Мы побывали в заброшенной деревне внутри Минска, которой давно уже нет, но ее продолжают рисовать на картах

42784
За последних полторы сотни лет Минск поглотил около 200 разных населенных пунктов: деревень, хуторов, застенков, фольварков. Какие-то растворились в столице совсем давно, другие — лишь под конец 20-го столетия. От одних (и таких большинство) ничего не осталось, от других остались трассировки улиц, деревья, кладбища, отдельные постройки. Blizko.by наведался в одну такую деревню внутри МКАД, которой давно уже нет, но которую продолжают и продолжают изображать на официальных картах.

 

Что это за деревня? Она называлась Вилковщина, или Вильковщина, находилась она рядом с железной дорогой осиповичского направления между Лошицей и Курасовщиной, недалеко от МКАД.

Это вот здесь.

 



Когда-то это была деревня на одну улицу. Со временем разрослась до двух параллельных улиц — собственно Вилковщина и улица Марата Казея — и в 1959 году вошла в состав Минска.

На подробных картах конца 19 века и начала 20 века ее нет, хотя справочники говорят так:

«Вильковщина — бывшая деревня, вошедшая в Заводской район Минска. До 1886 усадьба с церковью, вокруг которых выросла деревня Сеницкой волости Минского уезда. С 1924 года в Новодворском сельсовете Самохваловичского района, с 1931 в административном подчинении Минского горсовета, с 1934 в Минском районе. В 1959 включена в городскую черту».

Странно, что сказано про Заводской район, потому что та деревня, о которой мы рассказываем, находилась в Октябрьском на границе с Ленинским.

Вот деревня на картах 1930 и 1934 года, она названа поселком; отмечено, что здесь 10 дворов.

 

 



А вот она на спутниковом снимке NASA 1972 года. С двух сторон деревню окружает кирпичное производство — сейчас это завод «Керамин». Можно рассмотреть две улицы, вторая появилась после войны (уже на космоснимке 1963 года видны обе), а также товарные составы на заводской железнодорожной ветке.

 



Бывшая деревня вполне себе жила и жила и даже 21 век встретила. Но постепенно людей отсюда начали переселять: райончик признали неблагополучным для проживания из-за постоянной пыли, несущейся с «Керамина». В 2001 году дома стояли еще по обеим улицам.

 

Вилковщина на карте 1999 года:

 

 

Вилковщина на космоснимке, сделанном в апреле 2004-го:

 



Летом 2005 года участники белорусского транспортного форума выбрались в Вилковщину в экспедицию (по-другому и не скажешь, там все очень густо заросло травой и кустарником) и встретили там один жилой дом, несколько разрушенных домов и последнюю жительницу — Тамару Антоновну Машарскую, которая жила в доме по улице Вилковщина, 7 с 1977 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамара Машарская рассказала, что свет и воду ей отключили еще осенью 2003-го. Газета «7 дней» писала:

«Оказывается, Тамара Антоновна осталась здесь в знак протеста. Всем вилковщинцам при отселении выдавали квартиры согласно количеству членов семьи. Тамаре Антоновне полагалась самая маленькая, однокомнатная, но пенсионерка рассудила, что раз она инвалид 2-й группы, то ей государство обязано дать двухкомнатную квартиру. Этого не случилось, но и женщина не сдалась: пусть, мол, чиновников совесть загрызает, что она здесь живет совсем одна безо всяких удобств. Пенсионерка обошла уже все инстанции, но своей правды так и не добилась».

При попытке насильственного выселения в ноябре 2003 года убили четверых ее домашних собак.

Для связи с миром у нее оставался мобильный телефон оператора «Белсел», который, как вы понимаете, при отсутствии электричества даже и подзарядить не было возможности. Однажды к ней приехали некие бандиты и попробовали отобрать пенсию, но Тамара Машарская смогла защититься с помощью собак и сотовика, вызвав милицию. Дети и дядя Коля помогали ей с утраченными коммуникациями: пару раз в неделю привозили воду, заряжали телефон. А освещала свой домик Тамара Машарская с помощью обычного керосинового фонаря типа «летучая мышь».

 

Фото: «7 дней»

Еще летом 2007-го последний дом оставался обжитым, но вскоре после этого всякая постоянная жизнь в Вилковщине замерла.

Последние два здания там стояли до 2016 года, к июню снесли и их.

Удивительно, но государственная организация «Белкартография» до сих пор на своих картах изображает не только обе улицы, но даже и здания на них!

Вот, например, одна из самых свежих версий бумажной карты.

 



Тем не менее, никаких домов на улице нет, от самих улиц почти ничего не осталось. Если мы проверим данные Национального кадастрового агентства, то увидим, что улица Вилковщина еще существует («По наименованию деревни, которая существовала здесь в ХХ столетии»), а улицы Марата Казея нет, есть просто улица Марата (это другой человек).


Зачем же тогда номинально нужна улица Вилковщина, если по ней нет жилых домов? Ответ на этот вопрос мы нашли, когда отправились на местность.

Мы побывали в бывшей деревне Вилковщина два раза: в апреле 2020-го и в апреле 2025-го. То есть, на два раза больше, чем подавляющее большинство живущих ныне минчан.

Несмотря на то, что в «жилые» годы длина деревенской улицы составляла от силы 250 метров, сейчас улица Вилковщина формально тянется больше чем на километр. Почему так? Потому что далеко к северу от бывшей деревни, недалеко от 1-го переулка Пирогова (Blizko.by ходил здесь, когда фотографировал красивые цветущие деревни в микрорайоне под снос), находится здание с адресным номером «улица Вилковщина, 2». Что за здание? В этой неказистой будочке прописан гаражный кооператив «Стройдеталь».

 



Именно гаражи вытянулись на целый километр вдоль проезжей части, которая формально является продолжением деревенской улицы Вилковщина. Гаражей здесь очень много, штук под 700. Максимальный номер, который мы встретили на двери гаража, — 622, но тут от главной гаражной улицы ответвляются переулки, где встречаются номера вроде 494А, — все как у жилых домов с буквенными индексами и корпусами. Публичная кадастровая карта сообщает, что земля, занятая гаражным кооперативом, предназначена «Для эксплуатации и обслуживания гаражей на 649 машино-мест».

 

 

 

 

 


И вот в конце гаражной улицы начинается собственно и бывшая деревня Вилковщина. Улица Вилковщина проходила чуть севернее, улица Марата Казея — чуть южнее. Вот мы загрузили в навигатор карты 1934 года: мы на месте.

 



Улица Марата Казея выглядит более проходимой: кто-то тут ходит и, возможно, даже ездит на велосипеде. Возможно, не только владельцы гаражей, но и какие-то рабочие ходят задворками на «Керамин». Кто-то даже подвязывает тут деревья!

 

 

 

 

 

 


Кроме наезженной-нахоженной тропинки, улица хорошо угадывается по фонарям уличного освещения, которые до сих пор тут сохранились.

 

 



Что можно встретить на улице, если от домов ничего не осталось? Какие-то остатки утвари: колесо от коляски, подошва обуви, кирпич, кости крупного рогатого скота, остаток колодца без сруба. А вот и очень удачный артефакт: остаток керамической плитки, изображающей некую народную сценку.

 

 

 

 

 

 



Есть и природные достопримечательности. Например, огромного размера улитки — таких называют виноградными. Две белки, которые вдруг проскакали по деревенским деревьям. И вообще чудо чудное: цветущая яблоня, на которой еще висят прошлогодние яблоки!

 

 

 



Переходим на соседнюю улицу — бывшую улицу Вилковщина. Здесь мы видим неплохо наезженную колею. Но только это вовсе не бывшая улица. Это совсем недавно проложенная дорога.

 

 

Откуда такой вывод? А посмотрите на фонарь на снимке. Деревенская улица на самом деле проходила справа от него — так, что фонарь освещал проезжую часть. А на месте этой новой дороги в 90-х еще стояли дома.

А вот это мы стоим уже аккурат на бывшей улице Вилковщина: фонарь как раз нависает над бывшей проезжей частью. На этом и последующем снимках — действительно, бывшая деревенская улица, фонари не дадут соврать.

 

 

 

 

 



Из рукотворных артефактов на этой улице нам попался остаток какого-то погреба, а также старый оконный переплет, который почти врос в землю.

 

 



На этом снимке можно видеть тень сразу двух улиц: фонарь слева освещал улицу Марата Казея, фонарь справа — улицу Вилковщина.

 



Заканчивается улица Вилковщина — или, скорее, начинается — вот этаким высоким валом-бруствером. Скорее всего, это нагромождение песка, которое образовалось во время сноса деревни. Дальше загородка для выброшенных шин, тут же начинается и гаражный переулок.

 

 



А в том месте, где бывшая улица Марата Казея выходит к железной дороге, обустроено небольшое кладбище домашних животных.

 



Деревня Вилковщина умерла. Но ее название до сих пор живет в названии улицы, на которой пусть себе и одно здание гаражного кооператива. А еще в 2016 году городские власти решили назвать безымянный пустырь в Лошице по другую сторону железной дороги — в границах улиц Иосифа Гашкевича, Владислава Сырокомли и Янки Лучины — сквером Вилковщина. Так он официально и называется.

 

 

Читайте также:

Фото автора, «7 дней», Forum.esmasoft.com


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:






Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск