесь про проспект Дзержинского
- Еще недавно здесь в центре Минска ходили поезда. А сейчас даже рельсов не осталось — здесь про окрестности Партизанского проспекта
Читательский интерес показывает нам, что тема для многих любопытна. Так что мы продолжим и расскажем вам еще о нескольких таких удивительных и загадочных местах в столице.
Куда идем сегодня?
Сегодня мы отправимся на пересечение улиц Козлова и Платонова. Бойкое место если не в самом центре города, то очень рядышком с ним. И да, здесь ходили поезда.
Вот смотрим на подробную карту Минска 1971 года.
От нынешней железнодорожной станции Минск-Восточный тянется пучок веток на север, самый дальний конец их доходит едва ли не до самого проспекта Независимости. Рельсы заходят на территории современных заводов Белгипс, инструментального, маргаринового, «Амкодор», транспортного парка №1, Минскжелезобетона. Улица Платонова в ее современном виде еще не сформирована, а Козлова называется Долгобродской.
Кривые улицы
Чуть позже мы вернемся к указанному перекрестку, а пока что заглянем к самым северным тупикам, что идут на задворки завода «Ударник».
Если вы бывали на улице Гикало, то могли обратить внимание на одноэтажный дом №7А, который стоит под острым углом к улице. Вот он на фото, с вывеской вейпшопа.
Почему он стоит не параллельно улице? Это наследие старой застройки. В этом месте, где еще не было никакой Гикало, ее теперешнюю трассировку пересекала улица Малявщинская со своими собственными зданиями. И дом №7А — как раз реликт той эпохи.
Так вот, рельсы заходили на «Амкодор» (старое название — «Ударник») справа от этого домика. Возможно, как раз где вот эти вот рыжие ворота рядом с наглухо замурованным окошком проходной и дверью, замок на которой последний раз отпирали неизвестно когда.
Рельсы шли прямо по улице?
Теперь вернемся к перекрестку Козлова-Платонова. По карте 1964 года видно, что Платонова тогда еще называлась Высокой. И да: прямо по ней лежали рельсы. Причем карта четко показывает, что тут лежали сразу несколько веток параллельно.
В одном месте сходились сразу три линии рельсов: тупиковый отстойник, прямая линия на «Амкодор» и ответвление к Минскжелезобетону. Ответвление было вот примерно в этом месте.
Также по карте мы видим, что между каменными зданиями, которые стоят по обеим сторонам Платонова, притаился небольшой частный сектор. Эти рельсы и этот частный сектор попали на фотоснимок, который разместили в «Советской Белоруссии» в 1965 году. Читатель жалуется на бесхозяйственность: мол, рельсы (очевидно, тот самый тупиковый отстойник) просто закопали в землю — а как же ценнейший металлолом?
Похоже, в кадр попал четырехэтажный кирпичный дом №17 по Платонова, из-за которого выглядывает дом №15/20 с треугольным фронтоном, на углу Платонова и Краснозвездной.
Вот вид примерно с той же точки: дом №17 едва виден из-за деревьев.
Что стало с закопанными рельсами — мы не знаем, возможно, так до сих пор и покоятся на глубине нескольких метров (видно, что железнодорожное полотно шло в выемке — углублении, то есть). Сейчас здесь здание бывшего специального конструкторско-технологического бюро с опытным производством Министерства плодоовощного хозяйства БССР (Платонова, 10), парковка и небольшой скверик.
Так что там с трамваем?
По картам же видно, что железнодорожное полотно пересекало трамвайные рельсы под прямым углом. Разъехаться по-другому товарняки и трамваи никак не могли — пришлось делать в прямом смысле слова железнодорожный перекресток, причем совсем рядом с перекрестком автомобильным. Отличное место для практического экзамена на водительские права!
На транспортном форуме человек под ником Baloun припомнил, как было организовано здесь дорожное движение.
«Был самый натуральный переезд — со шлагбаумом, светофором и даже дежурным в будке (располагалась у тротуара в начале нынешнего сквера), и шлагбаумы опускались вручную лебедкой. И в середине 60-х там еще паровозы ходили! Довольно часто, так что я несколько раз с утра даже в школу опаздывал.
И ветка уходила не только к «Ударнику» и заводу Ленина, но и к маргариновому, куче оптовых баз у Подлесной (ныне Петруся Бровки) и даже во двор Института тепломассообмена. Там во дворе и внутри одного из корпусов, помнится, и рельсы оставались до сих пор, а у ИФТТП (институт физики твердого тела и полупроводников) есть и типичный ж/д пакгауз, только там, кажись, рельсов уже нет.
Этот перекресток с Долгобродской (в то время) был еще примечателен тем, что там посередине пересечения висел единственный виденный мной в Минске одноточечный светофор (то есть такой, который только мигает желтым, обозначая нерегулируемый перекресток) — такой кубик на проводах на все четыре стороны. Но на моей памяти он никогда не горел, может, только по ночам?»
А что было потом?
В середине прошлого века товарняки использовались везде, где только можно было — перевозить грузы вагонами было эффективнее, чем грузовиками, поэтому заводские ж/д-ветки тянули ко многим заводам прямо по городским улицам. У многих заводов в Минске они сохранились до сих пор, потому что характер подвозимого сырья и готовой продукции не позволяет выгодно оперировать грузовиками.
Но много где эти ветки пришлось порезать: они отнимают место на улицах, создают сложности на перекрестках, да еще от них шум, дым и грязь. Поэтому от тех развесистых железнодорожных ветвей сейчас остались лишь фотоснимки да воспоминания.
На описываемом нами перекрестке Козлова и Платонова к концу 1970-х рельсы разобрали — теперь они доходили лишь до самой Козлова. А в середине 1980-х продлили улицу Платонова за Козлова и соединили с Чапаева. И практически по тому самому месту, где когда-то шли заводские рельсы, проложили рельсы новые — на этот раз трамвайные. Теперь вместо железнодорожно-трамвайного перекрестка образовался просто трамвайный перекресток.
Вот мы стоим на Платонова там, где полвека назад лежали рельсы заводской ветки, и смотрим на юго-запад. Трамваи едут там же, где раньше ходили паровозы.
А вот мы стоим на очень широком полотне между двумя направлениями трамвайных путей и смотрим на северо-восток. Примерно такую картину видел машинист маневрового поезда, когда вел товарный состав на завод «Ударник». Только трамваи были не бирюзовые АКСМ-60102, а бордовые КТМ/КТП-1 и РВЗ-6.
- Регулировка сход-развала в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- За последние годы в Беларуси стало на 400 деревень и 300 тысяч человек меньше. Посмотрели, что происходит с населенными пунктами страны
- Можно ли ездить ночью по Минску на общественном транспорте и не переплачивать? Мы изучили разные варианты
Фото автора
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?