О чем этот текст:
- Минск — большая деревня (или много-много деревень)
- Какие тарифы на проезд пригородными автобусами?
- Сколько бы платили минчане по пригородному тарифу?
- В Минске хотели сделать оплату проезда в зависимости от расстояния?
Минск — большая деревня (или много-много деревень)
Blizko.by рассказывал про самые длинные автобусные, троллейбусные и «маршруточные» маршруты и про то, как мы сели в троллейбус №34 и проехали 21,5 км за 69 минут.
В ходе поездки мы загрузили в навигатор карту 1933 года и отслеживали путь по ней. Зачем? А давайте взглянем на трек движения троллейбуса по этой карте.
Вот так выглядит фрагмент карты 90-летней давности с наложенным маршрутом троллейбуса. Видно, что тогдашний Минск маршрут практически не затрагивает, а едет по ближним пригородам, деревням и хуторам.
Если всмотреться внимательнее, то можно узнать названия этих деревень, хуторов и прочих объектов, которые давно уже вошли в состав Минска: хутор Подгорное, Болотная Станция, Малявщина, совхоз имени Червякова, Будилово, колхоз «Червонный Переможец», Малое Сциклево. Чуть в стороне остаются деревни Яхимово, Большое Сциклево, Слепянка, Зеленый Луг, поселок Готище.
Примерно так и выглядит любой автобусный маршрут в районах страны: едем через деревни, оставляем в стороне другие деревни. Кому-то повезло: автобус идет прямо через родные дома. Кому-то нужно выходить у поворота и топать до своих хат 3-5-10 километров.
Для минчан такой маршрут — ну маршрут и маршрут, обычная поездка по городу. Для жителей регионов — чаще всего это поездка «в город», в райцентр. Событие, к которому надо готовиться и знать расписание. Это у нас в Минске троллейбус №34 ходит каждые 13-20 минут. Но невозможно себе представить такую частоту у пригородных автобусов где-нибудь в Стародорожском районе.
И, кстати, платят жители села по пригородному тарифу.
Какие тарифы на проезд пригородными автобусами?
А давайте-ка представим, что и минчане должны заплатить за поездку строго по километражу, как это делают в регионах.
Сейчас на пригородные автомобильные (автобусные) перевозки действуют такие тарифы:
- автобусами в обычном регулярном сообщении — 10 копеек за 1 километр;
- автобусами в скоростном регулярном сообщении — 12 копеек за 1 километр;
- автобусами в экспрессном регулярном сообщении — 13 копеек за 1 километр;
- автобусами на дополнительных рейсах в регулярном сообщении — 12 копеек за 1 километр.
Вот для примера возьмем автобусный маршрут в Вилейском районе. Вилейка – Сосенка: на одном из проходящих маршрутов за такой путь придется заплатить от 2,53 до 3 рублей. В чем разница?
Сначала поймем, чем отличаются билеты за 2,53 и 2,87 рубля. В первом случае пригородный автобус оставляет Кривое Село сбоку: останавливается только на остановке «Поворот на Кривое Село», а во втором — заезжает в саму деревню и возвращается обратно. Да, таковы правила: даже если автобус свернул куда-то в сторонку и потом вернулся на трассу, то пассажиры все равно оплачивают эти «крюки». Причем в случае с Кривым Селом крюк не очень большой (около 1,4 км), а есть и намного более протяженные. В обоих этих случаях платить приходится по тарифу 12 копеек за километр.
А за три рубля можно доехать из Вилейки до Сосенки на междугороднем автобусе: тут уже тариф составляет 14,2 копейки за километр.
Если мы посмотрим на общее расписание, то увидим, что у всех пригородных автобусов из Вилейки по тому направлению у номеров есть буква «С» — то есть, скоростной. Что делает этот автобус скоростным, сказать сложно, ведь он останавливается буквально на каждой промежуточной остановке. Как бы то ни было, а именно по этой причине пассажиры платят не по 10, а по 12 копеек за километр пути.
Сколько бы платили минчане по пригородному тарифу?
Теперь же применим этот тариф к нашему троллейбусу №34. Как было сказано, длина его маршрута в одну сторону — 21,5 км. Получается, за весь путь из конца в конец надо заплатить 2,58 рубля! Мы же заплатили всего 85 копеек, или ровно в три раза меньше. Если бы минчанину приходилось дважды в день ехать таким путем на работу и с работы — он бы, наверное, разорился на билетах.
А если мы возьмем автобус №148С с самым длинным маршрутом среди обычных автобусных? У него путь в один конец занимает 24,2 километра — тут придется заплатить 2,9 рубля.
Автобус №188С «Брилевичи – Школа №188» делает всего два рейса в день и предназначен для школьников этой спецшколы, где учатся дети с нарушением зрения. Если какой-то ученик садится на начальной остановке в Брилевичах, то до своей школы он наворачивает кругами через Юго-Запад, Сухарево, Домбровку, Каменную Горку в район пивзавода «Аливария» целых 28 км. Это значит, что ученик должен был бы заплатить 3,36 рубля. Школьники ездят бесплатно, но на этом автобусе не запрещено проехать и взрослому.
Несложно высчитать, что, если платить по пригородному тарифу, то любая поездка в Минске обойдется дороже цены талончика (85 копеек) при поездке длиной больше, чем 7,1 километра.
Много ли это? Например, путь на автобусе №1 от Главпочтамта до Минск-Арены — это 7,4 километра (то есть, по пригородному тарифу вышло бы 89 копеек). На «сотке» проехать от площади Независимости до станции метро «Московская» — путь займет 6,7 км (или 80 копеек по пригородному тарифу). От вокзала до станции метро «Могилевская» — то есть, по маршруту троллейбуса №3 — получается 10,1 километра, или 1,21 рубля. На троллейбусе №33 от Академии Наук до станции метро «Пушкинская» путь тянется на 8,8 километра — за него пришлось бы заплатить 1,06 рубля. А, скажем, от самой дальней Малиновки-4 до станции метро «Малиновка» — это всего 4,2 км, или 50 копеек по пригородному тарифу.
В общем, очень легко найти в Минске маршруты, которые и короче заданных 7,1 километра, и длиннее. Blizko.by уже рассказывал, как можно ездить по Минску на пригородных автобусах и платить за проезд сущие копейки. За поездку от Малиновки-6 до ТЦ Diamond City придется заплатить всего 4 (четыре) копейки!
Именно поэтому периодически и возникают жалобы и обсуждения с посылом вроде такого: «Мне надо проехать всего одну остановку — почему я плачу столько же, сколько пассажир, который едет из конца в конец?»
В Минске хотели сделать оплату проезда в зависимости от расстояния?
Да, такая идея всплывала и рассматривалась, причем не один раз.
В конце 2011 года СМИ сообщали:
«Министерство транспорта и коммуникаций совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, областными исполкомами и Минским горисполкомом готовит предложения по установлению дифференцированной оплаты стоимости проезда в городском транспорте в зависимости от расстояния (времени) поездки. В ходе встречи принято решение о разработке и последующем внедрении в республике автоматизированной системы управления «Единый проездной документ» (АСУ ЕПД). Реализация проекта позволит организовать дифференцированную оплату в зависимости от расстояния (времени) поездки, обеспечить оплату проезда с применением современных банковских технологий (SMS-банкинг, интернет-банкинг, банковские пластиковые карточки), обеспечить стимулирование использования многоразовых электронных проездных документов как можно большим количеством пассажиров. Кроме того, планируется улучшить собираемость оплаты проезда в общественном транспорте за счет гибкой системы оплаты проезда, повысить окупаемость общественного транспорта. Исследование и разработка технических решений будет осуществляться в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Минтранса. В 2013 году в одной из автотранспортных организаций республики планируется начать реализацию пилотного проекта».
Снова к идее обратились в 2019-м. Тогда некая пенсионерка дозвонилась на прямую линию мэру Анатолию Сиваку и пожаловалась на дороговизну проезда: ей часто надо подъехать одну-две остановки, и платить по полному тарифу получается очень дорого, — так почему бы не сделать по принципу «меньше едешь — меньше платишь»? Сивак обещал дать задание специалистам.
Год спустя гендиректор госпредприятия «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов рассказывал, почему проект такой системы себя не оправдал:
— Предварительный анализ технических возможностей для внедрения оплаты проезда в зависимости от расстояния поездки в городском пассажирском транспорте показал, что для бесперебойного режима работы автоматизированной системы оплаты и контроля проезда необходимо выполнить ряд условий. Это бесперебойная работа спутниковой системы GPRS (конечно же, имеется в виду GPS. - прим. Blizko.by) и наличие устойчивого сигнала в любой точке движения транспортного средства, а также бесперебойная работа сотовой связи и отсутствие нештатных ситуаций в транспортной системе Минска. Когда эти условия были проанализированы, оказалось, что имеется существенный процент их нарушений по не зависящим от предприятия причинам, которые невозможно контролировать автоматизированной системой оплаты и контроля проезда.
Также можем отметить, что любой подход к оплате по расстоянию имеет свои плюсы и серьезные минусы.
Например, если платить по пройденному расстоянию, то часть пассажиров возмутится тем, что якобы «автобусы специально наворачивают большие круги, чтобы нам побольше платить». Помните ситуацию с «крюком» в Кривое Село в Вилейском районе? Почему пассажиры платят за этот «крюк», если он никак не приближает их к конечной точке маршрута, а только зря время отнимает?
Кроме того, в Минске действительно немало «кривоколенных» маршрутов, которые едут долго, но приближают пассажира к нужному месту очень медленно. Квинтэссенция такого маршрута — №154 «Карастояновой – Щедрина»: за 25 минут пути он проезжает 6,55 километра, хотя по прямой линии между начальной и конечной точкой — всего 670 метров, или примерно в 10 раз меньше!
С другой стороны, если платить за расстояние между начальной остановкой и конечной по прямой линии, то тоже есть сложности. Во-первых, уже сами транспортники начнут жаловаться, что пассажиры едут долго (со всеми «крюками» и «зигзагами»), а платят немного. Во-вторых, внедрение такой системы потребует оплаты только с помощью электронных проездных без возможности воспользоваться бумажным талоном.
Кстати, весной 2015 года похожую систему начали опробовать на пригородных автобусах: надо было прикладывать карточку и при входе, и при выходе. Сначала на карте-проездном блокировалась стоимость проезда полного маршрута, а после выхода пассажира неистраченная часть разблокировалась. Так, если проезд всего маршрута стоил 1 рубль, а пассажиру надо проехать пару остановок на 20 копеек, то при первом прикладывании карточки блокируется весь рубль, а после выхода из автобуса 80 копеек возвращаются обратно. Сложно, неудобно и вынуждает пассажира всегда иметь на карте запас денег, иначе проехать будет невозможно. Плюс накладываются те сложности, о которых говорил Валерий Шкуратов.
А что до оплаты по времени поездки, то тут есть другой неизбежный минус: пробки и простои транспорта из-за ДТП. Платить за то, что едешь, — справедливо. Но справедливо ли платить за то, что автобус стоит на месте? Blizko.by рассказывал, что каждый год трамваи десятки часов простаивают из-за ДТП и какое решение могло бы помочь нивелировать эту проблему.
- Клининговые услуги в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Больше часа в стальной коробке под проводами: мы проехались по самому длинному троллейбусному маршруту в Минске
- Вы точно не знали: в самом центре Минска есть огромный пустырь с заброшенным зданием. Но скоро это все исчезнет
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: