Минчанка года о зарплатах молодых учителей: «На эти деньги выжить очень сложно…»

2 3893
Накануне дня учителя журналист blizko.by побывал в столичной гимназии № 29. Именно здесь преподает химию Наталья Куракова, которая совсем недавно была выбрана «Минчанином года» в области среднего образования. О том, почему престиж профессии учителя падает, почему молодежь не задерживается работать в школе, о том почему страшно быть «человеком-трафаретом», и о том, как потратит полученные за звание «Минчанин года» деньги, Наталья Валентиновна рассказала в этом интервью.

 

«Мне нужно было учиться, чтобы вырваться из нищеты...»

 
— Родилась и выросла я в Орше, — начинает рассказ собеседница. — Мама всю жизнь работала бухгалтером, отец — электриком. Жили мы не очень богато, поэтому я с детских лет знала: мне нужно учиться. И учиться отлично, чтобы вырваться из нищеты…
Сколько себя помню, мечтала стать врачом или учителем. 
Сначала хотела быть преподавателем математики, давалась она мне очень легко. 
 
Мечта «подкорректировалась», как только нам стали преподавать химию. В оршанской общеобразовательной школе №10, где я училась, работала замечательный педагог — Валерия Ивановна Гришененок. Ей удалось влюбить меня и не только меня в свой предмет. 
 
Закончив школу с золотой медалью, я «заметалась», — куда поступать? Может быть, и стала медиком, если бы в год моего поступления Мединститут не поменял профильный экзамен для зачисления— вместо химии нужно было сдавать физику, а с ней я, признаться, не очень дружила. 
 
Так я и решила: буду не врачом, — буду учителем. Для меня эти профессии фактически равнозначны — обе они полезны людям.
 
В студенческие годы, которые многими вспоминаются с теплотой, будущая «минчанка года» подрабатывала — ночами занималась сортировкой почты и работала лаборантом на родном факультете.
 
— Денег не всегда хватало, нужно было подрабатывать, — вспоминает Наталья Валентиновна.
 
На почте за ночную сортировку корреспонденции платили очень даже прилично. Ночь работала, утром бежала на лекции. Правда, после двух ночных смен подряд, на лекциях очень хотелось спать.
 
Кто знает, может поэтому я не получила «красный диплом?
 

«Неспособных учеников нет — есть ленивые»

 
После окончания БГУ молодую специалистку распределили на работу в Лагойский район. 
 
Отработав там Наталья Куракова вернулась в Минск.
 
— Моим первым и единственным местом работы в столице, стала школа, в которой мы с вами беседуем, — рассказывает преподаватель — Я пришла сюда зимой 1987-го, это сейчас здесь гимназия, а тогда — обычная средняя школа №51. В первый год моей работы здесь как раз достраивалось новое здание школы, поэтому, выйдя из отпуска, перед началом учебного года, пришлось собственноручно отмывать полы, окна, двигать мебель.
 
Здесь — в гимназии № 29 и работает Наталья Куракова.
 
Все это было как вчера, хотя прошло уже более тридцати лет.
 
За время работы в школе, а педагогический стаж Натальи Кураковой ни много, ни мало — 35 лет, через ее руки прошли тысячи разных учеников — каждый со своим характером, степенью тяги к знаниям и любви к химии.
 
— За годы работы я поняла одно: неспособных учеников нет, есть ленивые. 
 
Именно лень превращает нас в людей с «трафаретным» мышлением. А это самое страшное.
Люди-трафареты напрочь избавлены креативной жилки, они плывут по течению, им очень сложно в жизни. 
Я стараюсь делать все, чтобы среди моих учеников таких людей не было. Я учу детей думать.
 
К каждому, конечно, нужен индивидуальный подход. Кто-то усваивает информацию по написанному мелом на доске, кому-то нужно показать слайд-презентацию. Стараюсь, выкладываюсь.
 
Поэтому меня обижает, когда ученик откровенно «забивает» на мой предмет. Ведь выучить две химические формулы не сложнее, чем стихотворение по русской литературе.
 
А еще, в работе учителю очень помогают современные технологии, например, электронные журналы.
 
— Раньше ученик мог спрятать дневник от родителей, и пока, те в школу не придут, правды никто не узнает, — говорит педагог. 
 
Полгода назад среднее образование зашагало в ногу со временем — ввели электронные журналы. Да, это дополнительная нагрузка на преподавателя, за которую никто не доплачивает, ведь «классические» бумажные журналы никто не отменял, но эффект есть. Родители в режиме «онлайн» узнают все об успеваемости своих детей. И это очень даже действует.
 
Недавно я поставила своему ученику две «единицы» подряд, прокомментировав свое решение там же, в журнале. И что вы думаете? 
 
Родители, «вдохновившись» успехами своего чада, повоздействовали на него, да так, что он у меня теперь руку на каждом уроке тянет.
 
Я понимаю, что не все дети одаренные, поэтому и ищу подход к каждому. Те, кто не «тянет» химию, получают задания попроще, а потом дают обещания, что свою жизнь с моим предметом не свяжут. 
 
Кстати, многие из учеников Натальи Кураковой стали химиками, правда, почти никто не пришел работать в школу.
 
— В этом есть определенная проблема, — признается собеседница. — Если называть вещи своими именами, то зарплаты молодых учителей оставляют желать лучшего. На эти деньги выжить очень сложно. Да, я все понимаю, в начале и опыта нет, и стажа, и категории, поэтому предлагала бы чаще премировать молодых специалистов, — за инициативы, за успехи, за подготовку учеников-отличников. 
 
Только так можно удержать молодого специалиста в школе.
 
А так многие из них приходят на практику, отрабатывают и ищут более «хлебное» место. Например, в фармацевтической сфере. Престиж профессии учителя падает в обществе, это расстраивает.
 

«Я простой учитель»

 
Кому-то это утверждение может показаться спорным, но учителями не становятся, ими рождаются.
 
Таких, как Наталья Куракова, — людей, преданных своему делу, — единицы.
 
Она с гордостью рассказывает об успехах своих учеников. Их дипломами, привезенными с городских, республиканских и международных олимпиад по химии заставлены все шкафы в ее кабинете. 
 
А вот к своей собственной награде — званию «Минчанин года», отношение у педагога скромное.
 
— Еще летом я узнала, что гимназия готовит мое «выдвижение», — признается она. 
Послушала и отмахнулась. Ну какой я минчанин года? Я простой учитель.
Когда позвонили из Мингорисполкома и сообщили о награде, для меня это стало шоком, я не поверила, думала розыгрыш. Но все оказалось правдой.
 
В школе поздравили, даже поставили огромный стенд с моим портретом, — здесь прямо в холле. Честно говоря, мне было неудобно каждый день ходить мимо своего портрета, поэтому стенд переставили в соседнее здание, туда, где занимаются школьники младших классов.
 
За победу в номинации «Минчанин года» кроме памятного диплома Наталье Кураковой вручили денежную премию — 637 с половиной рублей  — 25 базовых величин. И мы узнали, как она собирается потратить эти деньги.
 
— Мой минчанин года еще не родился, в нашей семье скоро ожидается пополнение — ждем внука. Вот на него все и потрачу, — призналась Наталья Валентиновна.
 

Виталий Гарбузов

Близкие Новости








Обсуждение
Имя_Фамилия # 04.10.2019 в 17:21:07
2
0
2
«Мне нужно было учиться, чтобы вырваться из нищеты...»

За победу в номинации «Минчанин года» кроме памятного диплома Наталье Кураковой вручили денежную премию — 637 с половиной рублей

да уж...
7
0
7

А мне кажется, что в людей с "трафаретным мышлением" как раз превращает нынешняя система образования, когда форма важнее содержания. 

И уходят многие не из-за зарплат, а из-за отношения родителей, которые считают, что им все должны. И, конечно, из-за всякой бессмысленной ерунды, которой учитель заниматься не должен. 

Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Минска




Каталог Минска


Назад