Вообще это привычное явление в мире промышленности, и такие примеры можно найти по всему миру. Мельнички для перца выпускают на автозаводе Peugeot (и на них дается пожизненная гарантия), а завод горнодобывающей техники Caterpillar выпускает ботинки. И в нашей части света такое тоже есть сплошь и рядом.
Есть версия, что нехарактерную продукцию осваивали на советских заводах специально, чтобы запутать шпионов. Вон ведь разработкой и изготовлением ядерного оружия и атомных двигателей в СССР занималось Министерство среднего машиностроения. Что в нем среднего-то? А космическими ракетами ведало Министерство общего машиностроения.
Но это вряд ли так. Ведь если во всем искать логику, тогда карманные ножики надо выпускать на заводе карманных ножиков, а мангалы — на заводе мангалов. А между тем ножи, кухонные топорики, закаточные машинки и прочие металлические изделия выпускали на многих машиностроительных заводах — в том числе на МАЗе и МТЗ.
Поэтому при желании можно отыскать многие десятки примеров, когда завод или фабрика выпускают что-то нехарактерное. Мы выбрали несколько из них. И тут мы совершенно не хотим запятнать или унизить предприятия, которые вместо роботов и компьютеров делают игрушки и гвозди. Наоборот, мы хотим показать, как много в стране заводов и как много всего они выпускают полезного и интересного.
Это пиво или сыр? Нет, это минеральная вода!
Два примера, показывающих, как минеральную воду выпускают совсем не там, где этого ожидаешь. В Минске все просто: «Минская-4» делается на Минском заводе безалкогольных напитков, а «Дарида» — на одноименном заводе в пригородных Ждановичах. А вот в регионах есть интересности.
Брестский пивзавод (сейчас — ОАО «Брестское пиво») начал работать в 1970 году и поначалу выпускал пиво и вино. А в 1990 году на территории завода пробурили скважину глубиной аж 1.290 метров (одна из самых глубоких в Беларуси, если не самая) и в 1993-м выпустили первую минеральную воду «Брестская-5». И до сих пор выпускают. А еще на пивзаводе делают сладкие газированные напитки и квас — причем с 1971 года.
Путь разлива минеральной воды в Слуцке чуточку более извилистый. Пивзавод в Слуцке открылся тоже в 1971 году, и он вполне успешно проработал почти сорок лет. Но в 2008 году завод накопил столько долгов, что пиво варить перестал. Юрлицо при этом осталось работать и занималось, в основном, сдачей недвижимости в аренду. На территории пивзавода находилась и скважина, из которой разливали минеральную воду «Случанская». Из-за неурядиц с деньгами выпуск минералки тоже остановился. Потом скважина и цех по разливу минеральной воды оказались в собственности Слуцкого консервного завода. Но и этот завод погряз в долгах, поэтому его реорганизовали и присоединили к Слуцкому сырзаводу. У него со стабильностью все было стабильно, поэтому и выпуск минеральной воды возобновили, и теперь минеральная и питьевая вода «Случанская» официально выпускается на территории Слуцкого сыродельного комбината.
Это кеды Bershka? Нет, это кеды Belshina!
В 1949 году в Кричеве (Могилевская область) запустился завод резиновых изделий, который выпускал мячи, шины для велосипедов, игрушки, ткани для плащей, сапоги. А после того, как Советский Союз узнал, что такое кеды (по распространенной версии, это случилось на Московской Олимпиаде), тоже наловчился изготовлять кеды и полукеды. Кричевские кеды наряду с «лидскими адидасами» стали очень популярной обувью белорусской детворы как в советские, так и в независимые годы. Чуть более десяти лет назад, в 2012-м, началась некая чехарда с реорганизацией завода. Всего за один год его из завода резиновых изделий переименовали в завод резинотехнических изделий, присоединили к концерну «Белнефтехим», затем в качестве филиала присоединили к бобруйскому заводу «Белшина», а потом ликвидировали как филиал и воссоздали как структурное подразделение «Производство резиновых изделий» в составе все той же «Белшины».
Таким образом, резиновые сапоги для дождливой погоды и черного, синего либо камуфляжного цвета кеды действительно стали частью всемирно известного бренда «Белшина». Причем, в отличие от многих похожих коллабораций, тут не просто концерн заказал выпуск обуви у сторонней фабрики — тут все выпущено своими силами. Заводчане могли бы еще сильнее интегрировать марки и наладить выпуск кед и сапог с рисунками подошв, повторяющих протекторы шин. Так сказать, вот кеды всесезонные, а вот сапожки зимние, а вот вообще шипованные.
Хотите парочку изящных бокалов? Нет, дайте мне рулон стекловаты!
Стеклозавод «Неман» в городе мастеров Березовка Лидского района — очень старое и очень известное предприятие. Стекло и хрусталь тут выпускают с 1883 года. И коллекции посуды тут такие, что любой вкус удовлетворишь. Бокалы, фужеры, кружки, чашки, вазы, декантеры, подсвечники, кувшины, вазы, графины, — можно укомплектовать как квартиру, так и дворец.
Но вот для многих может стать открытием тот факт, что на стеклозаводе выпускают еще и стройматериалы. С одной стороны, где ж тут логика? С другой — так все логично! Потому что стройматериалы эти — стекловата! То есть, стекловолокно — хотите в рулонах, хотите в плитах. Утеплить стены, перегородки, крышу, — выбираете размеры, плотность, теплопроводность и заказываете. Стекловату под брендом «Неман+» выпускают с 2015 года.
Вам талончик или проездной на автобус? Нет, мне роликовые лыжи!
Эта история выпуска непрофильной продукции, пожалуй, затмит даже историю с выпуском тряпок на заводе кинескопов в Поставах (это вам домашнее задание: сами поищите по запросу «Белит ветошь»). Государственное предприятие «Минсктранс» — то самое, которое выпускает на улицы Минска 1.174 автобуса, 712 троллейбусов, 132 вагона трамвая и 93 электробуса. В составе предприятия есть ремонтно-строительное управление, которое занимается общестроительными и отделочными работами; есть сельхозкомплекс «Великополье» в Червенском районе, где разводят коров; есть «Агентство Минсктранс», которое продает талончики и проездные.
Но, наверное, самое удивительное подразделение — ремонтно-механический завод. Удивительно оно тем, что выпускает очень любимые руководством страны лыжероллеры — роликовые лыжи. Производство наладили в 2019 году, ему предшествовали длительные испытания отдельных узлов. Сейчас «Минсктранс» выпускает лыжероллеры под маркой Skibel, в портфолио — три линейки: Classic, Skate и Elite ценой от 300 до 455 рублей (утверждается, что это сильно дешевле, чем у заграничных конкурентов).
- Курсы образования и развития в Минске в каталоге Blizko.by
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: