«Идет колоссальное развитие, когда ребенок посидит в луже». Эксперт рассказала о стереотипах в воспитании детей и подготовке к школе

3113
Перед тем, как отдать ребенка в школу или детский центр развития родители могут поддаться на влияние стереотипов о воспитании детей, но стоит ли слушать все из них. Blizko.by попытался разобраться.

Подготовка ребенка к школе

 
Цветы и белые рубашки уже заполнили улицы белорусских городов: в ближайшие девять месяцев школам не придется жаловаться на недостаток внимания. Подготовка к школе уже закончена, но многим родителям еще нужно довести своих чад до первого звонка. А на этой дороге их ждет развилка, как у былинных героев: читать педагогические книги и ходить к психологам или целиком положиться на собственный опыт?
 
Вторая дорожка привлекает своей простотой, но она же дает раздолье ошибкам. До трех лет детей в сад не отдавать, в шесть уже обязательно нужно читать, а с горки вообще лучше не кататься: обязательно съедет в грязь и вымажется. Имеют ли эти другие стереотипы о воспитании что-то общее с реальностью? Мы спросили об этом у педагога и директора детского образовательного центра «Планета знаний» Елены Сморщок.

Стереотип 1: детей не надо отдавать в сад раньше трех лет

«Думаю, это обоснованно. Ребенка стоит отдавать в сад именно в три года, не ранее того. Сейчас многих детей начинают водить в сад даже с полутора лет, но это не лучшая тенденция. Дело в том,  что в первые три года жизни ребенок очень привязан к родителям – и вся его дальнейшая психология развивается именно на этом фоне. Он привыкает к такой непонятной среде, как детский сад и социум. Переход на этот уровень раньше положенного может отрицательно сказаться на здоровье». 
 

Стереотип 2: ребенка можно вообще не отдавать в детский сад – он может развиваться и дома

«Категорически нет. Если у ребенка нет проблем со здоровьем или психикой, социализироваться он обязан. Не нужно бросаться в крайности: отдавать в детский сад рано или не отдавать вообще. Многие мамы очень сильно опекают своих деток, боятся за все. Но одно дело – ждать, пока ребенок выработает необходимый иммунитет, пройдет болезни и инфекции, а совсем другое – опасаться, что его будут обижать, кто-то плохо к нему отнесется.  Нужно понимать: люди всегда разные. Чем раньше ребенок начнет проявлять себя в социуме, тем легче ему будет потом. 
 
Как показывает опыт клиентов нашего детского центра, у детей, выросших исключительно в домашних условиях, есть вопросы психологического характера: с ними очень сложно найти общий язык, со сверстниками они не ладят. Эти детки зажатые, закомплексованные. Им ведь потом идти в школу, а там их ждут разные дети – и злые, и добрые. Поэтому ребенку всегда придется за себя стоять. Чем раньше он начнет это делать, тем лучше и для мам, и для всех окружающих.
 
 
В «Планете знаний» мы советуем родителям не бояться внедрять ребенка в окружение сверстников, развивать его. У нас работал летний детский клуб: собирались детки-ровесники – в тематических играх, подвижных занятиях на свежем воздухе они лучше социализировались. В этом году к нам пришли несколько ребят, которые не посещали детские сады. Одна мама хотела отдать ребенка в такую среду, но комплексовала: по ее словам, сад на него очень пагубно влиял. У ребенка был психологический стресс, он пришел зажатым, но после нескольких смен в нашем лагере был в восторге. 
 
 
Такие истории показывают, что ребенку необходимо общение, хотя родителям может казаться обратное. Но, по сути, дети в этом нуждаются. И от этого зависит, какими они вырастут: будут со всеми ругаться, не принимать мнение другого человека и огрызаться или вести себя покладисто, прислушиваться к другим. Мы стараемся довести это своими рассказами. 
 

Стереотип 3: в школу лучше с семи лет

«Конечно, позиции у всех разные, но лично я по опыту работы в школе и, как мама двоих детей, думаю, что самый оптимальный возраст – 6,5 лет. Если в сентябре ребенку еще только исполнилось шесть или немногим больше, лучше повременить еще на год. Все-таки мозг созревает к обучению в школе к семи годам. Такова тенденция». 
 

Стереотип 4: отдав ребенка в детский сад, заниматься его развитием не нужно

«Безусловно, такое мнение есть. Это касается и детских садов, и школ: приведя ребенка туда, родители часто снимают с себя ответственность. Такое встречается даже в работе нашего центра.  Но у нас политика такова: мы работаем сообща. Воспитываем и обучаем только в унисон с родителями, потому что делать это в одну сторону бесполезно. 
 
Я считаю, ненормально, когда родители приводят детей в сады или школы и вешают всю ответственность на педагогов, систему, никак не учавствуя в развитии ребенка». 
 

Стереотип 5: ребенку нужно запрещать все игры, где он может пораниться или вымазаться

«Ни в коем случае. Нужно предоставлять возможность попробовать все. Очень многие родители с раннего возраста детей переживают, что они банально вымажутся. Но идет колоссальное развитие, когда ребенок посидит в луже, пошлепает, скатится с горы вперемешку с грязью. Можно не прочитать своему чаду сказку, но один раз прокатиться с горы, посмотреть  что такое снег и даже попробовать его на вкус. 
 
Мне кажется, родители на своем примере должны показывать, что тоже хотели в жизни многого, не слушали других. Как говорится, запретный плод всегда сладок, но все должно быть в меру. Нужно разговаривать с детьми, а не ставить запреты. Общаться, рассказывать, что произойдет в том или ином случае, какая за это будет ответственность. 
 
Нужно давать возможность пробовать себя с раннего возраста, не пугаться. Многие мамы боятся красок, потому что вымажутся вещи. Мы даже предупреждаем перед занятиями: «Одевайте деток не красиво, а по-дачному». 
 
 
И действительно, многие родители воспитывают детей именно так. С одной стороны, они ставят какие-то границы, а ребенок их понимает – от этого нет беспорядка. И это не то же самое, что просто запрет. Родители выступают как учителя, умеющие выставлять границы в общении – с семьей, другими взрослыми, друзьями. Они дают ребенку развиваться, но при этом учат уважать окружающих. Дети понимают грань и растут в этом русле. Радует, что таких мам и пап становится больше». 
 

Стереотип 6: ребенка всегда нужно хвалить, чтобы он чувствовал себя любимым

«Не стоит бросаться в крайности. Есть дети, приветствующие только лидерство: для них проигрыш – истерика, слезы. Все это исправляется в социуме. Мы неоднократно видели такое и на занятиях: ребенок проигрывает – начинает плакать, расстраиваться. В таких случаях беседуем с родителями, советуем им соблюдать баланс: не нужно поддаваться, но и переборщить со строгостью плохо.
 
На мой взгляд, нужно не просто ругать, а объяснять. Нашалил ребенок и, возможно, не осознавая этого, кого-то обидел – предложите ему поставить себя на место другого человека. Растолковать, что кто-то от этого расстроился, ему стало грустно. Не нужно восклицать: «Ты дурак?!» или же, наоборот, прожевать ситуацию – пускай продолжает в том же русле. Всегда надо направлять детей».
 

Стереотип 7: ребенок не может пойти в школу, не умея читать

«С этим однозначно не согласна. Каждый возраст предполагает знания и умения, которыми должны владеть дети. Если мы рассматривает ребенка как сосуд с водой, то в три года он дан ему полностью. Дети готовы черпать из жизни все необходимое. А мама может насмотреться во дворе на гениев, которые в этом возрасте уже читают: «Ага, надо и моему начинать!» – и в три года пичкать свое чадо буквами. 
 
Ребенок, конечно, будет это осваивать, но совсем скоро его сосуд окажется исчерпанным. А базовые навыки – обслуживать себя, минимально помогать по дому, завязывать шнурки, держать ножнички, развивать моторику – он не получит. Потому что сосуда ему не хватило. 
 
Не страшно, если ребенок перед школой не будет уметь читать. Главное – его эмоциональная готовность. Он должен уметь выдержать нужное время, выслушать педагога, ответить ему. Если у детей нет отклонений, после первого класса читать научатся все. 
 
Сейчас программа более комфортная. Есть сильные дети, которые могут за месяц освоить технику чтения и углубиться в книги. Другим же сложнее: им нужно несколько раз повторить, подсказать. Поэтому некоторые родители хотят подготовить своих чад, чтобы в первом классе они не отставали, а уже понимали о чем речь. Но, даже если ребенок не научится сам, его научат в школе – просто он будет отставать. 
 
Нужно понимать, что не всем дано быть вундеркиндами. А азы, которые дает начальная школа, получит каждый. Другое дело, что детям, не научившимся читать до первого класса, придется больше времени уделять учебе, хотя потратить его они могли на спорт или другие увлечения. 
 
Есть и тенденция: многим родителям просто некогда обучать ребенка перед школой. Работа, домашние дела, чтение медиа – все это потребляет время. Также стоит отметить, что не каждый еще этому научит, сможет преподнести в правильной форме. Все-таки в любом деле должны быть профессионалы. Для этого и работают учителя». 
 

Стереотип 8: ребенка можно мотивировать по принципу «cын маминой подруги»

«Конечно, это неправильно, поскольку каждый индивидуален. Родителям, может, и хочется слепить идеал, но у ребенка-то своя линия. Кто-то поддается такому принципу и всю жизнь наставляет своих детей – они идут по этой дорожке, потому что не видят другой. Нужно успокоиться и принимать ребенка таким, какой он есть. Даже если мама отличница, а у него вместо десяток пятерки.
 
 
Действительно, родители часто переносят себя и свои мечты на детей: это 90% cлучаев. Просто кто-то может заниматься самоанализом и увидеть точку остановки, а другие будут постоянно твердить: «Нет, ты не хуже! Какой из тебя слесарь? Ты директор!» Может быть, ребенку от природы дано помогать животным, а из него делают начальника.
 
Зарождать здоровую конкуренцию? Конечно, это можно делать, но практика показывает, что детей сейчас примеры не интересуют. Ребенок скажет: «Ну и что, что у него десятки? Может быть, мне это не дано». Пока человек сам этого не захочет, ничего не случится. У него самого должно что-то переклинить, чтобы он понял, что именно в этом деле может принести пользу социуму. А эти игры в перегонки могут всю жизнь вести его по неправильной дороге. 
 
Понять правильный путь очень сложно. Лучше всего, чтобы дети пробовали себя в разных сферах и исходил какой-то отголосок. Если делать это насильно, можно просто выбросить на ветер деньги и время». 
 

Стереотип 9: в XXI веке ребенок не может без гаджетов 

«В умеренном количестве все хорошо. Но у нас, мне кажется, уже зашкаливание. Еще недавно в начальной школе гаджеты были у единиц. И это поколение было более живое. Но с каждым годом мы теряли детей: началось с четвертых классов, а потом дошло и до первых. Теперь уже даже в садах ребятам покупают умные часы. 
 
 
Я считаю, гаджеты детям стоит приобретать примерно с пятого класса. Ведь они используют их не по назначению, а в играх и интернете, что пагубно влияет на все: психологию ребенка, его здоровье. Это действительно зависимость. Даже многие взрослые еще не умеют фильтровать общение с телефоном, а что говорить о детях, мозг которых получает всю эту информацию из социума? Они ее впитывают – и у них складывается понятие, что все так легко, здорово. Примеры людей, зарабатывающих в соцсетях иногда без труда, только сбивают их с пути. 
 
Я анализирую и по своим детям. В начальной школе выступаю в родительском комитете и предупреждаю: «Знайте, что дети будут отключать телефоны в 8 утра, а включать их после занятий». Ребята отвлекаются и не расстаются с ними на переменах. Многие родители подключают чадам безлимитный интернет. Мне кажется, взрослые отдают детей в рабство гаджетов. Превращают их в зверей. Я против этого. 
 
Избежать гаджетов, конечно, нельзя, потому что время действительно другое. Но нужно научиться пользоваться этим инструментом по назначению. Однако в начальной школе и детских садах, я бы не рекомендовала их применять. С пятого класса внедрять можно: дети уже зреют, могут решать математические головоломки, задачи на специальных IT-курсах. Но с младшими я бы больше что-то лепила, творила: многие в семь лет не умеют держать ножницы! Недавно обратила внимание на постановочную фотографию одиннадцатиклассников, выпускников: наверное, ни один из класса не держал ручку правильно. Как будто гвозди забивают или сжимают в кулаке. А умение правильно держать ручку развивается до семи лет. Позже уже бесполезно, как бы ты ни старался. 
 
 
Неравенство из-за гаджетов? Оно однозначно есть. Дети ведь часто бывают злыми, агрессивными. Неравенство возникает не только из-за телефонов – поводом еще становится одежда. Эта история была всегда – и мы от нее никуда не уходим. Все зависит от воспитания ребенка. Возможно, с ним так обращаются дома либо он это видел. Это на совести родителей и каждого человека, который может обмануть нас, сделать подлость. Точно так же ведет себя и взрослый. 
 
Я всегда учу своих детей делать паузу. У каждого человека, какую бы агрессию он ни выбрасывал, есть положительные качества. Может быть он запрятал их глубоко, но они есть. Если на грубость отвечать человечностью, такие люди исчезнут с пути. Это нужно закладывать с самого раннего детства – тогда у вас будет фундамент. Бывает, ребенок из положительной семьи идет в социум – и в силу характера его прельщает темная сторона: быть гадким, делоть пакости. В подобных случаях родителям сложно: они ведь не такие. Остается только не сдаваться, продолжать дарить добро и тепло. 
 
Лучше всего учить на примерах. Но, конечно, приходится и наказывать (не физически), если ребенок регулярно пакостничает. Бьет он других детей, несмотря на объяснения родителей, – надо его чего-то лишить, чтобы он понимал последствия своих поступков. Однако нужно держать свое слово. В таком случае у ребенка появляется представление о границах, он осознает, что зависит от взрослых, и начинает перестраиваться. Но нельзя лишить его прогулки или телефона, а потом cказать: «Ай ладно, что я плохая мама? Пускай уже идет». Это уже ошибка». 
 

Фото: pixabay.com, pz.of.by


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Люди»


Каталог Минска


Люди