Что сейчас происходит на автовокзале «Восточный» в Минске, который снова придумали полностью переделать

15167
Недавно стало известно, что многострадальному автовокзалу «Восточный» придумали новую роль. Blizko.by припомнил, во что уже пытались превратить автовокзал в последние годы и посмотрел, что там происходит сейчас.

 

Что придумали на этот раз?

Недавно председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев рассказал, что на месте автовокзала «Восточный» собираются открыть Детский технический центр. Пока неясно, что Кухарев имеет в виду под словами «на месте»: просто в здании автовокзала либо же вокзал снесут и на его месте построят что-то новое. Однако вероятный срок запуска проекта позволяет предположить, что имеется в виду все же первый вариант.

— Внесено предложение главе государства, и сегодня Президент принял решение его поддержать. Детский технический центр, который в год смогут посещать до 8 тысяч человек, будет создан уже в следующем году. Здесь будут представлены такие направления, как авиа- и судомоделирование, робототехника и другие.

Напомните, что это за автовокзал?

Автовокзал «Восточный» открыли в 1983 году — его построили по проекту архитекторов «Минскпроекта» Льва Погорелова, Ларисы Кустовой и Виктора Ягодницкого для разгрузки автовокзала «Центральный». Большой трехэтажный вокзал с двумя крыльями перрона на 32 посадочные платформы имел достаточно места для отстоя автобусов и размещения пассажиров, ожидающих свой рейс; была также и небольшая гостиница. Единственный крупный недостаток вокзала — он находился далеко от станций метро. Впрочем, автобусами и троллейбусами он был связан со многими районами города: без пересадок можно было доехать из Чижовки, Серебрянки, Уручья, Востока, Дражни, не говоря про центр города и железнодорожный вокзал.

 



Долгое время «Восточный» оставался крупным транспортным узлом, обслуживая пригородные, междугородные и международные направления. Автобусы в Могилевскую и Гомельскую область отправлялись как раз отсюда, включая рейсы-рекордсмены по протяженности Минск – Брагин и Минск – Комарин.

 

 

А почему его закрыли?

Автовокзал прекратил принимать пассажиров с 1 июня 2016 года. Официально сообщалось, что «Центральный» был недозагружен — поэтому рейсы с «Восточного» перевели на него.

— Расположенный рядом с железнодорожным вокзалом и в нескольких сотнях метрах от станции метро, «Центральный» тем временем был загружен всего на 60%. В целях оптимизации маршрутной сети и сокращения расходов и было принято решение оставить один автовокзал.

На сайте «Минсктранса» в последние годы работы вокзала было указано, что с «Восточного» ежедневно отправляется 114 автобусов в междугородном сообщении, 8 автобусов в международном сообщении, в то время как с «Центрального» — 33 рейса по пригородным маршрутам, 114 рейсов по междугородным маршрутам и 20 рейсов по международным маршрутам. То есть, оба вокзала выглядели примерно одинаково загруженными.

 

 

А что придумали потом?

В ноябре 2017 года заместитель директора Минского городского территориального фонда государственного имущества Светлана Нагорнова на оперативном совещании в Мингорисполкоме рассказала, что автовокзал переоборудуют… в выставочный центр. Такую идею высказывал и гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок.

— В настоящее время по поручению председателя Мингорисполкома комитетом архитектуры и градостроительства прорабатываются подходы по его реконструкции под городской выставочный центр. Однако с целью минимизации затрат на содержание этого объекта мы предлагаем до начала его функционирования в новом статусе «Минсктрансу» сформировать перечень помещений и площадок для предоставления их в краткосрочную аренду через Минский городской центр недвижимости, — уточнила Светлана Нагорнова.

 


В январе 2018–го появились и детали. Директор фонда «Минскгоримущество» Галина Степуренко рассказала:

— «Минсквнешторгинвест» организует наши выставки-ярмарки за рубежом и в российских городах-побратимах. И, наверное, было бы правильно, чтобы у нас была такая площадка, которая бы могла принимать выставки из-за рубежа и наших городов-побратимов. Есть поручение Андрея Шорца. А пока разрабатывается проект этого выставочного центра, мы можем без аукционных торгов сдавать эти площадки в аренду. […] Это будет площадка другого порядка, где государственные представительства (как мы, когда выезжаем) смогут демонстрировать достижения своего региона. Но наверняка в свободное время площадки будут сдаваться под ярмарки — нужно ведь зарабатывать деньги. Для Ленинского района такая площадка нужна.

Пока автовокзал стоял закрытым, на его территории провели несколько ярмарок — например, «Цокотуха» и «Новогодняя сказка». А еще в августе 2017–го Александр Солодуха давал здесь бесплатный концерт. Но потом идею переоборудования в выставочный центр исключили из программы финансирования. На территории автовокзала в разное время организовывали шиномонтаж, платную парковку, отстой для автобусов.

 

 

Автовокзал так и стоит закрытым 7 лет?

Нет, три с лишним года назад «Восточный» снова открылся как автовокзал!

В марте 2020 года на платформах вдруг снова начали монтировать электронные табло. В филиале «Минский автовокзал» подтвердили, что в течение нескольких дней собираются открыть вокзал снова как транспортную площадку. Виктор Тозик из «Минсктранса» рассказывал журналистам:

— Как показала практика, необходимо возобновить работу вокзала, потому что на автовокзале «Центральный» практически отсутствуют площадки для отстоя автобусов, которые прибывают из рейсов. Они паркуются на улице Бобруйской, в районе разворотного кольца для городского транспорта, возникают некоторые проблемы.

Странновато, конечно, что транспортники обнаружили нехватку места для отстоя автобусов на «Центральном» лишь через почти четыре года с момента закрытия «Восточного», а не во время открытия «Центрального» еще в 2011-м или даже во время его проектирования.

 



Открытие «Восточного» назначили на 6 марта 2020 года, потом перенесли на середину марта, затем — на 20 марта. Позже сообщили, какие рейсы будут теперь отправляться с «Восточного» или проезжать через него. Это несколько городских маршрутов (№№ 110, 110А, 112с, 160А, 161, 161А, 161с, 168, 168А), несколько пригородных (на Мачулищи, Дудутки, Великий Камень, Волму) и несколько междугородних: в Любчу, Новогрудок, санаторий «Радон», Лиду, Могилев, Витебск, Новополоцк и Поставы.

В шесть утра 20 марта 2020–го автовокзал все ж открыли, но на первых рейсах не оказалось ни единого пассажира. При этом был открыт только зал ожидания на первом этаже и буфет, начинающий работу в 10 утра. Еще поставили два инфокиоска для покупки билетов.

Позже там запланировали открыть церковную лавку, миникафе на 15 квадратных метров, установить автомат по продаже горячих и холодных напитков и сдать несколько помещений под офисы или пункты оказания услуг, — на эти лоты готовились аукционы. Но загруженность вокзала оставалась мизерной, через него проходило от силы 7-10 рейсов в сутки.

В 2022 году с «Восточного» отменили редкие оставшиеся там проходящие рейсы. Ни одного рейса через него сейчас не проходит.

 

Что сейчас происходит на автовокзале?

В рассказе известного юмориста О.Генри «Муниципальный отчет» (1909) есть такой эпизод про Нэшвилл. На вопрос автора, что происходит в городе, гостиничный работник ответил:

— Видите ли, сэр, пожалуй, что после захода солнца здесь ничего не делается.

Над автовокзалом «Восточный» солнце как зашло, так и с концами: тут решительно ничего не делается.

 



Впрочем, нет, мы слегка сгущаем краски.

Во-первых, ближайшая остановка все еще называется «Автовокзал Восточный». Во-вторых, мы заметили 5-6 городских автобусов, которые отстаиваются тут между рейсами, и еще междугородний Scania сообщением Минск-Могилев.

 

 



В этот день Минск немного запорошило снегом, и белые платформы вместе с ярким, давно уже не показывавшимся солнечным светом создавали впечатление, что сейчас просто очень-очень раннее утро, и вот-вот на перрон подадут первые автобусы, а пассажиры выйдут из зала ожидания со своими чемоданами и саквояжами. Но шли минуты, на часах уже было 11 , а абсолютную пустошь привокзальной площади разгонял лишь одинокий рабочий в куртке с надписью «Минсктранс» на спине, который подметал тот самый снег и листья на посадочных платформах. Да еще охранник в будочке у шлагбаума ругался, что мы позволяем себе фотографировать вокзал.

 

 

 

 

 



Главные двери закрыты, камеры хранения закрыты, туалет закрыт, окошко диспетчерской закрыто. Через стекла дверей можно рассмотреть пустой зал ожидания, в котором все еще стоят стулья.

 

 

 

 



А еще жизнь заметна в зеленых саженцах, которые, судя по всему, посадили недавно.

 



Но больше здесь ничего не делается.

 

 

Читайте также:

 

 

Фото автора


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск