О чем речь?
Мы говорим про железнодорожную ветку на Молодечно, а конкретно — про соединительную ветку с брестского направления на молодечненское. Рельсы здесь лежали много десятков лет, тут постоянно ходили товарные поезда, но можно было встретить и перегоняемые пассажирские составы. Но ветку разобрали, и теперь тут, в двух шагах от проспекта Дзержинского в самом его начале, в центре города, абсолютная глушь и почти никаких следов многолетнего «чух-чух».
Что там было?
Исторически сложилось так, что через Минск прошли две железные дороги: Московско-Брестская и Либаво-Роменская. На них в Минске возникли вокзалы на главных станциях, которые, после нескольких переделок-перестроек-переносов, мы сейчас можем называть станциями Минск-Пассажирский и Институт Культуры. Станции совсем недалеко друг от друга, но связаны между собой далеко не прямыми путями. И чтобы с одной линии можно было переезжать на другую, понадобилось сооружать соединительные ветки.
Именно такая соединительная ветка была проложена от теперешней брестской магистрали к линии от Минска-Пассажирского на Молодечно. Она проходила по задворкам Грушевки, пересекала нынешний проспект Дзержинского и вливалась в основную магистраль в районе теперешней станции Минск-Северный. На долгие годы в Минске появилась такая большая железнодорожная буква А.
Вот реконструкция карты 1898 года.
Город развивался, и со временем понадобилось поднять железную дорогу над улицами и пустить рельсы по мосту. Так над проспектом Дзержинского друг рядом с другом появились два таких железнодорожных моста: один на ветке с Минска-Пассажирского, один — с Института Культуры.
Что произошло потом?
Этак с десять лет назад в городе всерьез подошли к воплощению давнего проекта: частичному замыканию второго городского кольца. Для этого понадобилось продлить глухой Домашевский переулок, чтобы он стал улицей и соединил Кальварийскую улицу и проспект Дзержинского, а потом прошел еще дальше и, перейдя через Московскую, влился в Льва Толстого и Могилевскую.
И вот продолжению автомобильной магистрали более западный мост — на той самой соединительной ветке — мешал. Совсем. Восточный мост перестроили и оставили на том же самом месте; западный решено было снести напрочь, а соединительную ветку сделать южнее проспекта Дзержинского с малым радиусом кривизны. Так, чтобы и на самом проспекте лишнее место не отбирать, и с задачей соединения железных магистралей справляться.
К 2018 году этот западный мост разобрали, а потом практически на его месте начали возводить автомобильный — продолжение улицы Домашевской. Теперь автомобильный мост пересекает «Дзержинку» в том же самом месте, где ранее железнодорожный — но загнут он в другую сторону.
Разобрали не только мост, но и всю соединительную ветку. Местность без рельс и шпал быстро начала приходить в естественное запустение и зарастать травой, кустарниками и деревьями. Теперь почти в самом центре столицы образовался такой почти что лес, зажатый между двух кирпично-бетонных заборов. Тут настоящие заросли. Именно в эти заросли мы и нырнули.
И что там сейчас?
Рядом с тем местом, где от проспекта Дзержинского ответвляется заезд на Домашевскую, виден холмик. Это и есть часть бывшей насыпи соединительной железнодорожной линии.
Забираемся на холм и оглядываемся. Видим бизнес-центр в начале проспекте Дзержинского. Электричка въезжает на восточный мост — тот, что уцелел.
Вот так выглядит бывшая железнодорожная линия в сторону Института Культуры.
Заросли сразу же становятся по колено. И мягкие цветы, и колючий осот, и пышная желтая пижма, — все здесь. Кто-то среди зарослей обустроил небольшую лавочку. Видны заросшие следы тяжелой техники. Они выглядят нахоженными, кто-то натоптал здесь небольшую тропинку — впрочем, еле уловимую.
По бокам от насыпи до сих пор растут высоченные деревья — березы и липы. Кто знает, сколько им десятилетий…
За кустами и деревьями практически не видно, что бывшая железнодорожная насыпь с обеих сторон окружена старыми кирпичными заборами. А за заборами — еще более старые кирпичные здания складов.
Кстати, примерно здесь лет 20 назад было знаковое для диггеров место: «залаз» (другим словом — вход) в ту самую реку Немигу. Он выглядел как обычный старый колодец канализационного коллектора, но лишь немногие знали, что именно этот неудобный «залаз» у забора с колючей проволокой ведет в дивный подземный мир старинной реки. Обратите внимание на старую карту, которую мы приводили выше: там как раз отмечено русло Немиги. Теперь никакого «залаза» нет: техника не только разобрала рельсы со шпалами, но еще и изрядно насыпала песка — так, что откосы почти исчезли и все колодцы больше не выступают над поверхностью.
Вообще от железной дороги не осталось почти никаких артефактов. Старый обломанный деревянный столбик-указатель и одна бывшая шпала, наполовину вросшая в землю.
И вот мы постепенно подходим к действующей железнодорожной линии.
Здесь растет еще один ряд высоких лип. Когда-то именно он разделял рельсы и направления: налево — на Молодечно, направо — на Минск-Пассажирский. Сейчас слева только густые заросли и ни грамма рельс. Поезда уходили прямо сюда.
Теперь роль соединительной ветки на Молодечно выполняет вот этот третий путь слева. Через несколько десятков метров он вывернет налево и пересечет проспект Дзержинского.
А вот вид в сторону Института Культуры. Справа за забором высятся вдалеке корпуса многострадального жилого комплекса «Грушевский Посад», про который Blizko.by подробно рассказывал.
Протяженность уцелевшей насыпи от бывшей железной дороги составляет 270 метров. Вход свободный.
Вот как она выглядит на самом свежем снимке с высоты.
Вот как выглядел этот железнодорожный узел в форме большой буквы А в 2016–м и как выглядит сейчас. Двигайте ползунок!
- Акции и скидки в Минске ищите здесь
Фото автора и UnderMinsk
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: