Что придумали?
Недавно представители ГАИ заявили, что скорость прокатных электросамокатов (и других средств персональной мобильности — СПМ) надо снижать. Причем радикально.
Заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович говорил в марте:
— В Минске имеются участки, на которых необходимо снижение скорости движения СПМ, — это улицы с интенсивным движением пешеходов и прилегающие к местам притяжения граждан, улицы с недостаточной шириной тротуара, дворовые территории с плотной жилой застройкой. Основным изменением в действующей Концепции станет регулирование скоростных режимов в разных частях и зонах Минска в зависимости от интенсивности движения пешеходов и транспорта в этих районах. Зоны ограничения будут до 10, 15, 20 км/ч, оставшаяся часть города — до 25 км/ч.
А недавно уже и сам начальник столичной ГАИ Сергей Бабич в эфире «Радио-Минск» заявил:
— Прокатные электросамокаты в Минске в парках и скверах будут автоматически ехать со скоростью не выше 15 км/ч. Есть договоренность о снижении скорости шеринговых самокатов программным способом до 25 км/ч, как того требуют ПДД. На отдельных участках с массовым пребыванием людей (в парках, скверах и других) скорость автоматически будет понижена до 15 км/ч. То есть, попадая в определенную зону, пользователь СПМ не сможет ехать быстрее 15 км/ч.
А как сейчас?
Про электросамокаты в ПДД есть свои статьи. И есть четкие ограничения.
- 2.601. Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).
- 18.5.1. Пешеходу запрещается: передвигаться на средствах персональной мобильности со скоростью более 25 км/ч.
То есть, обычный самокат (не электрический) под эти правила не подпадает. Человек на обычном самокате приравнивается к обычному пешеходу, которому не запрещено двигаться со скоростью и выше, чем 25 км/ч (например, бежать).
И к чему это приведет?
По замыслу ГАИ — к большей безопасности как простых пешеходов, так и пешеходов на самокатах.
Скорость прокатных самокатов должны будут регулировать сами шеринговые платформы путем корректировки софта: если самокат заехал в зону ограничения скорости (это легко отследить по GPS) — скорость должна упасть. Такие правила уже действуют, например, в Москве.
Скорость личных самокатов должны будут отслеживать сами их водители. Кстати, в Минске уже появились мобильные камеры скорости, которые следят за тем, насколько быстро несутся по велодорожкам велосипеды и самокаты.
Но стоимость аренды электросамоката и электровелосипеда напрямую зависит от времени, проведенного за рулем. Получается, раз скорость упадет — то время в пути вырастет, и с карточки спишется больше денег?
В теории — да, так. Но на практике мы пока не знаем, где и когда начнут действовать новые, более жесткие ограничения.
Насколько дороже станет ездить на шеринговом самокате?
В столице работают пять крупных шеринговых операторов: Eleven, Kolobike, Whoosh, Jet, BusyFly (и еще А-100, но он выбивается тем, что самокаты надо оставлять там же, где взял, поэтому тут мы его учитывать не будем). Стоимость старта у трех сервисов составляет 1 рубль, у двух оставшихся — 2 рубля. Поскольку и число самокатов у них тоже отличается, то в среднем можно считать эту величину за 1,5 рубля. А минута покатушек стоит в среднем 26 копеек. На эти показатели и будем ориентироваться.
В Минске не так много парков или скверов, которые имеют большое транзитное значение и через которые люди едут насквозь не с целью покататься, а чтобы срезать дорогу, не имея возможности или времени объехать парк вокруг. Поэтому и потеря больших денег из новых будущих правил пока что представляются сомнительной. Но все же давайте подсчитаем.
Хороший пример — парк Челюскинцев. Допустим, нам надо попасть от западного входа на проспекте Независимости на улицу Столетова. Объезжать в одну сторону — мешает Ботанический сад, в другую — ДЖД и задворки жилых комплексов «Парк Челюскинцев» и Vogue. А напрямик — есть Праздничная аллея в парке, которая чрез калиточку выводит на дальнюю часть улицы Макаенка.
Длина аллеи от проспекта до Макаенка — 940 метров (здесь скорость 15 км/ч). Дальше вдоль Макаенка и мостику через канал — еще 910 метров, тут ограничений нет — допустим, будем ехать на максимальной (25 км/ч). И последние 250 метров проезжаем между длинным домом и парковкой — большого трафика тут нет, попробуем тоже на максимальной скорости. Итого 940 метров со скоростью 15 км/ч и 1.160 метров со скоростью 25 км/ч. Разгон с этих 15 до 25 учитывать не будем. Теперь считаем и получаем: на парк Челюскинцев мы потратим 3,76 минуты — пусть все 4. На оставшуюся часть пути с максимальной скоростью уйдет 2,78 минуты — будем считать, 3. Итого 7 минут пути по 26 копеек за минуту плюс полтора рубля за сам старт, — все вместе составит 3 рубля 32 копейки.
Конечно, это все достаточно приближенные расчеты, не учитывающие снижение скорости при маневрировании, переходе с асфальта на грунтовку, на бордюрах, на кольцевых пешеходных развязках (а парке есть одна такая, вокруг фонтана). В реальности время в пути составит на несколько минут больше, но даже две дополнительные минуты добавят лишь полрубля к итоговой стоимости поездки.
А что такси? Например, такси 135 показывает, что машина поедет по проспекту Независимости, улицам Макаенка, Парниковая, Филимонова и 2–му переулку Багратиона. Стоимость поездки — от 7,53 рубля. Яндекс-Такси «здесь и сейчас» просит минимум 8,9 рубля.
И это редкий пример, когда на самокате можно напрямик через парк, а такси пойдет кругами в объезд. Подобные примеры можно отыскать и в других местах, но там либо езда по парку будет совсем короткой, либо его проще объехать по улицам и не сбрасывать скорость с 25 до 15 километров в час. То есть, поездка на самокате даже на пониженной скорости будет все еще дешевле поездки на такси.
Так может, все не так и плохо, и поводов для беспокойства нет?
Выше мы разобрали пример относительно короткой поездки на самокате — всего на километр. А что, если ехать дольше? Уже сейчас долгие поездки могут обойтись примерно во столько же, сколько и на такси. Скажем, если проехать от площади Независимости по проспекту до площади Якуба Коласа, от метро до метро. Яндекс-Такси прямо в эту минуту готов отвезти за 6,7 рубля, а такси 135 — за 5,8 рубля.
А на самокате?
Расстояние — 3,3 км. Даже если «лупить» с максималкой 25 км/ч, то получится в теории 8 минут, или 3,6 рубля. Но это в теории, потому что на пути самокатчика будет 9 пешеходных переходов (на которых 8 светофоров), толпы людей возле ГУМа, узкий мост через Свислочь. Средняя скорость движения составит 20 километров в час или около того — а это значит, что время движения составит около 10 минут, — то есть, потянет на 4,1 рубля. И это все, конечно, если у вас достаточно смелости и умения всю дорогу жать на полную и ехать на максимальной скорости.
И вот теперь переходим к очень важному нюансу. Начальник ГАИ говорил:
— На отдельных участках с массовым пребыванием людей (в парках, скверах и других) скорость автоматически будет понижена до 15 км/ч.
Каким «другим» местам свойственно массовое пребывание людей? Да все тот же проспект Независимости почти на всем протяжении от начала и по крайней мере до Востока, а также улица Ленина и проспект Победителей от начала до Стелы, многие улицы в центре.
И раз так, то логично предположить, что и на главных проспектах страны скорость тоже понизят до 15 км/ч. Что получается? Получается, что в теории самокатчик сможет проехать от площади Независимости до площади Якуба Коласа чуть больше чем за 13 минут, что выльется в 5 рублей стоимости. Не забываем, что средняя скорость будет ниже (10-12 км/ч или около того) и что агрегаторы такси могут предложить скидки в период низкого спроса, а за самокат надо платить одинаково независимо от спроса, времени суток и погоды. И тогда точно самокатные поездки будут обходиться дороже, чем поездки на такси.
Осталось дождаться и посмотреть, какие именно ограничения и в каких зонах введут.
- Ремонт электросамокатов в Минске в каталоге Blizko.by
- «Цалуй і едзь»: Самые странные и необычные дорожные знаки в Минске и окрестностях
Фото: автора
Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: