«Параметры 90-60-90 — стереотип чистой воды»
— Стать стюардессой всегда хотела моя мама, — начинает рассказывать собеседница. — Но у нее не получилось. С самого детства я слушала ее рассказы о самолетах, полетах небе и разных странах. Я загорелась этой идей, поэтому с выбором будущей профессии определилась еще в юности. После школы я поступила в иняз, выучила английский и стала делать все возможное, чтобы воплотить свою мечту в жизнь.
Вакансии на должность стюардесс периодически появляются на сайте «Белавиа», я постоянно его мониторила и дождалась своего шанса. Процедура отбора на эту вакансию называется кастинг, прямо как в модельных агентствах. На этом сходства, пожалуй, заканчиваются. Стюардессам не обязательно иметь «модельные параметры», то есть 90-60-90 в нашей профессии — это стереотип. С сантиметром на кастингах никто не стоит.
Самое главное для кандидатов — это пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Требования очень серьезные — здоровье должно быть практически идеальным. И если в этой части все хорошо, то только тогда претендента допустят к самому кастингу. Как правило, его проводят опытные бортпроводники. Задаются вопросы, в том числе и на английском языке, чтобы проверить знание иностранного. Для бортпроводников «Белавиа» установлена планка — английский должен быть не ниже уровня Intermediate — это так называемый «средний» уровень владения языком, позволяющий достаточно свободно разговаривать, обсуждать профессиональные и бытовые темы, понимать на слух практически все сказанное.
Я прошла оба этапа отбора, мне позвонили через две недели после этого и сказали, что я принята.
После этого меня пригласили на специальную предполетную подготовку. Ее первый этап проводится «на земле», стюардессам рассказывают об устройстве самолета, обращают внимание на то, где находится кислородный баллон, огнетушитель, рассказывают про аварийно-спасательное оборудование. Затем теоретические знания закрепляются на практике — непосредственно на лайнере.
Кроме того, стюардессы регулярно проходят тренинги — мы отрабатываем аварийно-спасательные мероприятия. Например, посадку с крыла на воду. На практике это происходит так: нас привозят в Борисов, где и имитируется аварийная ситуация – в воде с температурой 12 градусов стоит крыло самолета. Мы на него садимся. Надеваем спасательные жилеты и выполняем задачи по условному спасению пассажиров.
«В первом полете мне за шиворот вылили стакан ледяной воды»
Дарья летает уже более четырех лет, но свой первый полет девушка запомнила на всю жизнь.
— Это был рейс Минск-Прага, — говорит она. — Я очень сильно волновалась, даже в телефоне у себя сделала пометку, что завтра мой первый полет. Как будто такое можно забыть. Что мне оттуда запомнилось? Помню, что в тот день я очень хотела есть. А перед рейсом у экипажа всегда проходит предполетный брифинг — это инструктаж. Он проходит в офисе. Там стоит и еда для экипажа — легкие закуски и водичка. Но я боялась подойти к столику с едой, чтобы не обратить на себя лишнего внимания. Думаю, подойду, у меня спросят что-нибудь, а я «засыплюсь» на ответе. Это я теперь знаю, что в первый полет нового члена экипажа редко о чем-либо спрашивают, дают человеку адаптироваться, а тогда волновалась. Мне повезло с коллегами по первому полету — они все оказались веселыми и компанейскими людьми, поддержали. Когда я вышла из самолета я была готова их расцеловать.
Кстати, расскажу о традиции, обязательной для всех новых членов экипажа. После взлета в Минске на своем первом рейсе меня позвали в кабину экипажа, не помню уже под каким предлогом, но подвоха я не заподозрила. Зашла, села на место наблюдателя, а в это время один из летчиков вылил мне за шиворот стакан холодной воды. И отправил в салон — улыбаться пассажирам. Вот такой обряд посвящения в профессию.
«О том, что на борту проблемные пассажиры, понятно с первого взгляда»
Историй о том, что не у всех людей получается адекватно вести себя на борту самолета — превеликое множество. Кто-то просто боится летать, кто-то предпочитает «расслабиться» в небе с помощью алкоголя. Есть такие воспоминания и у нашей собеседницы.
— О том, что рейс может быть проблемным, экипажу понятно с первых минут, — говорит Дарья. — При посадке людей в самолет, мы визуально осматриваем каждого пассажира, поднявшегося на борт, чтобы понять, чего можно ожидать от конкретного человека. Самые частые «внештатные ситуации» случаются на рейсах чартерной программы — полет начинается под аккомпанемент «звенящих пакетов». И, как вы понимаете, там не «Кола» в стекле. На таких рейсах мы стараемся быть максимально осторожными.
Совсем недавно я летела чартером из Шарм-эль-Шэйха в Минск. На борту было пятеро стюардов. Пока мы вдоем с напарницей разносили питание, наши коллеги оставались на кухне самолета. И когда мы уходили, все было нормально. Но когда вернулись, увидели такую картину: на полу лежит пассажир. Его лицо было бледно-зеленым, на голове — влажная салфетка. Казалось, еще чуть-чуть и он потеряет сознание. Понятно, плохо человеку. При этом он произнес, что «его просто подташнивает», но встать при этом он сам не мог. Кое-как мы донесли его до кресла, усадили, и как только мы начали работать, к нам за шторки пришел другой пассажир и тут же потерял сознание. Привели в чувство и его. Но и это было еще не все: сразу после этого к нам на кухню пришел мальчик лет 12-ти, и тоже упал в обморок прямо у нас на глазах.
Мы откачали и его. В тот момент я очень захотела, чтобы наш рейс быстрее закончился. Кстати, мы потом уточняли у этих пассажиров, все ли они были в одном отеле. Оказалось, что в разных. Просто совпадение.
А вторая история, которая мне запомнилась, случилась на рейсе в Киев. Есть такие пассажиры, которые очень боятся летать. А лететь им нужно. У людей случаются настоящие панические атаки, по поводу предстоящего перелета. Так вот, на борту оказалась именно такая девушка — она страшно нервничала, ей было страшно. Коллеги «потеряли» меня на все время полета. 45 минут — я держала ее за руки, все время, пока самолет был в воздухе, мы проговорили. Без остановки, так ей было спокойнее. После приземления в Украине мы расставались с ней почти родными людьми, девушка очень благодарила за поддержку.
Небо «закрыли». Рейсы из Беларуси стали длиннее
Как отразилось на работе экипажей решение ряда европейских стран закрыть свое небо для белорусских самолетов. Вот что по этому поводу говорит Дарья:
— Очевидно, что рейсов сейчас стало куда меньше. Это очень усложнило жизнь бортпроводникам. Те рейсы, что остались, а в основном это Россия или Египет, выполняются дольше, чем раньше. В тот же Шарм-эль-Шейх мы добираемся сейчас пять часов, а то и больше, хотя раньше полетное время до этой точки составляло четыре часа. Непросто всем — и бортпроводникам, и пассажирам. Раньше рейсов, понятное дело, было больше. Я летала почти каждый день, сейчас все по-другому. Кстати, у бортпроводников есть норматив — от полета до полета должно пройти не меньше 14 часов. За это время нужно успеть отдохнуть.
Но это все мелочи, я очень люблю свою работу. Бываю в разных странах — и это круто, хотя вижу их в 99% случаев с высоты. Но и это того стоит. Мой самый любимый аэропорт — в Ницце.
Большинство рейсов заходят на посадку над землей, а в Ницце… Самолет огибает крылом море и заходит на посадочную полосу, окруженную водной гладью.
Дарья поделилась с нами видео, записанным в кабине пилота. Вот так выглядит посадка самолета в Ницце. Красиво, правда?
Все фото и видео предоставлены героиней материала.
Виталий Гарбузов
Близкие Новости
Чтобы быть в курсе последних городских новостей, подпишитесь на Blizko.by в Telegram.
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?