Кстати, уже подготовлен проект указа об ужесточении ответственности председателей правлений товариществ собственников за эксплуатацию и сохранность общего имущества. О внедрении новых систем домоуправления Blizko.by рассказал исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости (МАМН) Геннадий Калёнов. Это некоммерческая организация, в которую входят юридические лица различной формы собственности из 7 стран мира: Беларуси, Германии, Казахстана, Латвии, Эстонии, России и Украины.
Власти недовольны?
На недавнем совещании председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев заявил: в органы власти приходит большое число обращений от граждан, которые жалуются на работу товариществ собственников. Проверки — а только за прошлый год в Минске их было проведено около 600 — действительно показали большое число нарушений.
«Не редки случаи, когда происходит начисление за дополнительные услуги, которые не являются обязательными. Это тревожит жителей», — отметил Владимир Кухарев.
Анализ Комитета госконтроля ситуации в Могилевской области свидетельствует, что председатели правлений товариществ (отдельные лица являются председателями более чем в 10-ти товариществах) «к выполнению своих обязанностей относятся формально, существенного влияния на улучшение качества содержания общедомового имущества и повышения комфортности проживания граждан не оказывают. К примеру, в изученных в августе-ноябре 2021 года 95 жилых домах в Могилеве установлены свыше 1000 различных дефектов и недостатков. При этом у отдельных из председателей доходы в разы превышают доходы руководителей государственных предприятий ЖКХ, что совершенно несопоставимо с ответственностью и объемом решаемых задач».
Требования к председателям
Геннадий Калёнов
Как отметил Геннадий Калёнов, требования к председателям ТС ужесточают уже давно и это правомерно. «Еще в 2017 году было поручение Александра Лукашенко.
Ранее председателей просто выбирали на собрании жильцов. Потом добавилось требование о том, что эти гражданине обязаны пройти образовательные курсы. Министерство ЖКХ и Минобразования даже разработали программу на 56 часов с перечнем предметов для курсов. Следующий шаг был — согласование кандидатуры с местными органами власти. В перечне документов для комиссии, утверждающей кандидатуру, была и справка про прохождение курсов. Потом был сделан еще один шаг — быть избранным может только тот кандидат, который прошел аттестацию и находится в списке государственного центра «Жилком» (единого оператора, который занимается проведением аттестации).
То есть все эти годы шло поэтапное установление барьеров, чтобы не допустить к управлению общим имуществом неспециалиста.
К слову сказать, для стран бывшего СССР, за исключением стран Балтии, в Беларуси — самые жесткие требования.
В России, Украине, Казахстане, Узбекистане, к примеру, никаких требований нет. Там реализуется чисто принцип самоуправления. Граждане решили из своих рядов или приглашенного избрать руководителя, и не важно, есть у него специальные знания или нет. Это, на мой взгляд, порочная практика», — считает эксперт.
По его мнению, здесь Беларусь продвинулась в сторону профессионализации.
«Но наша Ассоциация считает, что следующий шаг — правление или совет будут заключить договор с профессиональным управляющим. И не тем, кто прошел курсы, а получил образование в колледже или ПТУ, либо в вузе. Государство должно создать систему образования таких специалистов, систему их допуска. Это важно. Такие системы сертификации работают в развитых странах.
Нужен и ряд изменений, которые минимизировали бы расходы государства на развитие системы и позволили получить выгоду всем трем сторонам: потребителям, государству и специалистам с образованием. Это был бы небольшой сектор экономики, который успешно развивается в мире», — считает Геннадий Калёнов.
А как у них?
Он привел пример Эстонии. Там создана многоуровневая система, в которой каждому объекту недвижимости, многоквартирным домам присваивается определенный класс. И каждый, кто предоставляет услугу по уходу за этим домом, по ремонту, инжинирингу и управлению, тоже должен соответствовать этому классу. И в том числе работники услугодателя также должны быть сертифицированы, соответствовать определенному классу. И тогда не будет жалоб на неумелого электрика или неумелого председателя ТС. Внедренная система это исключает. Ее можно создать за 5-8 лет.
«Идеи, что в системе ЖКХ надо все национализировать, или все сделать частным, и сразу всем станет хорошо, популистские.
Ни в одной стране мира они не доказали свою состоятельность. Такая система, как в Эстонии, должна быть сугубо национальной, соответствовать национальному законодательству, местным условиям, но содержать лучшие практики, как западных, так и восточных стран», — считает исполнительный директор.
На что жалуются?
В системе ЖКХ люди жалуются на все — на некачественные услуги, высокие цены. Главная проблема в Беларуси — у нас есть законодательная база для развития сферы, но акты различных ведомств и ветвей власти разрознены. Все трудно свести воедино. Очень хорошая практика, например, в Китае, когда Государственный совет своим постановлением четко обозначил основные принципы управления жильем. Или в Эстонии все документы сведены в единый стандарт, который имеет разделы — управление, водоснабжение, отопление и т.д. Тогда специалисту легко ориентироваться.
«Самый главный момент — до ввода дома в эксплуатацию все правила должны быть соединены в единый документ «Правила дома», и все граждане при покупке помещений жилых и нежилых в совместном домовладении знакомятся с этими правилами и, если они их устраивают, приобретают площади. Жалобы в таком случае исключены, потому что есть четкие правила, которым должны следовать все.
Суть управления совместным домовладением в развитых странах Европы заключается к сведению к минимуму демократии.
Все основывается на правилах, которые заранее разработаны, на ограничениях, которые устанавливает государство и только маленькая часть — это какие-то возможности для участников ТС. Но у нас пока эта часть очень широкая и люди пишут жалобы. Для того чтобы система была стабильной и не приводила к конфликтам, а основывалась на добрососедских отношениях, на этапе строительства дома должна быть модерация этих отношений, которая заключается в установлении жестких правил для каждого дома и в дальнейших механизмах их безусловного исполнения.
Таким образом построены системы в различных восточных странах (Китай, Сингапур, Турция), а не только в европейских. Такие правила нам подходят гораздо больше, чем в США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, потому что там англосаксонский принцип, который основан на коммерции и в основном, что связано с финансами и деньгами», — пояснил руководитель ассоциации.
«Для построения новой системы нужно время. И я считаю, что мы движемся в правильном направлении.
Наши коллеги придерживаются мнения, что Беларусь намного дальше продвинулась в установлении порядка в этой сфере.
Там, где порядок, там меньше жалоб.
Принцип: сначала построим, а потом всем собранием будем решать, как этим управлять, приводит к тому, что мы наблюдаем сейчас в России и других странах бывшего СССР. Все есть, за исключением порядка», — заключил Геннадий Калёнов.
Все фото: Blizko.by. Снимки носят иллюстративный характер.
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: