Пять тысяч и семь штук. Как в Минске готовят к новому сезону шеринговые самокаты

3040
С 15 марта в Минске стартует сезон прокатных (шеринговых) электросамокатов. Blizko.by отправился в сервисный центр одной из компаний, которая оказывает такие услуги, и посмотрел, как готовят самокаты к новому сезону и как заботятся о безопасности поездок.

 

Мы приехали в сервис-центр компании Whoosh, где как раз близился к завершению процесс техобслуживания самокатов. Когда сезон закончился прошлой зимой, все самокаты не просто отправили на склад, а подвергли осмотру, ремонту, настройке.

 



На этот год компания выведет на минские улицы 5.007 самокатов — и все как один обязательно пройдут это предсезонное ТО.

У самоката тестируют все системы, проверяют механику и электронику, моют, красят,— в общем, доводят до такого состояния, в котором самокаты выходят с завода. Кстати, эта модификация Segway Ninebot специально разработана компанией по техзаданию Whoosh. Они с усиленной рамой, неприхотливые, пригодны для езды в наших условиях.

 



Каждый самокат принимает бригадир и заполняет карточку, что именно нужно исправить: тормоза подкрутить, шины заменить и так далее. Мастера выполняют поставленные задачи, а в конце бригадир принимает работу, это тоже делается по чек-листу. У компании есть специальное сервисное приложение — как у пользователя есть пользовательское, так и тут у специалистов есть сервисное. Каждый самокат можно проверить: кто и когда на нем катался, кто и когда его забирал в ремонт и какие именно работы проводил. Полная «история болезни», словом. Если какой-то самокат не прошел этот осмотр — система предупредит: мол, эй, я еще не ремонтировался!

Небольшой совет для тех, у кого есть личный самокат и с ним случилась беда, вы можете найти мастерскую по ремонту электросамокатов в Минске в нашем каталоге.

 



А вот здесь на специально разработанных верстаках самокат обслуживают на удобной для мастера высоте, там пескоструят диски, в оборудованном месте самокат моют «керхером», а в обычной стиральной машине стирают грипсы — резиновые рукоятки.

 

 



— Поэтому на старте сезона у нас все самокаты исправные, аккуратные, заряженные. Нет таких, что всю зиму пролежали в гараже, а теперь мы их достали и отправили на улицы. Наши самокаты — безопасный вид транспорта, опасным может быть лишь их вождение, — говорит руководитель по внешним связям компании Даниил Капцан.

 

 



Помимо зимнего ТО, все самокаты проходят и регулярное техобслуживание: когда истек определенный срок или когда самокат «выбежал» положенное число километров — смотря что наступит раньше.

— У нас работают специальные ребята, они называются «ребалансеры»: они выставляют самокаты в местах наивысшего спроса и перегоняют их с места на место. Еще есть ребята-«чарджеры», которые занимаются подзарядкой. Вот они как раз и смотрят, все ли в порядке с самокатом между регулярными ТО. Может, он упал, или ему погнули щиток, или еще что-нибудь. И они в том же самом сервисном приложении вносят пометку: этот самокат нужно забрать на обслуживание раньше срока.

 

 



Мастер Стефан рассказывает нам, что бывали случаи, когда их самокаты специально заливали клеем, бросали в реку, пытались разобрать на запчасти и угоняли домой. С большинством проблем можно разобраться максимум за два часа, изредка случается какая-то поломка, с которой придется повозиться подольше.

 

 



В целом бригада из восьми мастеров за смену ремонтирует 100-120 самокатов; ребята работают с 9 до 21 часов по схеме «2 через 2».

Безопасность езды зависит не только от технической исправности самого самоката, но еще и от поведения самого пользователя.

Компания тестирует технологию, которая определяет: едет ли на самокате один человек или несколько. По правилам, на самокате запрещено ездить вдвоем, втроем и так далее. Но как это понять? Самокат в принципе может определить вес на платформе: по нагрузке на мотор, по скорости. Но как понять: 120 килограммов — это один очень тяжелый человек, или два обычных, или три девочки-подростка? Поэтому пока что компания не может автоматически штрафовать за то, что самокат зафиксирует повышенную нагрузку. Оператор связывается с пассажиром и спрашивает: а вы там, часом, не вдвоем едете? Бывает, человек отвечает: «Вдвоем. А что, нельзя?» А вот и нельзя! Про это в оферте сказано, и когда человек подписывался на сервис – должен был прочесть.

— Так что поначалу выдаем предупреждение. А если после трех предупреждений пассажир все равно продолжает ездить еще с кем-то или доверяет управление ребенку (что тоже запрещено), — мы можем его оштрафовать или заблокировать насовсем, — поясняет Даниил.

 



Езда несовершеннолетних — еще одно такое нарушение, с которым компания постоянно борется. И если вы видите, что кто-то едет с ребенком и передает ему управление, или что явно несовершеннолетний подросток едет один, — можно об этом сообщить, будут принимать меры. Это все тоже вопросы безопасности.

Сезон стартует, как мы отмечали, 15 марта. С этого дня самокаты начнут массово вывозить в город и оставлять на специальных парковках. В сутки развозят до тысячи самокатов, так что уже через пять дней или самое позднее — через неделю — все пять тысяч самокатов будут доступны для аренды.

 


Но это не значит, что все самокаты будут доступны круглосуточно до середины ноября. Если вдруг случается гололед или сильный снегопад, то все самокаты по всему городу блокируют. Сотрудники компании, ориентируясь на прогноз погоды и на собственные наблюдения, выезжают в разные места в городе и буквально щупают асфальт: нормальное ли сцепление или все же скользко, опасно? Если опасно, то самокаты просто нельзя будет забронировать через приложение. Они так и останутся стоять на улицах, но бронь будет недоступна. Такой закрытый режим может продержаться от нескольких часов до нескольких дней — как только непогода прекратится. А вот затяжные дожди и даже ливни не являются преградой для езды. У самокатов шины с отводящими воду канавками, колеса защищены брызговиками, — так что это лишь вопрос вашего удобства, но со стороны компании запрета на езду в дождь нет.

 



— Почему пять тысяч, а не три или не десять тысяч? Наш аналитический отдел выяснил, что на город с таким числом жителей и такой инфраструктурой это оптимальное количество. Если выставить слишком много самокатов — часть из них будет простаивать. А самокат не должен простаивать, он должен ездить, — говорит Даниил. — По статистике, средний пробег нашего самоката за одну поездку — 1,2 километра, редко когда 1,5-1,7 километра. От метро до работы, от работы до фитнеса, от фитнеса до метро, такие вот поездки. В целом по Минску транспортных поездок — 90%, и лишь одна из десяти поездок — не транспортная, а прогулочная, например, по велодорожке.

В одной из будущих статей мы расскажем и покажем, как аналитический отдел шерингового сервиса определяет необходимое число самокатов в конкретном месте, как рисует «тепловые карты» наиболее популярных маршрутов, как ограничивает зоны доступности сервиса и так далее. Забегая вперед, отметим, что это интересный пример взаимовыгодного частно-государственного партнерства: компания получает прибыль, а город (власти, операторы инфраструктуры) получают «большие данные» важной статистики, которая помогает им, например, получше разрабатывать маршруты общественного транспорта.

 

Читайте также:

 

 

Фото автора


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Минска




Каталог Минска


Назад