Сколько в Минске электромобилей? Официальная статистика противоречит сама себе, поэтому мы сосчитали сами

8509
Белорусские министерства утверждают, что в Беларуси все очень хорошо с электромобилями и что в течение ближайших лет их будет здесь под сотню тысяч. Надо только немного потерпеть. А сколько сейчас «электричек» в стране? Оказалось, что официальная статистика противоречит сама себе и называет цифры, отличающиеся в 3 раза. Blizko.by решил сам подсчитать и прикинуть, сколько электрокаров хотя бы в Минске.

 

Что нам обещали?

Уже не первый год белорусам обещают радужное электромобильное будущее. Мол, пройдет 3-5 лет — и по всей стране будут десятки тысяч электромобилей, в том числе тысячи белорусского производства.

 

Так, в марте 2020-го Александр Лукашенко подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей», потом была «Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы», и уже осенью 2021-го официальная пресса сообщает:

«В Беларуси создаются предпосылки для увеличения парка электромобилей до 100 тысяч единиц к 2025 году. А это ни много ни мало три процента от парка транспортных средств в стране».

На заводе «Белджи» должны были в том же 2021–м выпустить первую тысячу электромобилей Geely Geometry C. Плюс Академия Наук разрабатывала и тоже обещала выкатить товарный экземпляр полноценного белорусского электромобиля.

 

 

Автомобили хорошо продаются? Сколько их сейчас в стране?

И вот тут мы сталкиваемся с противоречивой статистикой. Которая очень сильно отличается от источника к источнику.

Вот цифры по отдельным годам:

  • «Из 6.150 электромобилей, которые были приобретены за последние три года (2019-2021 — прим.ред.), 5.700 куплены после начала реализации Указа № 92»
  • «За первое полугодие 2021 года в страну было ввезено 2.112 электромобилей – это чуть больше, чем за весь 2020 год (1.810 единиц)».
  • «В 2021 году число «электричек» по отношению к 2021 году выросло в 1,5 раза».
  • «За 2022 год белорусские дилеры продали всего 55 новых электромобилей. Цифра скромная, но, с другой стороны, это на 28% больше, чем в 2021 году».
  • «В Беларуси количество электромобилей с 2020 по 2022 годы выросло в 39 раз».

А сколько всего электромобилей? Вчитываемся:

  • Минэнеро: «Если на конец 2015 года в стране насчитывалось лишь 27 электромобилей, то в декабре 2020 – 1,6 тысячи электрокаров».
  • Июль 2021, министр энергетики Виктор Каранкевич: «Число электромобилей в Беларуси увеличилось до 4 тысяч».
  • Июнь 2022, министр энергетики Виктор Каранкевич: «По последним данным, число электромобилей в Беларуси достигло 10 тысяч. Рост по сравнению с прошлым годом — более чем в 2 раза».
  • Ноябрь 2022, заместитель премьер-министра Петр Пархомчик: «Сегодня на учете находятся 3.420 электромобилей».
  • Май 2023, заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Приходько: «На 1 января 2023 года зарегистрировано 3.635 легковых электромобилей».

Как видно, в министерствах расхождения в подсчетах примерно в три раза. Возможно, дело в том, что Петр Пархомчик и Иван Приходько считают чистые электромобили, а Виктор Каранкевич еще и гибриды (автомобили как с ДВС, так и с электромотором).

 

Гибридный автомобиль Honda Insight

 

А можно ли подсчитать самим?

Можно попробовать. Если сосчитать, сколько электромобилей в потоке машин, и оценить сам этот поток, то можно прикинуть, какой процент занимают «электрички». Выезжаем на местность.

 

Как мы считали?

Сначала мы засекали, сколько легковых машин проедет мимо наблюдателя за определенное время. Скажем, за 5 минут. Исходя из этого, можем предположить, сколько машин проезжает в час. Потом считаем число исключительно электромобилей — но тут желательно вести подсчеты подольше, потому что за 5 минут может оказаться 0 электрокаров, что поломает нам всю статистику. Далее вычисляем процент электромобилей от общего числа машин в потоке. Для верности лучше повторить этот эксперимент в разных частях города и в разное время, чтобы среднее значение выходило «более средним». А потом уже этот процент можно применить к общему числу легковых автомобилей Минска и прикинуть, сколько всего «электричек» в столице (и, с некоторыми допущениями, в стране).


При этом мы будем считать только те электромобили, которые несут на себе зеленые регистрационные знаки. Их начали выдавать 3 года назад, в июле 2020–го. Так мы отсеем гибриды.

 

 

Эксперимент 1

Проспект Независимости у Национальной библиотеки, 18:30-18:50. Здесь легко наблюдать поток машин в обе стороны: обзор хороший, ничего не мешает. Засекаем время: за 5 минут проходит 380 легковых машин, значит, поток составляет 4.560 машин в час.

За следующие 15 минут в обе стороны проезжают 14 электромобилей. Экстраполируем и получаем: за час бы проехало 56 электромашин, или 1,228% от всего потока. Замечаем Tesla S, Volkswagen e-Golf, Opel Ampera, BMW i3.

 

 

 

 

 


Эксперимент 2

Проспект Дзержинского у пересечения с проспектом Любимова и улицей Чюрлёниса, 14:30-15:00. Считать машины за единицу времени несложно, но вот выхватывать из потока электромобили уже потруднее, поэтому разбиваем эксперимент на несколько этапов. Сначала считаем поток: за 5 минут в обе стороны проехало 405 легковых машин — стало быть, общий поток составляет 4.860 машин в час.

Далее считаем электромобили, но по очереди: сначала для одной стороны проспекта, потом для другой, а после суммируем данные. За первые 15 минут в сторону города проехало всего 2 электромобиля: Chevrolet Bolt и Nissan Leaf. За следующие 15 минут в сторону выезда из города — вообще ни одного. Таким образом, в сумме для всего потока получаем лишь 2 электромашины за 15 минут, или 8 машин в час, что составляет 0,164%. Не стоит расстраиваться, что этот показатель сильно ниже того, что мы наблюдали возле библиотеки. Наша задача — не подогнать один результат к другому, а бесстрастно зафиксировать разные значения, чтобы вывести более честную среднюю величину.

 


Эксперимент 3

Этот эксперимент будет, скажем так, статичный. Мы сосчитали все припаркованные легковушки на огромной плоскостной стоянке вокруг бизнес- и торгового центра «Титан», а также ТЦ «Магнит» в Петровщине. Парковка действительно огромна, на тщательный пересчет уходит 20 минут вскоре после двух пополудни. Итого насчитываем 704 стоящих машины, среди них 5 электромобилей. Это 2 Tesla S и по одному BMW i3, Chevrolet Bolt и BYD Dolphin. Процент «электричек» неплох: 0,710%.

 

 

 

 


Эксперимент 4

Возвращаемся на проспект Независимости, занимаем позицию у торгового центра Dana Mall, время — 18:30-18:50. За 6 минут мимо проезжают 450 машин, значит, поток составляет 4.500 легковушек в час. За следующие 15 минут проезжают 10 электромобилей. Выходит, за час условно проедут 40 электромашин, что составляет 0,889%. В потоке нам встречаются Tesla S и X, Nissan Leaf, BMW i3, BYD Atto 3, Weltmeister EX6.

 

 

 

 

 

 

 


Эксперимент 5

Отправляемся на МКАД к выезду на Брест, время с 9:00 до 9:30. Здесь никаких шансов ни сосчитать за раз машины в обе стороны, ни, тем более, вычленить среди них электромобили. Поэтому считать будем только те, что едут по внутреннему кольцу (по часовой стрелке). За 6 минут мимо нас проезжают 266 легковушек, значит, общий поток можно оценить в 2.660 машин в час. За следующие 20 минут мимо проезжают 7 электромобилей (причем за последних 7 минут не было ни одного — можно схалтурить и увеличить процент электромашин, но нам нужен честный подсчет). Стало быть, часовой поток «электричек» — 21 машина, или 0,789%. В потоке нам встречаются Tesla S, Nissan Leaf, BMW i3, Geely Geometry.

 

 

Так сколько всего электромобилей получается?

Выводим среднее от наших значений. Получается, что средний процент электромобилей в Минске составляет 0,756%.


А сколько всего легковых машин зарегистрировано в Минске? По данным Белстата на конец 2022 года, всего 652.475. Это значит, что, по нашим прикидкам-подсчетам, число электромобилей должно составить 4.933 машины.


Конечно, в наших подсчетах есть погрешности и допущения. Мы считали только машины с зелеными номерами — но часть владельцев электромашин могли и не менять свои старые черные номера на новые зеленые. В потоке точно были машины из других регионов (например, на BYD номера Витебской области, а на Weltmeister — Минской области). Какие-то машины мы наверняка не заметили.

 



Кстати, у Белстата есть и точные данные по числу электромобилилей в Минске: 1.615 в собственности граждан и 108 во владении организаций, — итого 1.723, или в 3,5 раза меньше, чем насчитали мы сами. А всего по стране — 3.469 в собственности граждан и 166 у организаций, или в сумме 3.635. Все равно меньше, чем мы насчитали в одном только Минске.

Что можно сказать: несмотря на обескураживающие результаты эксперимента на проспекте Дзержинского, в целом нам очень даже везло на электромобили!

 

Фото автора


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Оффтоп»


Каталог Минска


Оффтоп