Как узнать птицу по голосу?
Все началось 3 года назад. К руководству СШ № 137 поступило предложение организовать в школе объединение по интересам «Азбука орнитологии» и начать изучать птиц Беларуси.
– Экологическое направление всегда востребовано, поэтому школа заинтересовалась моей идеей. Мне сразу же дали возможность набрать учащихся. Сейчас у меня занимается 6 групп. Старшие – 4-5 классы и помладше – с 1 по 3 классы. Всего в объединении по интересам около 80 человек. Мы изучаем птиц, проводим мастер-классы, – рассказывает Ирина Вениаминовна.
Сегодня в кружке действует 7 направлений. Одно из них –теоретическая подготовка. Ведь чтобы помогать птицам, их нужно знать.
– Дети изучают видовой состав птиц Беларуси, их внешний вид, обитание, питание, силуэты, гнезда и интересные факты о пернатых. Даже слушают звуковые файлы и стараются запомнить голоса пернатых. Например, в Беларуси обитает 7 видов ворон, 10 видов синиц и у каждой есть свои отличия, которые нужно знать, – делится подробностями процесса педагог.
У каждого ребенка есть конспект. Школьники записывают основную информацию и рисуют птиц. Позже по изученному материалу участники кружка проходят тесты и сдают небольшие своеобразные экзамены, чтобы закрепить знания.
Еще одно направление – творческая часть. Учащиеся создают рисунки, придумывают кроссворды, викторины и ребусы для тематических занятий, а также рисуют информативные листовки. Участие в конкурсах – дополнительная мотивация. Одна из возможностей проявить себя – конкурс «Птица года Беларуси».
– Птицами года, как правило, объявляют тех, кто находится в опасности, кому нужно уделить дополнительное внимание,– объясняет Ирина Бирина-Павлова. – Например, сегодня семьи белых аистов не такие многочисленные, как раньше, снижается размер их выводка, что в будущем может повлиять на их численность. Раньше белый аист селился на соломенных крышах или крышах из дранки и черепицы. Сейчас этот кровельный материал встречается редко, поэтому аисты не хотят жить на железных или шиферных крышах и переселяются на электрические столбы. Это чревато жертвами: зачастую птицы погибают от удара током.
В арсенале объединения есть и такие направления деятельности, как исследовательское, волонтерское, экскурсионное, природоохранное и сотрудничество. Это и участие в тематических мероприятиях, и экскурсии в заповедники, и возможность изучать птиц в естественной среде, а также создание жилищ для некоторых видов пернатых.
Уток хлебом не корми!
Главная «фишка» объединения из СШ № 137 – разработка своего уникального мастер-класса «Уток хлебом не корми!», с которым можно участвовать в различных мероприятиях. Мастер-класс представляет собой игру «Сложи пазл». Из составных частей требуется сложить силуэт утки. На каждой детали пазла нарисовано что-либо из рациона здорового питания птицы. Оказывается, есть и нездоровый: продукты, которыми кормят пернатых люди.
– К сожалению, почти каждый человек думает, что подкармливая уток, оним помогает и прививает своим детям любовь к природе. А ведь это не так! Люди считают, что зимой птицы страдают от холода и голода. Но птицы не так глупы, как многим кажется. Если водоем замерз, то утка отлетит южнее, в другой регион, где будет теплее. Природа дала уткам и другим птицам все, чтобы они самостоятельно были способны выживать и находить нужный – природный – корм, который приносит пользу и отличается разнообразием. Это планктон, рачки, головастики, мальки, дафнии, ряска, водоросли и многое другое, – перечисляет Ирина Бирина-Павлова.
Она советует: если хотите помочь птицам, то подкармливайте тех, кому это не навредит: синиц, воробьев, лазоревок. Объединение даже разработало памятку желанных и нежеланных гостей на кормушке.
Подкармливать же нельзя не только уток, но и других водоплавающих птиц. Их организм не приспособлен к человеческой еде. Чтобы быстро объяснить, что и как вредит птичьему организму, школьники разработали памятку. В ней сообщается, какие последствия наступают для птицы, которую кормят люди.
Например, белый хлеб способствует ожирению утки. Она теряет способность летать, становится малоподвижной, не гнездится. Также у нее появляются проблемы с выведением потомства, и существенно сокращается длительность жизни. Из-за черного хлеба происходит закупорка и сильное вздутие пищеварительной системы. Утка испытывает дискомфорт и боль. Чипсы и попкорн и вовсе не перевариваются. Такие продукты приводят к болезням и к дальнейшей смерти утки. Из-за печенья утка утрачивает способность к самостоятельному поиску еду, что в дальнейшем тоже приводит к летальному исходу. Сухари, конфеты, заплесневелый хлеб, мандарины – для уток и других водоплавающих это зло, которое, если и не убивает сразу, то сокращает жизнь.
С мастер-классом «Уток хлебом не корми!» школьники уже участвовали в нескольких мероприятиях.
Ирина Бирина-Павлова отмечает, что школьникам интересно узнавать о птицах что-то новое. Они делятся знаниями и опытом со своими одноклассниками, рассказывают им то, что узнают на занятиях. Желание помогать пернатым порождает стремление узнавать новое.
Откуда вообще появилась идея создать мастер-класс? Ведь у школьного объединения и так достаточно наработок и направлений.
– Я всегда участвовала с детьми в разных акциях в защиту природы, в мастер-классах. Идею одного из них удалось применить и здесь, в СШ № 137. Мы только слегка изменили суть мастер-класса.
Мои ученицы Маша Соколова, Лера Свирская и София Ракицкая проводят его уже самостоятельно, без моей помощи,– подчеркивает Ирина Вениаминовна. – Впервые мы показали свой мастер-класс в Минском зоопарке, на мероприятии, которое было посвящено Дню земли. Если в предыдущие годы тематика нашего школьного объединения была более общей, то сейчас решили развить что-то наподобие своего бренда. Ведь у каждой экологической организации есть свои тематические мастер-классы, которые они проводят во время разных мероприятий.
Педагог вместе со своими учениками постоянно участвуют в зимнем учете водоплавающих птиц,.
Все фото:Сергей Солонкевич
– Нам удалось выявить много подкормочных площадок в районе Национальной библиотеки Беларуси. Иногда подходили к людям, подкармливающих уток, и пытались объяснить, что это неправильно, а утка сама способна добыть себе пропитание. Но почти всегда на нас реагируют очень агрессивно, отвечают, что мы ничего не понимаем, а хлеб полезен, – разводит руками Ирина Вениаминовна. – За рубежом устанавливают специальные автоматы для кормления уток. Хочешь покормить птицу – брось в прорезь монетку – и автомат выдаст выбранный корм, который будет полезным для птицы. У нас в стране таких автоматов нет.
Ирина Бирина-Павлова уверена: чтобы эффект от деятельности школьного объединения стал более весомым, нужно время. И в целом экологическая грамотность населения должна стать лучше.
Сергей Солонкевич
Близкие Новости
Рекомендуем вам: