Удивительно: белорусы выбирают для своих электромобилей обычные шины. Рассказываем, почему так не стоит делать

994
Электромобилей во всем мире и в Беларуси становится больше с каждым днем. И пока экологи спорят об экологичности «электричек», а ученые и автоконцерны гадают, не за водородом ли будущее, на бытовом уровне обнаружилась более насущная проблема. Оказалось, обычные шины для электромобилей не годятся. Они-то подходят, да не очень-то. Вместе с шинной компанией «Автосеть» Blizko.by разбирался, во что «обуты» белорусские электрокары и какие покрышки им на самом деле нужны.

 

О чем этот текст:

 

Что не так с обычными шинами?

В целом — все с ними хорошо, они разработаны профессионалами и подходят для сотен и тысяч моделей автомобилей по всему миру. Но оказалось, что при использовании их на электромобилях возникают особенности.

Например, популярное издание из штата Вайоминг Cowboy State Daily в начале этого года выпустило большую статью. Там рассказывается, что некоторые продавцы шин отмечают странную тенденцию. В то время как у бензиновых автомобилей шины работают 50-75 тысяч миль, у электромобилей они приходят в негодность уже после всего лишь 7-10 тысяч миль. А Вайоминг — это штат больших расстояний, и большие пробеги машин там обычное дело.

Почему так происходит? Потому что электромобили все же отличаются от топливных машин. Кто-то может возразить: «Ну и что? Бензиновые и дизельные машины тоже отличаются, но никто же не выпускает шины специально для дизеля». Но дело в том, что электромобили имеют другие коренные отличия и от бензиновых, и от дизельных, и от газовых машин, что и сказывается на долговечности покрышек.

 

 

Чем машины на аккумуляторах отличаются от машин на бензине с точки зрения шин?

«Электрички» тяжелее

Да, в электромобилях меньше механизмов и тяжелых деталей двигателя и трансмиссии, чем в топливных машинах. Но в них очень тяжелые аккумуляторы. Пусть они литиевые и вроде как легкие, все же сотни и тысячи ячеек дают очень большую массу. Поэтому электромобиль весит на 10-20% больше, чем аналогичный топливный автомобиль. Чем больше масса — тем больше нагрузка на шины.

«Электрички» быстрее

Под «быстрее» мы имеем в виду не максимальную скорость (тут, на самом деле, электромобили проигрывают), а ускорение — то есть, время набора этой самой скорости. Электромоторы так устроены, что у них выше крутящий момент, выше КПД, и на светофорных гонках они будут выигрывать у машин с ДВС. Электромобили быстрее срываются с места, быстрее набирают скорость — и это тоже повышенная нагрузка на шины.

«Электрички» тише

Шум электромотора намного слабее, чем шум двигателя внутреннего сгорания. И в салоне некоторых качественно сделанных «электричек» действительно не слышишь работы мотора. Но именно поэтому становятся особенно слышны звуки вращающихся шин, что может вызывать дискомфорт примерно такой же, какой вызывает некачественно подогнанная панель салона (так называемая «погремушка»).

 

 

Какими же должны быть шины для электромобилей?

Исходя из того, что «электрички» предъявляют повышенные требования к шинам, производители пытаются учесть их и разработать продукцию, которая будет соответствовать этим вызовам.

«Е-шины» (назовем их так) должны выдерживать большую массу машин, и не просто саму по себе массу, но и повышенные боковые перегрузки, которые возникают в поворотах и при перестроениях. Шинники используют особые составы смол, диоксид кремния и другие добавки к резине, чтобы покрышки выдерживали повышенный износ и служили долго.

Кроме того, долговечность шин влияет и на экологическую составляющую. При движении от шины постоянно отрываются микрочастички, и объем и масса этих частиц — довольно вредных для человека — может быть сопоставим с объемом и массой выбросов двигателей современных экологических норм вроде «Евро-6». Чем дольше меньше шины будут изнашиваться — тем меньше вредных частичек попадет в воздух.

У шин должно быть повышенное сцепление с дорогой — чтобы «переваривать» высокий крутящий момент электромоторов. Это достигается и опять-таки подбором компонентов, и изменением размеров самих шин. Чем больше диаметр колеса — тем меньше сила трения качения и тем меньше энергии надо затратить на то, чтобы колеса и весь автомобиль катились по дороге.

Повышение сцепления, снижение силы трения качения, уменьшение шума достигается подбором компонентов, добавкой новых изолирующих слоев и разработкой нового рисунка протектора — чтобы при улучшении этих характеристик не страдали другие (разгонная, тормозная, способность противостоять аквапланированию и т.п.).

 

 

И что  это помогает?

Весной прошлого года редакция солидного немецкого журнала Auto, Motor und Sport провела большое тестирование десяти разных покрышек — сначала на динамометрическом стенде, а потом на электромобиле Kia EV6. По паспорту, на одной полной зарядке эта машина может проехать до 510 км.

В тесте приняли участие 7 обычных покрышек и 3 модели, созданные специально для электромобилей: Michelin ePrim, Pirelli Scorpion Elect, Falken eZiex. Результаты такие: по трем важным для электромобилей показателем специальные адаптированные шины выбились в лидеры. На Falken, Pirelli и Michelin можно было выжать 532, 530 и 521 километр дистанции. Лучший результат у обычной шины — 480 км, а худший — всего 434 км. То есть, специальная «е-шина» на четверть превосходит результат обычной шины от именитой фирмы.

Результаты:

 



Больше пробег — значит, меньше денег тратишь на зарядку, и разница в цене между обычными и «электрическими» шинами может быстро окупиться.

 

 

А почему тогда все шины не делают такими же хорошими?

Во-первых, любая шина — это компромисс между параметрами. Одни покрышки хороши в экономии энергии, но хуже себя ведут на мокром асфальте, например. И тест от Auto, Motor und Sport, хоть и выявил отличные модели именно для электрокаров, все же отметил, что «электромобильные» шины могут себя хуже вести на авто с ДВС, поэтому два из трех первых мест в абсолютном рейтинге заняли обычные, не «е-шины».

Во-вторых, специально адаптированные шины стоят дороже, чем обычные, иногда даже ощутимо дороже. И не всем нужны такие избыточные характеристики, если за них приходится дороже платить. Особенно если это тихоходная малолитражка или автомобиль на селе.

 

 

На каких шинах ездят белорусы?

Мы обошли парковки вокруг торговых центров «Титан», «Магнит», «Кірмаш» в Минске и посмотрели, какие шины стоят на белорусских электромобилях и гибридах (в скобках — страна происхождения бренда).

Электромобили:

  • Audi E-Tron 55: GoodYear UltraGrip (США)
  • BYD Seagull: ChaoYang SU318A (Китай)
  • BYD Seagull: LingLong Comfort Master (Китай)
  • BYD Song Plus (два экземпляра): оба — Giti GitiComfort 225 v1 (Сингапур)
  • BYD Qin (такси): iLink L-Zeal 56 (Китай)
  • BYD Qin (такси): Atlas AS380 (Бельгия/Китай)
  • Chevrolet Bolt EV: DoubleStar Maximum DH03 (Китай)
  • LiXiang L9: Michelin ePrimacy (Франция)
  • Tesla Model 3: Hankook Ventus S1 Evo 3 (Корея)
  • Tesla Model 3: Triangle (Китай)
  • Tesla Model S: iLink L-Zeal 56 (Китай)
  • Tesla Model S: Michelin Pilot Alpin 5 (Франция)
  • Voyah Free: Michelin Primacy 4 (Франция)

 

 

 

 

 

 

Гибриды:

  • Toyota CH-R: Sailun Ice Blazer Arctic Evo (Китай)
  • Toyota Prius: Sumitomo HTR A/S P03 (Япония)

 

Специальные «е-шины» установлены лишь на двух машинах: это покрышки Michelin ePrimacy на «Лисяне» и Hankook Ventus S1 Evo 3 на «Тесле». На обоих BYD Song Plus стоят не «е-шины», но эти покрышки Giti имеют улучшенные характеристики по прочности, сопротивлению качению, долговечности и предустанавливаются на некоторые электромобили. В целом можно засчитать и их.

Еще интересно, что Michelin Pilot Alpin 5 на «Тесле» и Sailun Ice Blazer Arctic Evo на «Тойоте» — это зимние шины, хотя исследование мы проводили в конце сентября.

А еще для сравнения электробус Vitovt Max от «Белкоммунмаш» — он ведь тоже электромобиль, просто очень большой. На нем стоят шины «Белшина Бел-108М» — обычные покрышки для грузовиков и автобусов.

 

 

А белорусские «е-шины» будут?

Летом Blizko.by рассказывал, что «Белшина» пообещала начать выпуск покрышек для электромобилей. Гендиректор Александр Ковалев рассказал в интервью отраслевому журналу «Нефтехимия», что уже в этом году компания планирует создать и начать выпуск линейки шин с улучшенными характеристиками для электромобилей, а серийное производство запланировано на третий квартал 2027 года.


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Актуально»


Каталог Минска


Актуально