О чем этот текст:
- Что именно было озвучено?
- Напомните, что такое города-спутники?
- Что сейчас у городов-спутников с транспортной доступностью?
- Нужно ли строить метро, если уже есть «железка»?
- Что насчет скорости проезда?
- Что необычного с идеей метро?
- Кажется, в Логойск уже когда-то обещали метро?
Что именно было озвучено?
В понедельник Александр Лукашенко заслушал доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам-спутникам.
Лукашенко сказал, что сейчас от городов-спутников добраться до столицы на личном автомобиле не составляет труда, но необходимо сделать этот путь еще более скоростным.
— Нам надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог, участков. Я не думаю, что это займет много времени или больших денег.
Дальше он говорил про железные дороги в города-спутники, упомянув негативный опыт Астаны по строительству железнодорожной линии на эстакадах.
— Это очень дорого. У нас что, есть такая необходимость? Нет. Мы можем построить наземное метро. Не будем рыть, как крот, под землей эти траншеи, а можем выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать до тех же Смолевичей, Логойска и так далее. Я не думаю, что это по нынешним временам огромные деньги.
И отметил, что для жителей городов-спутников наличие такой транспортной системы будет большим плюсом, ведь до столицы они смогут добраться буквально за 15 минут.
— Мы, конечно, там (в городах-спутниках) будем и рабочие места создавать, но некоторые будут стремиться в Минск на работу и по другим вопросам. Поэтому надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное, и прочее сообщение. Знаю, что и струнный транспорт разрабатывается, много разработок в мире уже есть. Поэтому в этом направлении нам надо двигаться, и в следующей пятилетке вопросы городов-спутников, особенно для Минска, мы должны решить.
Напомните, что такое города-спутники?
Город-спутник — это небольшой город, которой находится относительно недалеко от большого города и в котором наблюдается четко выраженная маятниковая миграция: утром на работу в большой город, вечером обратно. То есть, условно, жить в провинции, работать в столице. Естественно, для этого нужно, чтобы маленький город обеспечивал жилье, выгодное по многим параметрам (дешево, комфортно), социальную сферу (больницы, рестораны, парки и пр.) и транспортную доступность в город большой (чтобы был смысл ездить домой в маленький город, а не искать жилье в городе большом).
Правда, в Беларуси решили идти особенным путем. В 2011–м заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин заявил, что стоимость жилья в городах-спутниках Минска будет более высокой, чем в столице.
— Там необходимо строить в чистом поле, соответственно, будут затраты на инфраструктуру, и стоимость квадратного метра жилья будет выше, чем в Минске.
В разное время в города-спутники Беларуси записывали Смолевичи, Руденск, Фаниполь, Дзержинск, Заславль, Логойск. В последние годы освоение (и разговоры про освоение) идут в отношении первых трех.
Весной 2023 Лукашенко утвердил новые генпланы развития городов-спутников. И подходы к ним сильно изменились.
Так, Смолевичи должны прирасти больше, чем планировалось ранее. Еще в 2015 году, когда принимали прежнюю версию генерального плана Смолевичей, там проживали 15,6 тысячи человек — и по актуальному генплану планировалось увеличить число жителей до 30 тысяч человек. Но вот приняли новую версию генплана — и теперь там планируется заселить уже 50 тысяч человек.
Обновленный генплан Фаниполя не изменился, его просто немного скорректировали. Сейчас там официально проживают 17.768 человек. По прежнему генплану этот показатель должен был вырасти до 23 тысяч человек, сейчас же планка увеличилась: 29 тысяч человек.
А вот Руденск, наоборот, застраивать будут сильно меньше. По свежей переписи населения, в Руденске (он даже не город, а городской поселок) проживает 2.589 человек. Еще около 10 тысяч человек живут в собственном руденском поселке-спутнике Дружный. Так вот, по генплану 2015 года площадь Руденска должна была вырасти в 6 (!) раз: с 0,4 до 2,4 тысячи гектар. А население обоих городков вырасти до 81 тысячи (!) человек. Возможно, Руденск и Дружный бы слились в один большой город, но этого не произошло. В 2020 году приняли новый генплан, по которому число населения должно было вырасти до 18 тысяч, а на втором — до 41,4 тысячи человек. И постановление Лукашенко весной 2023-го утвердило именно эти показатели.
Почему вдруг Смолевичи и Руденск так резко поменялись ролями? Раньше в Смолевичах нельзя было трогать сельскохозяйственные земли, но потом разрешили. А вокруг Руденска, как внезапно оказалось, земли или заболоченные, или с высокими грунтовыми водами — без серьезных инвестиций много не настроишь.
Что сейчас у городов-спутников с транспортной доступностью?
В пяти из шести городов-спутников есть железная дорога — без нее сейчас живет только Логойск, развитие которого именно как города-спутника в последнее время сильно замедлилось.
Смолевичи
Как город-спутник Смолевичи продвигают уже много лет. Он стал первым официальным городом-спутником, первый дом для минчан тут построили в 2011 году. Так называемый «минский квартал» — это два квартала в границах улиц Александра Лявданского, Комсомольская, Белореченская, Гавриила Тихого и трассы Р59. Blizko.by показывал, как выглядят эти дома.
В Смолевичах две железнодорожные станции: собственно Смолевичи и остановочный пункт Заречное. До «минского квартала» ближе всего именно от Заречного: 2,8 километра по улицам Ленинская и Социалистическая.
В Заречном останавливаются до 17 обычных электричек в день (они идут до Красного Знамени, Борисова, Крупок, Орши) и до 4 «городских электричек» (до Красного Знамени). Билеты на них стоят, соответственно, 1,69 и 2,3 рубля.
А на станции Смолевичи останавливаются еще четыре проходящих пассажирских поезда, (сидячий билет 5,31 рубля, плацкарт 8,4–16,82 рубля, купе 11,56-25,31 рубля), четыре поезда региональных линий бизнес-класса Минск – Орша (5,41–7,73 рубля за билет) и один поезд межрегиональных линий бизнес-класса Минск – Витебск (тот же пассажирский, но дороже: 9,82 рубля за плацкарт и 13,45 рубля за купе).
Итого в сумме до 29 различных поездов в сутки.
Фаниполь
Здесь для минчан-очередников строили дома на улицах Комсомольской и Зеленой (обе идут параллельно автотрассе); ЖСПК получили названия «Уют», «XXI век» и другие. Вообще Фаниполь активно застраивается домами не только для очередников, но и коммерческим жильем. От железнодорожной станции до этих кварталов — около 1 километра по улица Чапского, Комсомольская, Зеленая.
До станции Фаниполь ходят только обычные электрички (всего 15 штук до Столбцов и Барановичей, билет стоит 0,94–1,01 рубля) и только один пассажирский поезд Полоцк – Брест (7,99 рубля в плацкарте и 11,04 рубля в купе).
Дзержинск
Дзержинск как город-спутник для минчан несколько раз успел побыть этакой ромашкой. Сначала объявили, что будут строить здесь дома для жителей столицы, потом председатель Минского облисполкома Семен Шапиро сообщил, что дзержинские новостройки для минчан не предназначены (невозможно обеспечить их рабочими местами, а также развить инфраструктуру, провести коммуникации, построить новые больницы, школы и детские сады). Затем снова решили, что, пожалуй, минчан селить в Дзержинске можно. Новое и более-менее обширное строительство велось в Дзержинске на двух основных площадках: на выезде из города на Минск (микрорайон Родники) и на выезде на Заславль (ЖК «Радужный»). От ближайшей ж/д станции до Родников — всего 900 метров, а до «Радужного» — 2,7 км.
В Дзержинске поезда останавливаются в двух местах: Койданово (от нее ближе до «минских» домов) и Дзержинск. До Койданово можно доехать обычной электричкой (15 штук в сутки, билет стоит 1,48–1,55 рубля), пассажирским поездом (4 штуки в сутки, билет стоит от 5,31 рубля за сидячее место до 11,56 рубля за купе), скоростной дальней электричкой до Бреста (3 штуки в сутки, билет стоит 6,87–24,55 рубля).
Кроме того, во все перечисленные города (плюс в Логойск) каждый день ходят десятки автобусов и маршруток из Минска.
Нужно ли строить метро, если уже есть «железка»?
Можно задаться вопросом: а так ли нужно строить в города-спутники метро, если туда уже ведет железная дорога? Да и поездов, как видим, ходит немало.
Нарекания на электрички и поезда можно свести к нескольким пунктам:
- Они ходят хоть и часто, но все же недостаточно часто, чтобы можно было уехать в любой момент. Маршрутки до «спутников» отправляются каждые 10-15 минут, а в расписании поездов могут быть «дырки» в полтора-два часа;
- Часть электричек сильно забивается дачниками и жителями деревень, ехать приходится в толкучке и стоя.
- У поездов разный принцип тарификации, из-за чего цена на один и тот же отрезок может отличаться в несколько раз. Например, до Смолевичей можно заплатить от 1,69 до 25,31 рубля — разница в 15 раз; а до Дзержинска разница и вовсе в 16 раз. Кроме «городских электричек», билет всегда надо покупать заранее (в кассе, на сайте или в мобильном приложении). Нельзя зайти в салон и заплатить на месте;
- От станции до кварталов многоэтажек пешком идти далековато, а местные подвозящие автобусы не могут справиться с нагрузкой, если несколько сотен жителей «минских кварталов» одновременно выйдут из электрички. В то же время, эти «минские кварталы» расположены прямо возле автотрасс, и маршрутки останавливаются буквально в двух шагах от них.
Часть вопросов можно было бы решить запуском скоростных электричек именно до городов-спутников. Когда в 2011-м только анонсировали первые «городские линии» в Заславль, то обещали, что со временем они станут ходить по тактовому расписанию с частотой каждые 15-20 минут. Этого так и не произошло, а теперешние всего 4 «городские электрички» в Смолевичи — несерьезная для массовой маятниковой миграции частота. В Фаниполь и Дзержинск их так и не пустили, несмотря на обещания и на то, что в тарифной таблице такие билеты заложены.
Что насчет скорости проезда?
Эти новые электрички надо сделать именно скоростными и без остановок «у каждого столба». Сейчас «городская электричка» с повышенной ценой до Смолевичей останавливается в каждом дачном поселке. А надо будет оставить 2-3 остановки в пределах Минска — и следующая станция уже в «спутнике».
Кстати о скорости. Было сказано, что жители Смолевичей должны будут получить возможность доехать от города-спутника до столицы за 15 минут. От станции Минск-Пассажирский до станции Заречное — 42 километра. Сейчас самая быстрая электричка проходит их за 52 минуты, самая медленная — за 63 минуты. Скоростная электричка до Орши участок Минск – Смолевичи проходит за 33 минуты. Чтобы уложиться в 15 минут, средняя скорость поезда должна быть 168 км/ч, а пиковая — намного больше 200 км/ч (ведь значительную часть пути электричка идет по городу, где нельзя развивать высокие скорости).
Между тем Blizko.by рассказывал: бывший начальник БЖД Анатолий Сивак нам твердо обещал, что еще в 2012 году поезда по Беларуси будут ходить со скоростью 200 км/ч. На деле же вплоть до сих пор пассажирские поезда по территории страны разгоняются максимум до 140 км/ч.
Но пустить частые и скоростные электрички в города-спутники может оказаться очень сложным потому, что тогда они будут «упираться» в обычные пассажирские и товарные поезда, и для пропуска скоростных электричек придется принимать масштабные организационные меры. Про это же и сам Сивак говорил:
— Любое увеличение скорости пассажирских поездов снижает количество грузовых поездов. То есть, пассажирский поезд элементарно догоняет грузовой состав, который нужно снимать с графика, что экономически невыгодно.
Что необычного с идеей метро?
Так если поезда упираются в трафик — может, и в самом деле надо пустить метро? Можно будет обойтись без промежуточных остановок у каждого дачного поселка, а пустить прямиком в город-спутник. «Станцыя Уручча. Асцярожна: дзверы зачыняюцца. Наступная станцыя — Смалявічы».
Но и у идеи метро в пригороды тоже есть свои нюансы.
Было заявлено, что не надо рыть подземные тоннели: можно выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать на наземном метро до тех же Смолевичей, Логойска и так далее. Это значит, что сначала предстоит достроить существующие линии метро до давно уже обещанных конечных на краю города: станции «Смоленская» за «Уручьем», «Шабаны» за «Могилевской» и саму третью линию до конечной «Зеленый Луг». Про первые две из этих станций давно уже не вспоминают: сейчас все усилия сосредоточены на третьей линии и даже на четвертой.
