Что нового?
Blizko.by вчера рассказывал: российская компания «Инфофлот», которая занимается организацией речных круизов, открывает туроператорское представительство в Беларуси. Такую идею директор Андрей Михайловский пояснил наличием у нашей страны большого потенциала в этом плане.
В России, по его словам, до пандемии круизные туры приобретали порядка 350 тысяч человек. К концу прошлого года их количество удалось удвоить – благодаря тому, что компании занялись продвижением водного туризма. В Беларуси, отметил эксперт, цифры гораздо скромнее. И загвоздка здесь в недостатке информации: гендиректор центра «Инфофлот» считает, что белорусы и россияне не знают, что в их странах можно отдохнуть таким образом.
В Беларуси вообще есть пассажирские перевозки по рекам?
Да, есть. И речные круизы в том числе.
Но прежде несколько слов о том, что вообще в Беларуси с реками и судоходством на них.
Структура белорусских речных организаций очень обширна, и можно только удивляться, что при такой распространенности пассажирские перевозки находятся в зачаточном состоянии.
Административные органы — Государственная администрация водного транспорта, Белорусская инспекция речного судоходства и Белорусская инспекция Регистра. Разрабатывают и строят корабли «Пинский судостроительно-судоремонтный завод» и «Белсудопроект». За морские перевозки отвечает «Белорусское морское пароходство», за речные — «Белорусское речное пароходство», а еще есть региональные предприятия «Днепробугводпуть», «Днепро-березинское предприятие водных путей», днепро-двинское предприятие водных путей «Белводпуть».
Протяженность рек Беларуси составляет более 50 тысяч километров, из них пригодны для транспортного судоходства около 3,5 тысячи, а используются около 2,1 тысячи километров, из них 1.252 км с гарантированными габаритами пути:
- Днепр – 531 км
- Припять – 464 км + верхний участок 7 км
- Березина – 304 км
- Сож – 299 км
- Западная Двина – 197 км
- Днепро-Бугский канал – 93 км
- Неман – 91 км
- Мухавец – 59 км
- Пина – 41 км
- Августовский канал – 21 км
- Горынь – 14 км
- Микашевичский канал – 6 км
- Свислочь – 5 км
- Туровский затон – 1,5 км
На этой странице описания всех эксплуатируемых участков белорусских рек, здесь — подробные габариты (длина, глубина, ширина, радиус кривизны), а тут — ежедневно обновляемая сводка по уровню воды в реках.
А что предлагают в том самом круизе?
Первый в новое время круизный теплоход отправился в путь в апреле 2017 года. Проекту предрекали провал: полагали, что при ценах на билеты от 350 до 1.200 долларов желающих покататься будет немного. Но теплоход «Белая Русь» отходил всю летнюю навигацию, а затем еще несколько лет вплоть до коронавируса.
Сам корабль — это переоборудованное техническое судно, над переделкой которогго трудились 6 лет. Например, роспись на постельном белье для этих номеров выполнена по специальному заказу мастерами Пинской фабрики художественных изделий «Крыніца Палесся». Использовались белорусские народные узоры и орнаменты.
Длина теплохода составляет 50 метров, ширина — 7 метров, скорость движения — 15,5 км/ч. В 16 каютах размещается до 34 пассажиров. На теплоходе три палубы.
На нижней палубе — служебные помещения и 6 кают категории «Эконом», в которых есть телевизор, холодильник, шкаф. Душевые и санузлы – общие. Есть еще одна каюта «Эконом плюс» — она на средней палубе, как и все остальные каюты. В семи каютах «Комфорт» есть дополнительное спальное место и кондиционер. А два «Люкса» — это двухкомнатные трехместные каюты высшего класса со всеми удобствами. В них также возможна установка дополнительного спального места.
На верхней палубе теплохода — ресторан. Там организовано четырехразовое питание: завтрак, обед, дневное чаепитие и ужин (чай-кофе-сок-вода по системе «все включено», алкоголь за отдельную плату). Повара готовят блюда белорусской и других кухонь мира.
В этом году после продолжительного перерыва круизы возобновились — первый рейс 29 апреля. Маршрут круиза проходит по рекам Мухавец, Пина и Припять, а также Днепровско-Бугскому каналу. Продолжительность тура — 8 дней / 7 ночей. В программу включены десять экскурсий в Бресте, Беловежской пуще, Кобрине, Пинске, Кобрине, Турове, Наровле. Все переезды — ночные, а днем — экскурсии и походы по достопримечательностям. Для удобства туристов в программу добавили бесплатный трансфер от места стоянки теплохода в Мозыре до железнодорожного вокзала Гомеля.
Теплоход будет ходить вплоть до октября: последний рейс запланирован на 30 сентября.
Сколько стоит круиз на лайнере?
Разработаны несколько круизных маршрутов. Оператор круизного лайнера — государственное предприятие «Днепробугводпуть», но билеты надо покупать в турагентствах. В России услуги предприятия представляет уже упомянутая компания «Инфофлот». А в Беларуси компания MalibuTravel предлагает такие расценки.
В туре Брест — Пинск — Брест билет на одного человека в двухместном «Экономе» стоит 1.842 рубля, в «Экономе плюс» — 2.123 рубля, в «Комфортах» — 2.676–2.860 рублей, а в «Люксе» — 4.438 рублей.
В туре Мозырь — Туров — Брест цены примерно такие же: 1.882 рубля в «Экономе», 2.169 рублей в «Экономе плюс», 2.545 в одноместном «Экономе», 2.733-2.921 в «Комфорте» и 4.388 в «Люксе».
В обратном направлении — из Бреста в Мозырь — цены чуточку выше: от 2.050 рублей в «Экономе» до 4.941 рубля в «Люксе».
Белорусам — скидка в 5%.
То есть, в пересчете на более твердую валюту круиз стоит от 630 до 1.685 долларов. За такие деньги можно и на море махнуть на самолете.
А кроме круизного, есть другие корабли?
Да, в Беларуси сохранилось пассажирские перевозки на кораблях. Правда, рейсовых корабликов/катеров не осталось: сейчас все такие покатушки — только прогулочные.
У «Белорусского речного пароходства» 7 пассажирских теплоходов, 51 буксирный (грузовой) теплоход, 98 барж и еще 24 плавсредства других типов. Понятно, что из всего этого богатства пассажиров возят лишь пассажирские же теплоходы. Это теплоход для внутренних и пригородных линий Р-51Э на 243 человека (проект 1969 года) и теплоход для внутригородских и пригородных линий проекта 95030 на 60 пассажиров (1994 года).
Речные порты Брест, Пинск и Гомель уже открыли навигацию в этом году. Теперь добавим немножко путаницы. В Пинске пассажиров возят на теплоходе «Пинск», в Гомеле — на теплоходе «Брест», а в Бресте — на теплоходе «Гродно» (все три — проекта Р-51Э), также в Гомеле есть два теплохода ПТ-01 и ПТ-02 проекта 95030.
В Бресте по будням выполняется три прогулочных рейса в день: в 16, 18 и 20 часов, а по выходным — еще и в 14 часов. Но только при условии, что наберется не менее 25 пассажиров. Взрослый билет стоит 10 рублей, детский — 5 рублей. Продолжительность поездки — 50 минут. Теплоход можно арендовать: час хода — 350 рублей, час стоянки — 250 рублей.
В Пинске катают за 5 рублей, дети до 7 лет бесплатно (но требуется не менее 30 взрослых пассажиров), время прогулки — 40 минут. В праздничные дни выполняется до 10 рейсов в день. Арендовать теплоход можно за 200 рублей в час на ходу и за 130 рублей в час на стоянке.
А в Гомеле, как выяснилось, теплоход находится в ремонте, и «информация о дате ввода теплохода в эксплуатацию будет сообщена дополнительно». Следить за его вводом в строй можно здесь.
Предприятие «Гродномелиоводхоз» предлагает часовые прогулки на теплоходе РБ-17 «Неман» по Августовскому каналу с прохождением шлюзов (эти экскурсии, кстати, проводятся с 2007 года). Цена билета — 15 рублей. Также можно арендовать теплоход целиком: 1 час — 550 рублей.
В Минске же тоже был прогулочный кораблик?
Почти сорок лет по Свислочи в районе Парка Горького пассажиров катал прогулочный катер «Августин», построенный в Волгограде в 1981-м. Но в 2018–м внезапно выяснилось, что катер относится к теплоходам внутреннего плавания, а используемый участок Свислочи официально не являлся внутренним водным путем. Поэтому владелец катера — «Минскзеленстрой» — поставил его на прикол.
Но на Комсомольском озере есть теплоход «Свислочь», который несколько лет назад катал пассажиров по Минскому морю. Он был построен в 1958 году, а в 2005–м прошел ремонт на Речицком судостроительном заводе. Он вмещает 30 пассажиров и ходит не по строгому расписанию, а по мере наполнения. Время в пути — 20–25 минут, по пути теплоход посетит Птичий остров, остров Комсомольцев и фонтан «Парус» посреди озера. Цена билета для взрослых — 10 рублей в будни и 12 рублей по выходным, для детей от 3 до 10 лет — 5 и 7 рублей соответственно, для пенсионеров — 7 рублей независимо от дня недели. Можно забронировать теплоход под свои нужды: 300-350 рублей за час в будни и 400-450 рублей в выходные.
Раньше было лучше?
В других городах пассажирских перевозок не осталось. Даже про Минское море сайт речного пароходства отмечает, что «Заславское водохранилище эксплуатировалось в 2010-2015 годах».
Еще несколько лет назад пассажиров катали в Речице (теплоход «Ведрич») и Могилеве (буксир с плавучей верандой «Волна»). Вот статистика пассажиропотока:
- 2016: 91,3 тысячи пассажиров
- 2017: 95,3 тысячи
- 2018: 103,3 тысячи
- 2019: 111,1 тысячи
- 2020: 47,5 тысячи
- 2021: 68,9 тысячи
- 2022: 79,5 тысячи
Как правило, примерно половина всех пассажиров были перевезены в Гомеле, примерно по четверти — в Бресте и Пинске, и совсем немного – 1-1,5 тысячи — в Могилеве.
Речные порты также есть в Бобруйске, Микашевичах, Мозыре, Речице, но пассажирских перевозок там нет (за исключением круизного тура Брест – Мозырь, о котором мы рассказывали выше). В Витебске и Гродно, хоть там и есть судоходные участки рек, речных портов вовсе нет. На остальных сотнях километров водных путей Беларуси выполняются только грузовые перевозки.
Еще в 2011 году из Мозыря в Туров ходила регулярная «ракета» на подводных крыльях — не туристическая и не круизная, а обычный рейсовый катер. Из Лоева и Пинска ходили обычные рейсовые корабли в соседние деревни, отрезанные водой от своих райцентров.
К 2017 году в стране не осталось ни одного регулярного речного маршрута. Начальник «Белорусского речного пароходства» Геннадий Центер тогда рассказывал:
— Регулярные речные перевозки пассажиров стоят дорого. Спрос на этот вид транспорта низок. Составить конкуренцию наземному автомобильному транспорту сложно. Раньше убытки от регулярных пассажирских перевозок компенсировались бюджетной дотацией, сегодня мы ее не получаем. Значит, нужно повышать стоимость проезда. Это делает речной транспорт и вовсе неконкурентоспособным.
А если посмотреть «водные» расписания прошлых лет (например, за 1988), то можно увидеть, что ежедневно ходили дальние теплоходы Гомель – Киев, Гомель – Чечерск, Речица – Киев, Мозырь – Туров, не считая рейсов по деревням в окрестностях этих городов, а также Пинска и Лоева.
В 1928 году каждый день или через день ходили пароходы Киев – Туров, Киев – Гомель, Гомель – Славгород, Лоев – Бобруйск, Лоев – Могилев, Могилев – Орша – Дубровно и Бобруйск – Борисов.
А в 1900 году каждый день и через день ходили пароходы Киев – Минск (!), Киев – Могилев – Орша и Киев – Гомель.
Речным рейсам можно как-то помочь?
На сайте «Белорусского речного пароходства» можно пройти «опрос удовлетворенности пассажирских перевозок». Там спрашивают, в какое время бы вам было удобно совершать прогулки на теплоходе, какую продолжительность покатушек вы считаете оптимальной, что бы вы хотели покупать на борту, какие свои маршруты и вообще новшества вы могли бы предложить. Хороший вопрос — «Была бы интересна для вас практика "обязательного рейса", когда бы теплоход отправлялся бы в прогулочный рейс в 18-00 часов вне зависимости от степени наполняемости?»
Возможно, результаты анкетирования на что-то повлияют.
- Турфирмы в Минске в каталое Blizko.by
Фото: Белорусское речное пароходство, Гродномелиоводпуть, Днепробугводпуть
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?