Наталья Василевская сообщила, что рынок интернет-торговли вырос вдвое за последние шесть лет.
— Маркетплейсы развиваются, и очень активно. В 2020 году основой этому были проблемы доступности из-за ковида, но форсированные темпы роста продолжаются и по сей день, —рассказала Наталья Василевская. — С 2018 года рынок интернет-торговли Беларуси вырос в 1,7 раза. На сегодняшний день практически 8% всего товарооборота страны — это товарооборот маркетплейсов.
По данным Белстата, в 2023 г. интернет-магазины в Беларуси продали товаров на 5,2 млрд рублей.
По данным экспертов в Беларуси доминирующее положение занимают Wildberries, Ozon и 21vek.by. При этом российские маркетплейсы, например, Ozon стараются ускоренными темпами занимать нишу белорусского e-commerce. В одном из своих отчетов Ozon сообщал, что оборот маркетплейса в Беларуси за 2023 год увеличился в 2,5 раза. Число клиентов-покупателей приросло 74%. Пункты выдачи заказов также увеличились в своем количестве. Их стало в 8 раз больше.
О том, что покупают белорусы в интернете мы спросили у эксперта рынка и директора компании-провайдера электронных платежей Assist Belarus Вячеслава Сенина.
— В основном интернет-магазины реализуют непродовольственные товары. Их доля составляет около 90%. Наибольший доход приносит одежда. По данным Белстата это 1,6 млрд рублей. Второе место занимают косметика и парфюмерия, автозапчасти, электробытовые приборы, стройматериалы и бытовая мебель. А вот, что касается продуктов питания, то популярностью пользуются: молочные продукты, мясо, рыба, чай, кофе и специи. Если сравнивать данные с другими странами, то картина очень схожа для большинства любителей онлайн-шоппинга независимо от локации. Однако продукты ежедневного спроса имеют самые быстрорастущие перспективы в онлайн-торговле. Торговцы понимают это и стараются формировать лояльность своих покупателей к платформе, — отметил эксперт.
В частности, тот же Ozon в Беларуси в своем отчете указал, что по итогам первого полугодия 2024 года категория «бакалея», включающая крупы, макаронные изделия, каши, консервы и другие товары первой необходимости, вошла в топ-10 самых популярных у белорусских покупателей.
Вот какую статистику привела в своем интервью БЕЛТА начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик по предпочтениям белорусов в интернете:
- товары для дома (17,6%).
- бытовая техника и электроника (15,9%)
- автотовары (12,8%)
- трикотажные изделия (11%)
- товары для красоты и здоровья (5,2%)
- верхняя одежда (3,3%)
- сантехоборудование (3,3%).
- прочие товары в структуре интернет-покупок заняли 30,9%.
По данным экспертов за последние годы людям менее интересны дорогостоящие покупки. Все больше оплат проходит за товары на акциях либо и вовсе более дешевых торговых марок. Стоит отметить, что и онлайн-платформы стараются во всю применять технологии искусственного интеллекта. Например, на сайтах все чаще можно заметить чат-ботов.
Также, эксперты заявляют, что простота и комфорт — это ключевые показатели развития онлайн-торговли.
- Супермаркеты и гипермаркеты Минска в каталоге Blizko.by
Фото: Yandex, БЕЛТА, МАРТ, unsplash.com
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?