Польша резко затормозила прием фур на границе с Беларусью. Репортер Blizko.by разбирался на месте, что там происходит

2291
Все дело в новых санкциях?

 

На белорусско-польской границе – очередной коллапс. Речь идет уже о грузовых перевозках. Единственный польский пункт пропуска «Кукурыки» («Козловичи» с белорусской стороны), казалось, просто прекратил работу.

 

Очередь или так называемая колейка, как говорят дальнобойщики, за сутки вытянулась аж до перекрестка с развилкой трассы М-1. Той, откуда фуры поворачивают на грузовой ПП, а легковушки идут дальше в сторону Бреста. Дело, как выяснилось, в работе принимающей стороны.

 

Километры в колейках или кому это не выгодно

Сообщения о том, что поляки перестали пропускать фуры, стали поступать от дальнобойщиков в профессиональных чатах еще ночью. Кто-то говорил о том, что пропуск остановили после двух часов.

 

Другие писали, что очередь все-таки двигается, но очень медленно – представители польских пограничных служб усердно досматривают каждую фуру. И на это уходит много времени, так что за сутки пропускают всего до 60 машин.

 

Колейка же растянулась на десятки километров и прирастает машинами в геометрической прогрессии.

 

 

За час к ее хвосту пристраивается до десяти большегрузов. Именно столько корреспондент Blizko.by подсчитал, когда сам с дальнобойщиками постоял в очереди.

 

– Это что, такая колейка? – Раздается в радиостанции одной из фур удивленный бас дальнобойщика.

 

– Более того, она еще и не двигается, – с нервным смехом отвечает ему другой…

 

– Ты пристраивайся сзади. Тысячным будешь, если не десятитысячным – шутят третьи. И добавляют, мол, голодным тут не останешься. К очереди уже автолавка подъехала – респект белорусской торговле. 

 

Только за шесть часов колейка вырастает на те самые 60 авто, которые пока что проходят границу с таможенным оформлением на польской стороне за 24 часа. Сколько водителям стоять на солнцепеке – одному богу известно. И то не факт, что он в курсе и может разрулить ситуацию.

 

 

– Если так дальше пойдет, то скоро очередь дотянется до Федьковичей, – рассуждает водитель Вадим, нервно похлопывая рукой по раскаленному тенту.

 

Он работает на небольшую польскую фирму уже несколько лет. Такого, признается, еще не видел:

 

– И видеть бы не хотелось. Моя зарплата напрямую зависит от перевозок. Чем больше перевожу – больше зарплата. За сутки в колейке платят в пределах 24 евро. Это копейки.

 

Как это работает?

Тут надо понимать схему, по которой работают т.н. дальнобойщики-перегрузы. В Польше они получают заказ: загрузиться, скажем, в Варшаве или Берлине. Затем едут в Брест, где в логистических центрах перегружают товар из своего фургона в фургон другой машины, которая идет уже непосредственно в Беларусь, Россию, Казахстан. В общем, на Восток.

 

 

Все это началось пару лет назад. Все дело в обоюдных санкциях, которые запрещают прямые перевозки из ЕС через таможенную границу ЕАЭС и наоборот.

 

Сначала ЕС запретил въезд в свои страны фурам из Беларуси. Тогда все большегрузы должны были в считанные дни покинуть территорию Евросоюза. А чуть позже руководство Беларуси сделало ответный ход: запретив въезд уже европейским грузовикам.

 

Однако конечный потребитель с одной и с другой стороны, по-прежнему нуждался в товаре. Так и случилась история с перегрузами.

 

И вроде бы жизнь наладилась, но границу в частности и рынок перевозок в целом по-прежнему лихорадит. Об этом чуть позже.

 

Вернемся пока к водителям

Большую часть рейса или, как говорят водители-международники, круга дальнобойщик проводит в очереди с польской стороны на белорусскую. У Вадима, например, она может занимать до 10 дней. Его коллеги называют примерно такие же сроки.

 

Так вот: чем больше простоя в колейках, тем меньше Вадим получит зарплату. Когда не было очередей, говорит он, можно было и до 2500 евро заработать. Потом поляки начали закрывать пункты пропуска. Нагрузка на «Козловичи-Кукурыки» выросла. В итоге длина колеек увеличилась, а зарплаты, соответственно, упали.

 

Но если с польской стороны дальнобои стояли до 10 дней, то прохождение границы на Польшу в среднем занимала сутки-двое. Теперь, опасается Вадим, стоять придется и тут больше недели. Что он и его коллеги получат в зарплату? Вопрос риторический.

 

 

Еще сегодня утром никаких официальных комментариев о том, почему «Кукурыки» стали тормозить фуры не было. Лишь дальнобойщики как в чатах, так и по рации на своем канале в один голос говорят про тщательный досмотр, о чем мы уже упоминали. Смотрят так, что разворачивают машины назад даже если найдут одну сигарету или одну бутылку водки.

 

– Накуривайтесь в Беларуси, – смеются водители в колейке. – В ЕС будем везти здоровый образ жизни.

 

– Посмотрим, – вторят им другие, – как они сами здорово заживут, когда мы к ним не повезем дешевое курево, а там перестанем закупаться, потому что они же запретили нам вывоз товаров (об этом Blizko.by уже информировал читателей).

 

– Да пусть хоть вообще эти границы закроют, – вмешивается третий водитель, в почтенном возрасте и явно с солидным опытом. – Они же себе в ногу выстрелят. Мы работаем на их фирмы. Это у них машины на простой встанут. А мы, водители, пойдем на другие конторы. Будем ездить на Россию, Грузию, Казахстан, Китай и Турцию. Без работы не останемся…

 

Кто стреляет себе в ногу?

Здесь опытные дальнобойщики совершенно не лукавят. Водитель-международник, счастливый обладатель прав категории CE даже с небольшим опытом нынче ценный кадр. И это видно не только по зарплатам, которым может позавидовать любой бюджетник.

 

Достаточно открыть любой сайт с вакансиями, чтобы понять: без работы дальнобойщик не останется даже если Польша полностью закроет границу. И пусть месячный заработок обернется уже не столь звонкой монетой, как это было раньше, а конкуренция немного вырастет – «баранок» хватит всем.

 

Куда в более проигрышной ситуации окажутся польские фирмы-перевозчики, которые уже сегодня благодаря санкциям, ограничивающим ввоз товара в ряд стран бывшего СССР, теряют прибыль из-за сокращения фрахта.

 

Так уж выходит: санкции рушат старую, налаженную годами логистику. А новую еще надо выстроить. И далеко не факт, что она сработает в плюс. Фуры, ведь, как муравьи: прокладывают дорогу строго там, где им нужно, а не как левая нога скажет. Ничего личного – это бизнес. И деньги там крутятся совсем не те, что в придорожной шашлычной.

 

Вопрос закрыт или поставлен на паузу?

Лишь к обеду в польском Минфине сообщили Reuters, что движение действительно существенно замедлилось из-за проверок, вызванных новыми санкциями. Мол, подъехал новый список товаров, запрещенных ко ввозу – надо было наладить контроль.

 

И уже в районе 16:00 появились сообщения, что польская сторона начала активно принимать фуры. Возможно, коллапс действительно был временным, но не станет ли это явлением систематическим, которое в конце концов если не похоронит, то сильно ударит по всем, кто честно пытается заработать на приграничных перевозках?

Фото: Blizko.by

 


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Актуально»


Каталог Минска


Актуально