«Белые Росы», «Иди и смотри», «Про красную шапочку»… Топ-10 лучших белорусских фильмов ко Дню белорусского кино

1936
17 декабря 1924 года правительство БССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства.

 

Сегодня, 17 декабря, киноманы отмечают День белорусского кино. Праздник ведет свой отсчет с 1924 года. Именно в этот день правительство БССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства.

 

Киностудию «Беларусьфильм» (ныне концерн) некоторые критики незаслуженно с долей иронии называют «Партизанфильм». На самом деле за свою историю киностудия сняла сотни собственных кинокартин, а также выпустила множество совместных работ и стала базой для целого ряда киношедевров. Отдельная история – мультипликация «Беларусфильма».

 

Редакция Blizko.by составила подборку из 10 самых популярных, интересных и разнообразных по жанру картин отечественного производства, которые можно было бы пересмотреть.

 

Просто легенда

 

 

Наверное, один из самых любимых фильмов не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Простой и открытый, как та самая белорусская деревня, которую по сюжету поглощал город. Фильм снимали в Гродно. Режиссер Игорь Добролюбов. В главных ролях – легенды советского кино:

  • Всеволод Санаев
  • Николай Караченцев
  • Галина Польских
  • Станислав Садальский
  • Михаил Кокшенов и другие.

Это простая история о трех братьях и их отце, живущих в деревне, которая готовится под снос, стала очень популярной и была разобрана на цитаты и мемы. Вряд в наше время есть хоть один человек возраста старше 30 лет, кто не смотрел хотя бы раз этот фильм. К сожалению, приквел картины «Белые Росы. Возвращение» не снискал былой популярности советской легенды.

 

Представление всем на удивление

 

 

Еще один культовый фильм белорусского производства – «Приключения Буратино». Это один из первых детских фильмов знаменитого режиссера Леонида Нечаева.

 

Популярность картине, снятой с довольно малым бюджетом, придала великолепная игра юных актеров и звезд советского кино:

  • Владимира Этуша,
  • Ролана Быкова,
  • Елены Санаевой,
  • Владимира Басова,
  • Рины Зеленой.

На первых показах фильма по госТВ СССР дворы пустели – дети бежали домой смотреть про «вредного» Буратино и злого Карабаса-Барабаса. Музыкальный фильм снят в 1975 году. Его особенность – прогрессивная музыка Алексея Рыбникова и песни на стихи Булата Окуджавы.

 

На границе тучи ходят хмуро

 

 

Многосерийный историко-приключенческий телевизионный художественный фильм, снятый на киностудии «Беларусьфильм» в 1980—1988 годах, рассказывающий о службе советских пограничников. Его трудно назвать телесериалом.

 

В каноническом, советском варианте, восемь отдельных историй каждая из которых умещается в две серии. Своего рода эпопея, которая начинается в 1917 году с большевицкой революции и заканчивается в конце 80-х годов буквально за пару лет до распада СССР.

 

Это не только история советских пограничных войск. Фактически там показана вся советская история, в том числе жизнь и быт граждан страны, по которой часть постсоветского общества ностальгирует по сей день, а другая часть определенно не хочет возврата в те времена.

 

Известных широкой публике актеров в картине немного, что, впрочем, не умаляет качества игры всего актерского состава, как и режиссерскую работу. А первую главу киноэпопеи открывает Игорь Старыгин (известный по роли Арамиса в «Трех мушкетерах»), играя главную роль офицера русской пограничной стражи Владимира Дановича, который потом перешел на сторону большевиков.

 

Данович – реальный исторический персонаж. Прототип киношного, Владимир Арсентьевич Данович в 1918 году пошел в ряды Красной армии и активно участвовал в создании пограничных войск.

 

Правда, как и многие большевики первой волны, тем более не с пролетарским происхождением, был репрессирован. В 1936 году его арестовали как участника «контрреволюционной группы» и отправили в лагерь ГУЛАГа, где он и скончался. Поэтому из дальнейших серий киноэпопеи герой Старыгина выпал.

 

А-а, в Африке горы вот такой вышины!

 

 

«Про Красную Шапочку» — еще один легендарный детский фильм Леонида Нечаева. Тоже музыкальный, и опять-таки с композициями Алексея Рыбникова. Снятая в 1977 году картина отличается от канонической сказки Перро.

 

Хитрого волка там сыграл Владимир Басов, а 10-летняя Яна Поплавская стала настоящей кинозвездой Советского Союза. Песенки Красной Шапочки до сих пор дети поют на утренниках в садиках и школах.

 

Чтобы помнили…

 

 

Киношедевр «Иди и смотри». Очень тяжелый фильм, который следует посмотреть каждому. Это советская двухсерийная картина режиссера Элема Климова, снятая в жанре военной драмы по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем.

 

Действие разворачивается на территории Беларуси в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

 

Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 миллионов зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.

 

Крутые Еременки

 

 

Криминальное кино. Единственная режиссерская работа Николая Еременко-младшего. С точки зрения сценария, да и режиссуры картину вряд ли можно назвать выдающейся. Ее достоинство, скорее, историческое.

 

Сюжет незатейлив. С приходом рыночных отношений в медицину старый пластический хирург (его играет отец Николая – Николай Еременко старший) оказался без работы, назвав (по его же словам министра г…м).

 

Врача спасает собственный сын – владелец клиники в Москве. Он предлагает отцу создать такой же центр, но уже в Минске. Хирург-отец, сохранивший свои старые взгляды и не желающий прогибаться под кого бы то ни было, скоро наживает себе врагов из местного криминалитета. Последние решают наказать врача и прибрать клинику, но на помощь вовремя прибывает сын и его друг – сельский участковый (Владимир Гостюхин), у которого нашлась команда единомышленников, вооруженная не только охотничьими ружьями, но и пулеметом времен Великой Отечественной. А как же: партизанский край!

 

Картина показывает «переходное» постсоветское время, когда белорусский бизнес только-только начинал развиваться, а милиция носила форму, похожую на мундиры американской полиции. На экране – белорусские 90-е с довольно беззубыми по сравнению с российскими «бригадами» бандитами, своеобразной местечковостью, чистотой уютом и благодушием, которым всегда отличалась Беларусь.

 

Триллер по классике

 

 

Конец XIX века, белорусское Полесье, куда приезжает молодой этнограф, чтобы изучать народные предания. Он селится в небольшом поместье, хозяйка которого – последняя представительница старинного дворянского рода – рассказывает страшную историю о короле Стахе, время от времени учиняющем дикую охоту на старинный род.

 

Узнали, о чем речь? Совершенно, верно. Фильм, снятый по одноименному произведению Владимира Короткевича — первый мистический детектив советского производства.

 

Режиссеру Валерию Рубинчику позволили снять его, если в нем будет показана прогнившая сущность царского режима и национально-освободительное движение в Беларуси. Мастер смог снять прекрасное кино, спрятав всю наносную идеологию. Фильм стал прорывным в кинематографе СССР. А после начала войны в Афганистане эта картина стала первым фильмом, получившим награды на кинофестивалях капстран.

 

Люди вы или?..

 

 

Фильм по мотивам одноименной повести Александра Чекменева «Волки» получил много наград в Беларуси и России. В основе сюжета – тема нравственного выбора. Чем-то перекликается с повестью Распутина «Живи и помни».

 

На глухую станцию Вериха, безнадежно затерянную в метельных заносах, прибывает эшелон с особыми заключенными. Воспользовавшись снежным бураном, один из этапируемых, Кирилл Полетаев, сбегает из-под конвоя. Пробираясь сквозь зимний лес, Кирилл, полузамерзший и обессиленный, добирается до родной деревни.

 

Его земляки разделяются на два враждебных лагеря. Одни, знавшие Полетаева еще до ареста, сталкиваются с проблемой нравственного выбора: погибнуть, либо поступиться простыми человеческими ценностями - любовью, милосердием и уважением друг к другу. Другие, считая, что исполняют свой долг, устраивают на Кирилла настоящую охоту.

 

Бабушка Анна Захаровна, Шурка и председатель Кузьмич спасают Полетаева от «людей-волков», но в лесу на Кирилла нападает стая настоящих волков и здесь уже некому прийти к нему на помощь...

 

Механика вражды

 

 

1941 год. Польский городок Кельц занимают немцы… Главная героиня перед отправкой в концлагерь отдает свою дочь польской семье, в которой недавно умер ребенок.

 

Война заканчивается, отец и мать девочки удивительным образом возвращаются. Он — бежавший из лагеря смерти, прошедший через партизанский отряд, назначен начальником милиции города.

 

Бывшие еврейские дома заняты поляками, дочь уверена, что она — полька, и не желает признавать своих настоящих родителей. Отношение поляков к тем немногим, уцелевшим и вернувшимся с того света к себе домой евреям — крайне негативное и вскоре перерастает в погром. Жизнь вчерашних узников концлагеря снова превращается в ад.

 

Фильм Дмитрия Астрахана так и называется: «Из ада в ад».

 

Фильм основан на подлинных событиях, произошедших в польском городе Кельце 4 июля 1946 года. Идея и название постановки принадлежат кинопродюсеру Артуру Браунеру, принимавшему участие в создании более 200 фильмов. В интервью сайту Zman.com Астрахан рассказал, что в предложенном ему Браунером сюжете польского сценариста основная идея была в том, что погром — провокация КГБ.

 

Астрахан счел такой сюжет примитивным и переработал его. Он сказал, что ему было «важно показать «механику» вражды, то, как нормальные люди в одночасье превращаются в зверей». Он не идеализирует евреев, но считает, что никакие противоречия не могут быть основанием для погромов и массовых убийств.

 

В 1996 году Беларусь выдвигала эту картину на «Оскара». После на эту номинацию претендовал только фильм «Хрусталь».

 

Качай, Паша…

 

 

Фильм Михаила Пташука «В августе 44-го» – это не только и не столько про войну. Это психологический триллер, остросюжетный детектив с блистательной игрой Евгения Миронова и Владислава Галкина.

 

Картина внесена в золотой фонд «Беларусфильма». Ее и хвалят, и ругают, но никого она не оставляет равнодушным. Захватывающая история про контрразведчиков, выявляющих в тылу банду диверсантов, в отличие от большинства современных военных фильмов, можно пересматривать несколько раз.

 

А фразы, вроде «Качай, Паша» или «Не факт» от главного героя, которого исполняет Евгений Миронов, разлетелись на цитаты и мемы.

 

Тем, кому придется по вкусу «В августе 44-го» непременно стоит посмотреть картину этого же режиссера «Знак беды» – фильм по одному из самых драматичных произведений Василя Быкова, который рассказывает о ежедневных ужасах оккупации.

 

Когда страх существует в доме, на улице, в лесу. Никто не может предугадать завтрашний день, и то, кем на самом деле окажется твой сосед или родственник. Атмосферу тотального ужаса невозможно выдержать даже сильному человеку. 

 

В 2024 году «Беларусфильм» отметит вековой юбилей. Сегодня, 17 декабря 2022 года – дата не круглая. Но это не мешает белорусам пересмотреть любимые картины отечественного кино.

 

Кинотеатры Минска в каталоге Blizko.by

 

Фото: Yandex


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Оффтоп»


Каталог Минска


Оффтоп