Что произошло?
Несколько дней назад стало известно, что в Беларуси изменят (а точнее — поднимут) тарифы на проезд по платным дорогам, входящим в систему BelToll. Изменения закреплены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и вступают в силу уже завтра, 1 июня. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Последний раз тарифы изменяли еще в 2014 году, после этого слегка корректировали сам подход (например, в 2020 году ввели электронную виньетку для легковушек, а также «разовый тариф» для тех, кто проштрафился).
Сейчас мы изучим новые тарифы и посмотрим, насколько подорожает автопутешествие и одного конца страны в другой.
Белорусы же не должны платить за проезд по дорогам?
Должны, но далеко не все.
Во-первых, за проезд по дорогам должны заплатить владельцы автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн. Даже если владельцы этих машин белорусы.
Во-вторых, владельцы автомобилей с меньшей массой, не зарегистрированные в ЕАЭС (то есть, не в Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане и Армении).
Из этих пунктов есть исключения: например, машины с транзитными номерами, мопеды и мотоциклы, колесные тракторы, оперативные и спасательные автомобили, городские рейсовые автобусы, машины с гуманитарной помощью и некоторые другие. Полный перечень освобожденных от оплаты машин можно изучить по этой ссылке.
В целом, можно утверждать, что белорусские легковушки за проезд платить не должны — но и тут есть нюанс, что считать легковушками. Если все, что не грузовики и микроавтобусы, то несложно найти исключения. Например, внедорожник Ford Excursion имеет полную массу 4.037 кг — и его водитель вполне себе должен будет платить за проезд по дорогам. А также водители Hummer H2 (3.900 кг), Cadillac Escalade (3.590 кг) и некоторых других.
Какие тарифы действовали до сих пор?
Уже почти девять лет, с октября 2014–го, действуют такие тарифы для машин полной массой более 3,5 тонны:
- Двухосные: 0,09 евро за километр
- Трехосные: 0,115 евро за километр
- Четырехосные (и с большим числом осей): 0,145 евро за километр.
(Для справки: в 2013–2014 тарифы были еще ниже: 0,08, 0,10 и 0,12 евро соответственно).
А для машин легче 3,5 тонны придумали электронные виньетки, которые оплачиваются в зависимости от срока действия, а не километража: на 15 дней — 14 евро, на 30 дней — 22 евро, на год — 75 евро.
А какие тарифы будут теперь?
Теперь расценки такие: для 2-, 3- и 4-осных машин — соответственно, 0,101 евро, 0,126 евро и 0,152 евро за километр.
А за двухнедельную, месячную и годовую виньетку — соответственно, 18, 28 и 96 евро.
То есть, подорожание составляет от 5% до 29% (виньетки подорожали сильнее всего).
Сколько стоит проехать Беларусь из конца в конец?
На сайте системы оплаты проезда BelToll есть карта всех платных участков страны, а также подробный перечень всех этих участков с точностью до метра длины.
Предположим, автомобилю надо проехать из конца в конец по главной трассе страны — М1/Е–30 «Беларусь». На ней 38 платных участков, следующих один за другим, общей протяженностью 609,955 километра.
Сколько кто заплатит?
Водитель иностранной легковушки, как мы отметили, может обойтись электронной виньеткой: плати 18 евро и катайся две недели хоть сутки напролет.
Водитель более крупной машины — например, огроменного джипа из перечисленных выше либо микроавтобуса — заплатит 609,955х0,101=61,61 евро.
Водитель трехосного грузовичка выложит за поездку 609,955х0,126=76,85 евро.
А водитель-дальнобойщик на фуре, едущий из конца в конец — из России в Европу (сейчас, как мы знаем, в Польшу не пускают белорусских и российских водителей, а в обратную сторону – водителей из ЕС, — так что пусть это будет водитель-казах), — заплатит 609,955х0,152=92,71 евро.
Водители маршруток тоже платят за проезд. Например, за дорогу до Солигорска по слуцкой трассе Р23 (платный участок тянется только до Слуцка — почти 90 км) заплатит 89,566х0,101=9,05 евро. Водитель маршрутки в Могилев — 175,786х0,101=17,75 евро, а в Гомель — 278,83х0,101=28,16 евро.
А что, если не заплатить?
Проехать по платной дороге и не заплатить — незаконно. На это у «БелТолла» есть система штрафов. Штрафы тут называются «плата в увеличенном размере». То есть, если ты на машине проехал под рамкой, а виньетки или бортового устройства у тебя нет (либо оно не сработало), то надо будет возместить вред в увеличенном размере. Различаются два подхода нарушений: неполная оплата и неоплата вообще. Так вот, штраф составит от 50 до 260 евро — и это за каждый (!) неоплаченный участок. То есть, проехал под двумя рамками без оплаты — два раза штраф, и так далее. Как мы отметили выше, на трассе М1 всего 38 участков — это значит, что максимальный штраф может составить до 38х260=9.880 евро.
В системе предусмотрена и такая опция, как «разовый тариф» (STT – Single Toll Tariff). Размер этого разового тарифа составляет от 12 до 32 евро, что в 8 раз меньше, чем размер максимального штрафа. Но применение разового тарифа допустимо лишь один раз (на то он и разовый), после чего водителю надо обратиться на ближайший пункт обслуживания для проверки и исправления своего бортового устройства.
Некоторые водители стремятся объехать рамки оплаты по проселочным дорогам или бесплатным трассам. Например, отдельные дальнобойщики, идущие со стороны Москвы в Европу, не ехали по М1 от границы России до Минска, а еще под Смоленском сворачивали на Витебск и оттуда по бесплатной Р3 ехали до Минска. Это длиннее на 70 километров, чем прямой путь, зато можно было сэкономить до 40 евро на оплате дорог.
А водители, которые направлялись в сторону Вильнюса, почти всю нашу страну проезжали бесплатно: с М3 в Плещеницах сворачивали на Р63 и через Вилейку и Сморгонь выскакивали к Ошмянам (там до границы оставался небольшой платный кусочек) или вовсе к Островцу и Гудогаю, — там платных участков нет вовсе.
- СТО в Минске в каталоге Blizko.by
-
В Беларуси составили рейтинг самых «здоровых» бэушных авто: на что обращать внимание при покупке?
Фото: Яндекс, BelToll.by
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?