И лишь после этого можно будет строить наземное метро в «спутники». А что такое наземное метро? По сути, обычная электричка, которая стыкуется с городским метро.
То есть, где-то в районе спорткомплекса у микрорайона Великий Лес будет станция пересадки с подземного метро на наземное, и далее эта новая скоростная электричка пойдет вдоль проспекта Независимости, автотрасс М2 и Р53 вплоть до Смолевичей. Красивая картинка? Просто класс. Но под эти новые пути нужно будет сделать огромный землеотвод, чтобы проложить рельсы в двух направлениях. Затея не невозможная, но все же сложная.
Только недавно закончили расширять трассу М3 на участке от Минска до Логойска — и это потребовало многих лет и огромных работ по выкорчевыванию леса, обустройству мостов и развязок. Можно ли рядом с трассой найти еще несколько десятков метров для железной дороги? В принципе, можно, хотя и потребуются годы на ее постройку.
Кроме того, в Беларуси давно уже нет опыта прокладки и эксплуатации новых наземных пассажирских железнодорожных линий. Сколько километров новых трамвайных линий построили в Минске за последние сорок лет? К сожалению, ноль. Хотя новые ветки исправно рисуют в каждой версии обновленного генплана столицы. Новых пассажирских железных дорог в Беларуси за последние 60 лет (после постройки линии в Солигорск) тоже не открывают. Построили несколько грузовых веток: в Новолукомль (1965), Мозырский НПЗ (станция Барбаров, 1975), аэропорт Минск-2 (1977), Островецкую АЭС (станция Бобровники, 2012). Обещали открыть пассажирскую «железку» в Любань после запуска тамошнего калийного комбината. Вот, например, новость из 2017-го на сайте Миноблисполкома:
«Протяжённость железнодорожной линии от станции Уречье к будущему Нежинскому горно-обогатительному комбинату составит 37 км. Дорога пройдёт через Любань, по ней будут ходить и пассажирские поезда. Железнодорожная линия станет одним из крупнейших подъездных путей, построенных в Беларуси».
Строительство дороги обещали начать в августе того же года, потом в ноябре, но начали только в ноябре 2019-го. А сам Нежинский ГОК обещают запустить к 1 июня 2025-го.
То есть, идея с наземным метро в города-спутники очень красивая и в перспективе выгодная и полезная, но потребует огромных денег, огромной учебы и огромных усилий при строительстве. Это может стать мегапроектом, сравнимым с АЭС. И если вдруг наземное метро или хотя бы трамвай свяжет Минск со Смолевичами, Руденском, Логойском, — это будет без преувеличения транспортный прорыв.
Кажется, в Логойск уже когда-то обещали метро?
Обещали, но не метро. Еще 15 лет назад, в июне 2009-го на выездной сессии Минского областного Совета депутатов в Логойском районе тогдашний начальник управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома Олег Качан заявил, что из Минска в Логойск собираются пустить очень нужный столичному региону... монорельс!
— Монорельсовая дорога Минск — Логойск будет проходить через горнолыжный центр «Силичи», а в перспективе и через Хатынь — известные туристические места Беларуси.
Монорельс в Диснейленде Walt Disney World Resort во Флориде, США
Но спустя какое-то время тогдашний глава Мингорисполкома Николай Ладутько сказал на встрече с преподавателями и студентами БГПУ, что монорельса не будет.
— Скоростные передвижения на высоких опорах по Минску по стоимости дешевле метро не будут, а учитывая дополнительные мероприятия по безопасности, будут стоить еще дороже.
Любопытно, что в 2011 году в «Инвестиционном атласе города Минска» для потенциальных инвесторов появился проект скоростного трамвая от Минска до Логойска, который бы проходил через Боровляны, горнолыжные спорткомплексы Раубичи, Силичи, Логойск, Заячья поляна. Проект до сих пор висит на сайте Мингорисполкома, его реализация оценивалась тогда в 190 миллионов долларов. Может, наконец, пришло время?
- Магазины разливного пива в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- «Это полынь или корвалол?» Попробовали новый белорусский квас со вкусом черники и чабреца
- Что пьют и чем дышат минчане? Рассказываем, как легко проверить качество воздуха и воды у вас в районе
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: