Очередной приграничный коллапс на рубеже Польши и Беларуси случился по западную сторону Буга. Там в своего рода западне оказались сотни, если не тысячи водителей-международников. Многие из них стоят в очереди в сторону Синеокой уже почти неделю, не сдвинувшись с места. Дело доходит даже до потасовок.
– Я лет пять работаю уже. Чтобы вот так, без продвижек пять суток – не помню… – Сергей, дальнобойщик с многолетним опытом на днях въехал в Беларусь. Сейчас ждет перегрузки. Ему повезло. Он занял очередь еще до начала коллапса и отстоял там всего пару суток. При этом двигался. Сейчас, говорит, его коллеги стоят без движения уже почти неделю.
Примерно со вторника, 30 июля, очередь на границе замерла колом. Пропуск через польскую таможню существенно замедлился.
Что за колейка?
Для тех, кто не в курсе от слова вообще, стоит пояснить. Процесс прохождения фурой границы – это дело не одного часа. Машина приезжает в терминал, водитель регистрируется, таможня оформляет документы, если есть вопросы – проводит углубленный досмотр. Все это занимает определенное время.
Теперь представьте – на границу в сутки идут тысячи машин. А грузовой пункт таможенного оформления, после закрытия польской стороной ряда других один: «Корощин». С белорусской стороны «Козловичи». Разумеется, всем места на стоянке в терминале не найти. Вот перед ним и выстраивается очередь. Так называемая колейка (kolejka – очередь в дословном переводе с польского).
Иногда она может быть совсем небольшой. Но если на границе случается какая-то проблема, то вырастает, порой и на десятки километров. Так вышло и сейчас.
Причиной тому стали новые санкции от ЕС, согласно которым фирмы, зарегистрированные после 8 апреля 2022 года, где не менее 25% капитала принадлежат физическому или юридическому лицу из РБ или РФ, больше не смогут осуществлять перевозки грузов автомобильным транспортом внутри Евросоюза, в том числе и для транзита.
Этот запрет не будет распространяться на автотранспортные компании, принадлежащие лицам с двойным гражданством или гражданам Беларуси, имеющим временный или постоянный вид на жительство в государстве ЕС.
Ограничения еще не вступили в силу, но на польской таможне уже начали скрупулезно проверять документы. Вот оформление и замедлилось. Но это, говорят водители полбеды.
«Левак» не спит…
Не нужно даже выезжать за границу. Достаточно заглянуть в специализированные чаты дальнобойщиков или послушать на 15 канале их переговоры по рации.
Посыл прост.
– Пусть поляки наконец-то наладят нормальный пропуск машин, как у нас в Козловичах, – в один голос говорят водители. – Должна быть электронная очередь, накопитель. Чтобы не было колейки с «левыми»…
«Левые» – это машины, которые идут в объезд колейки, разбитой на несколько отрезков, между которыми стоят посты полиции. «Левые» каким-то образом их проскакивают… И в итоге прорываются прямиком на границу.
– Мы уже и письмо писали коллективное на Варшаву, и зебру тут вдоль и поперек исходили, – возмущаются дальнобойщики, которые перекрыли дорогу на одном из участков.
Дальше, говорят, на другом отрезке дороги, где дорога идет через лес, люди вообще дичают.
– Представьте, неделю в глуши. На несколько километров ни магазина, ни туалета, и инернет еле ловит. И от машины далеко не отойдешь, потому что думаешь: а вдруг сейчас движение начнется…
К сожалению, перекрытие дороги, письма и протесты дальнобойщиков ситуацию не меняют. «Левые» идут, остальные стоят.
Сейчас дошло до того, что уже те самые «левые» создали ночью вторую, параллельную колейку. На следующих кадрах водитель возмущается, мол, прямо у въезда в терминал ночью левые творят, что хотят прямо на глазах у полиции…
Днем картина спокойнее, но и там видно: тем, кто честно стоит в колейке в эти дни вбиться поближе к терминалу не получится.
И тут стоит добавить: за рулем "левых" машин сидят в большей степени... те же белорусы. Некоторые в чатах откровенно посмеиваются над стоящими в колейке. Ничего личного. Это бизнес...
А что государство?
Разумеется, в эту проблему должны вмешиваться власти, ведь, со слов водителей, родилась она не сегодня. Но по какой-то причине воз и ныне там. Впрочем, это уже проблемы руководства соседней страны. А проблемы есть, ведь под удар попадает в первую очередь польская экономика, во-вторую европейская.
Для понимания, у подаляющего большинства тягачай, что простаивают в колейке – польские номера. И везут товары из той же Польши и Европы.
В каждом тенте – дорогостоящий товар на тысячи, а то и десятки тысяч евро. И не надо иметь диплом экономиста, чтобы понять: срыв поставок влечет за собой огромные убытки. И речь идет не только о скоропорте…
Удачи и… терпения...
А водителям в колейке, подавляющее большинство из которых белорусы, и их семьям остается пожелать терпения. Зарплаты у них ниже, чем у тех, кто ездит исключительно по Европе или СНГ вахтовым методом. Но многие специально устроились возить грузы в Беларусь, чтобы чаще быть дома. Ну-ну.
Парадокс: от колейки по прямой до Бреста каких-то два десятка километров. Четыре часа пешком. А для водителей большегрузов этот изнурительный путь домой займет еще бог знает сколько времени.
И пока что те, кто стоит недалеко от польской деревни, пытаются пополнить провиант в местном магазине, ведь следующий отрезок в очереди – дорога через тот самый "дикий" лес.
И это еще не последний этап перед рывком на белорусскую сторону Буга…
- Где купить автозапчасти в Минске смотрите в каталоге Blizko.by
Фото: Blizko.by и из открытых источников
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?