Татьяня Сипачева живет на улице Якубовского в Минске. Пару лет назад она переехала в дом, который построили в начале 80х. Состояние таких домов обычно оставляет желать лучшего.
«После переезда я пошла на общее собрание ЖЭСа по поводу косметического ремонта подъезда и обнаружила, что рядом живут активные люди, которых волнует не только состояние стен, но и другие вопросы, — вспоминает Татьяна. — Многие из них уже обращались в разные инстанции по поводу кровли, открытой двери на крышу, замены почтовых ящиков и лифта, ремонту крыльца, у кого-то были тараканы в квартире и другое».
Но они почти не общались между собой. Даже не здоровались.
Жителям подъезда на ремонт представитель ЖКХ предложили сдать до 35 рублей с квартиры — без замены почтовых ящиков, покраски лифта и общих корридоров. Но люди решили, что сами справятся за меньшие деньги. А еще и свои страшные старые ящики заменят. Кстати, чтобы это сделать через ЖЭС, нужно каждому собственнику квартиры лично придти в учреждение, заключить договор — и тогда только будут искать компанию для работ.
«Тогда уже было понятно, что это нереально в нашей жизни», — отметила Татьяна.
Девушка решила наладить общение между соседями, чтобы вместе решать те вопросы, которые им под силу. Она с подругой даже запустили проект «Эко-дружественный подъезд», где собирают разные идеи для местных сообществ.
Активистка провела несколько собраний, чтобы люди начали общаться:
«Когда мы собирались около подъезда, я вешала ватман на стену. Там мы писали самые важные вопросы, что мы можем решить самостоятельно или при минимальной помощи и кто готов участвовать в решении какой-то проблемы. Люди брали маркеры, сами отмечали, что их волнует больше всего. А когда все отходили от ватмана — было видно, за что мы можем взяться сейчас, а что отложить на потом».
Как было и стало
Хоть были и те, кто не верил в успех такой затеи, сетовали на квартиросъемщиков или заявляли «я это делать своими руками не буду», но на почтовые ящики сдали 107 квартир из 108. И на ремонт трех этажей. С ремонтом двух первых этажей справились за несколько субботников. Пришли жители всех этажей, среди них нашелся даже профессиональный строитель, который руководил некоторыми моментами. Помогали даже дети.
«Один ребенок красил стену, а второй подбирал ключи к новым ящикам. В конце дня один из участников субботника принес гитару и пел песни собственного сочинения. Было очень душевно», — с улыбкой рассказывает Татьяна.
Сейчас соседи больше общаются и сами устраивают ремонты в общем тамбуре и меняют двери.
Кстати, квартиросъемщики оказались активными участниками субботников. Ведь даже если человек живет на одном месте несколько лет, он все равно хочет чистоты и аккуратности. Одна соседка сказала активистке, что 13 лет снимает квартиру и задумалась купить жилье в этом подъезде. Сейчас соседи думают над художественной росписью стен в подъезде,благоустройством двора и вовлечением в активную деятельность детей и подростков:
«Чаще всего за детей говорят их родители. Но и у маленьких соседей могут быть свежие идеи или желания, которые мы должны учитывать. Они ведь тоже тут живут».
Для тех, кто только задумывается о стезе местного активиста или в самом начале пути, Татьяна посоветовала не бояться начинать объединять людей:
«Всегда найдутся те, кто будет сомневаться и говорить о бесполезности ваших усилий. Но будут и те, кто поддержит вас. А потом и остальные подтянутся. Чтобы перезнакомить соседей можно проводить собрания или общие чаепития во дворе. Я вскипятила чайник, мне помогли вынести стол. Люди приходили, общались, играли в игры, обменивались вещами. Даже те, кто не живет в нашем подъезде, подходили, спрашивали, что у нас тут, и говорили «Ой, я сейчас в магазин сбегаю, куплю что-нибудь к столу и присоединюсь к вам». Такие маленькие праздники помогают найти активных людей».
За прошлый год общими силами удалось решить разные проблемы, среди которых через суд справиться с квартирой-притоном, отремонтировать домофон, избавиться от 4 брошенных автомобилей, отремонтировать контейнер для ТБО, подрезать ветви деревьев, отремонтировать крыльцо.
Татьяна отметила, что коммунальные службы района (ЖКХ, ЖЭУ, ЖЭС) их поддерживают: установили контейнерную площадку во дворе, установили в подъезде энергосберегающие светильники с датчиками движения и многое другое, оперативно реагируют на запросы через службу 115.бел.
Вайбер-чат или группа в соцсетях поможет людям решать мелкие вопросы, меняться вещами или что-то вместе планировать. Но на эти каналы нельзя полагаться на 100%. Для важных событий используйте доски объявлений около подъездов.
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?
Да, сложно поверить, но это действительно один и тот же подъезд. А номера на ящиках отличаются потому, что мы фотографировали с другого ракурса.