Мог стать одним из самых больших городов Беларуси: Как растут и ужимаются еще не построенные города-спутники Минска

1 51066
Сегодня стало известно, что Смолевичи хотят расширить так, чтобы там жили 50 тысяч жителей. Blizko.by припомнил, что уже не в первый раз один из городов-спутников решают то увеличить, то ужать. Что происходит с этими городами, сколько людей там живет и сколько будет в итоге? А как быстро и на чем туда можно добраться?

 

Что вообще такое город-спутник?

Город-спутник — это небольшой город, которой находится относительно недалеко от большого города и в котором наблюдается четко выраженная маятниковая миграция: утром на работу в большой город, вечером обратно. То есть, условно, жить в провинции, работать в столице. Естественно, для этого нужно, чтобы маленький город обеспечивал жилье, выгодное по многим параметрам (дешево, комфортно), социальную сферу (больницы, рестораны, парки и пр.) и транспортную доступность в город большой (чтобы был смысл ездить домой в маленький город, а не искать жилье в городе большом).

Правда, в Беларуси решили идти особенным путем. В 2011–м заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин заявил, что стоимость жилья в городах-спутниках Минска будет более высокой, чем в столице.

— Там необходимо строить в чистом поле, соответственно, будут затраты на инфраструктуру, и стоимость квадратного метра жилья будет выше, чем в Минске.

В разное время в города-спутники Беларуси записывали Смолевичи, Руденск, Фаниполь, Дзержинск, Заславль, Логойск. В последние годы освоение (и разговоры про освоение) идут в отношении первых трех.

 

Что сейчас придумали?

На общественное обсуждение вынесен вопрос определения границ Смолевичей. Об этом сообщает местный райисполком. Площадь города планируют увеличить на 44%: с 1,6 до 2,3 тысяч гектар.

 

А как сейчас в Смолевичах?

 

Как город-спутник Смолевичи продвигают уже много лет. Он стал первым официальным городом-спутником, первый дом для минчан тут построили в 2011 году. И все это время планы по освоению города и насыщению его жильем и жителями постоянно менялись. Например, в конце мая этого года Александр Лукашенко утвердил новые генеральные планы трех наиболее развивающихся городов-спутников. И Смолевичам досталось больше всего прироста.

Так, еще в 2015 году, когда принимали прежнюю версию генерального плана Смолевичей, там проживали 15,6 тысячи человек — и по актуальному генплану планировалось увеличить число жителей до 30 тысяч человек. К началу 2023 года там проживало уже 20,5 тысячи жителей — в общем, план выдерживался. Но вот приняли новую версию генплана, и теперь там планируется заселить уже 50 тысяч человек. При этом 22 тысячи должны составить те, кто переедут туда из Минска.

Примерно 70% работоспособного населения должны будут работать в Смолевичах и индустриальном парке «Великий камень», а до 30% — ездить на работу в столицу.

В Беларуси по статистике на 2023 год 9.200.617 жителей, а трудящихся людей (то есть, работоспособное населения за вычетом безработных) — 4.821.200 человек, или 52,4%. Получается, из всего будущего смолевичского населения примерно 18 тысяч будут работать в Смолевичах и «Великом камне», а около 7,9 тысяч — ездить в столицу.

Еще шесть лет назад, в августе 2017–го, министр архитектуры и строительства Анатолий Черный говорил:

— Мы не зря приняли указ о городах-спутниках - туда должны перемещаться центры строительства жилья. Взять Смолевичи: развитая транспортная инфраструктура позволяет за 20-30 минут добраться до Минска.

А как на самом деле?

Обычная электричка от станции Смолевичи до Минска идет от 48 минут до 1 часа 18 минут, «городская электричка» — 46-50 минут, дальняя скоростная электричка бизнес-класса — 29-32 минуты, пассажирский поезд — от 35 до 49 минут. Билет стоит 1,44 рубля в обычной электричке; 2,23 рубля в «городских линиях»; 5,13 рубля в пассажирской «сидячке»; 7,47 рубля в скоростной электричке; 8,11 рубля в плацкарте и 11,17 рубля в купе. В скоростных электро- и дизель-поездах некоторые билеты стоят значительно дороже: до 15 и даже 24 рублей.

По автодорогам расстояние от центра Смолевичей до центра Минска составляет 40 километров; чтобы преодолеть их за 20 минут, нужно ехать с постоянной скоростью 120 километров в час, что, естественно, не совместимо с ПДД. За обещанные министром 20 минут можно доехать только от края Смолевичей до границы Минска у 9-го километра (23 километра дороги).

Кстати, осенью 2019–го главный архитектор Минской области Вадим Николаенко рассказывал, что из Смолевичей в «Великий камень» планируют пустить электробус. Технику собирались закупить уже в 2020–м, но до сих пор никаких электробусов не пустили. Пока что к потенциальному месту работы тысяч жителей Смолевичей четыре раза в день ходит проходящий автобус №3410 из Борисова, что не гарантирует пассажирам из Смолевичей наличие сидячих мест. Плюс по этому же маршруту 12 раз в день ходит маршрутка 3410-ТК.

 

Что слышно в Руденске?

 

Руденск чуть было не стал самым большим городом-спутником Минска и вообще одним из самых больших городов Беларуси. А из числа городов, которые не являются даже райцентрами, — вторым (после Новополоцка). Причем ну практически из ничего. Потом цифры радикально уменьшили.

По свежей переписи населения, в Руденске (он даже не город, а городской поселок) проживает 2.589 человек. Еще около 10 тысяч человек живут в собственном руденском поселке-спутнике Дружный. В сумме в этой небольшой поселковой агломерации проживают 12,8 тысячи человек. А восемь лет назад было 11,5 тысячи человек.

Так вот, по генплану 2015 года площадь Руденска должна была вырасти в 6 (!) раз: с 0,4 до 2,4 тысячи гектар. А население обоих городков вырасти до 81 тысячи (!) человек. Возможно, Руденск и Дружный бы слились в один большой город, но этого не произошло. В 2020 году приняли новый генплан, по которому число населения с тогдашних 13,4 тысячи (2,7 тысячи в Руденске и 10,7 тысячи в Дружном) на первом этапе должно было вырасти до 18 тысяч, а на втором — до 41,4 тысячи человек.

Постановление президента от мая этого года утвердило показатели. Почему вдруг Смолевичи и Руденск так резко поменялись ролями? Раньше в Смолевичах нельзя было трогать сельскохозяйственные земли, но потом разрешили. А вокруг Руденска, как внезапно оказалось, земли или заболоченные, или с высокими грунтовыми водами — без серьезных инвестиций много не настроишь.

В конце сентября этого года мэр Минска Владимир Кухарев рассказал, что пока что из всех городов-спутников активно развиваются Смолевичи, но в течение двух лет активное строительство развернется и в Руденске. Кстати, это же он говорил и в прошлом году.


А что там с транспортом?

 

В Руденске есть железная дорога, но поселок маленький, поэтому тут останавливаются только обычные электрички, а также поезда так называемых «городских линий». Обычная электричка в пути от 50 минут до 1 часа 23 минут и стоит 1,61 рубля, а «городская электричка» в пути от 47 минут до 1 часа 03 минут и стоит 2,23 рубля. Плюс есть множество автобусов (№466 Минск – Марьина Горка, №468 Минск – Правдинский, №482 Минск – Руденск, №483 Минск – Узляны) и маршрутка №2334 Минск – Узляны – Руденск.

Автобусы №№468, 482 и 483 также ходят и в Дружный. Плюс есть маршрутка №462 Минск – Дружный, которая ходит каждые 15-20 минут.

 

А что насчет Фаниполя?

 

Обновленный генплан Фаниполя не изменился радикально, как это случилось с Руденском и Смолевичами. Его просто немного скорректировали. Сейчас там официально проживают 17.768 человек. По прежнему генплану этот показатель должен был вырасти до 23 тысяч человек, сейчас же планка увеличилась: 29 тысяч человек. Это стало возможным, как и в случае со Смолевичами, благодаря вовлечению в застройку бывших сельскохозяйственных земель. Обещают также дальнейшее развитие свободной экономической зоны Минск.

С транспортной доступностью у Фаниполя все хорошо. Электричка идет 29-35 минут и стоит 91 копейку. А еще здесь останавливается пассажирский поезд №657 Полоцк – Брест: плацкартный билет стоит 7,72 рубля, купейный — 10,67 рубля. А вот «городских электричек», несмотря на многочисленные обещания, сюда пока не пустили. Также есть маршрутки №№1195 и 1295 и несколько других, которые ходят примерно каждые 10-15 минут; добраться до столицы можно за 2,5-3 рубля.

Фаниполь, в отличие от Смолевичей и уж тем более Руденска, — город, где, пожалуй, наибольшее число предложений от частных застройщиков. Многоэтажек здесь много.

 

А про Боровляны что-то известно?

 

Боровляны официально не объявлялись городом-спутником Минска, да и вообще не объявлялись городом. И в этом как раз весь интерес и заключается.

Когда мы говорим «Боровляны», то можем иметь в виду не только сами по себе Боровляны, а сразу несколько поселков, которые слились в одну большую поселковую агломерацию. Боровляны, Лесной, Зеленый Бор, Опытный, Лесковка, Курганы, Боровляны-2, — где заканчивается один поселок и где начинается другой, разбираются только местные жители.

Совокупно в этих поселках уже живет около 50 тысяч человек (а Sputnik утверждает, что даже 68,5 тысячи человек), и давно напрашивались идеи то присоединить их к Минску, то вычленить в отдельный город. От границы Минска до ближайших домов Боровлян — всего 2 километра, в Боровляны ходят городские автобусы (можно доехать по обычному талончику). Очень многие жители Боровлян как раз в Минске и работают.

Два года назад, в октябре 2021-го, Александр Лукашенко сказал:

— Надо, чтобы мы в течение этого и первой половины будущего года приняли решение по Боровлянам в целом. Надо выделять Боровляны из Минского района, делать городом. Административно со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это первостепенный вопрос. Мы его уже обсуждали.

Он обратил внимание, что население Боровлян уже сравнимо с крупными районами в стране.

— Редкий район. Это уже крупные города. Поэтому надо статус ему придавать соответствующий. Как только порядок наведете, тогда я приму соответствующее решение. Неплохой этот городок у вас, молодцы. Но есть над чем работать.

То есть, к середине прошлого, 2022 года Боровляны должны были стать городом. «Административно со всеми вытекающими отсюда последствиями», сказал Лукашенко. Что это значит? Это значит, что, например, теперь здесь должны соблюдаться городские, а не деревенские стандарты по социальной инфраструктуре и обслуживанию: число коек в больницах на душу населения, число школ, скорость приезда «скорой помощи» и пожарной, число мест в кафе на тысячу жителей, асфальтирование и освещение улиц и так далее.

Про то, что Боровляны станут городом, государственные СМИ активно говорили весь конец 2021 года, но с тех пор больше ничего не слышно. Возможно, именно потому, что подтянуть всю инфраструктуру под городские нормы так быстро не получилось.


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Обсуждение
68
57
11
Очень странно, что Баравляны еще не Минск. Почему тогда Сокол находится в 20 км является Минском? 
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск