В Минске появятся новые трамваи. Что про них известно и какие еще модели могли ездить по нашим улицам?

9606 Обновлено:
В этом году в Минске появятся новые трамваи. Они даже могут обладать функцией, которую столичные трамваи утратили много лет назад, но... Blizko.by посмотрел, что это за модель, и припомнил, какие еще новинки могли ходить по минским рельсам.

 

Что известно?

«Минск-Новости» в репортаже с завода «Белкоммунмаш» цитируют замгендиректора по инновационному развитию Олега Быцко:

— Конечно же, низкопольные трамваи по улицам столицы поедут. Всего для Минска уже в этом году поставим 20 новых вагонов. Планируется, что они получат узнаваемую бирюзовую окраску.

На компьютерном рендере мы видим трамвай новой модели, который выруливает с несуществующей в Минске трамвайной линии (место похоже на перекресток Красной и проспекта Машерова, но здания там совсем не такие).

 



На рендере изображена модель Т811, которая также существует и «в металле». На заводе как раз готовят партию этих машин для Краснодара. В 2023-м в Краснодар прибыл первый трамвай — пока он проходит испытания. Всего же местные власти планируют приобрести 90 трамвайных вагонов производства холдинга «Белкоммунмаш» совместно с российским холдингом «Синара».

 



Длина трамвая — 16,5 метра, максимальная масса — 33 тонны, в салоне 35 сидячих мест, а всего вагон может принять 159 пассажиров. Несмотря на то, что трамвай односекционный (то есть, без «гармошки»), у него четыре двери, что должно облегчить вход-выход пассажиров из салона. В движение трамвай приводят четыре электродвигателя по 72 кВт каждый, трамвай может проехать до 1 километра без подключения к сети. В салоне есть кондиционер, дополнительно можно установить систему учета пассажиропоток, GPS и Wi-Fi.

Этот односекционный трамвай со 100-процентным низким полом умеет работать по системе СМЕ — «системе многих единиц». То есть, когда два вагона сцепляются в мини-поезд и отправляются на маршрут. Многие минчане еще помнят, что старые рижские трамваи как раз такими сцепками по Минску и ездили. Но это было много лет назад, а с тех пор все модели «Белкоммунмаша», эксплуатирующиеся в столице, такой возможности были лишены. Однако на предприятии нам пояснили, что модификация со СМЕ будет только для Краснодара, для Минска же заказ другой. Кстати, минскую партию «Белкоммунмаш» будет делать самостоятельно,без «Синары».

 



В этом же году «Белкоммунмаш» собирается выпустить и 3-секционный трамвай модели Т856. Компания сама сообщала об этом в пресс-релизе от 1 февраля этого года: «В 2024 году BKM Holding планирует впервые произвести низкопольный трехсекционный трамвай. […] Реализуется проект по сборке электробусов и трамвайных вагонов для Нижнего Новгорода. Этот город первым получит новую модель Т856».

Т856 — трехсекционный трамвай с двумя «гармошками». При длине 27,5 метра он оснащен 6 дверьми и, в зависимости от исполнения, 46-55 креслами, всего же на борт он может принять 287-310 пассажиров.

 



Пока что модель существует в виде рендеров, но легко представить, что она будет выглядеть как удлиненная версия модели Т811. Кулуарно ходят слухи, что в 2025 году «Минсктранс» собирается купить как раз такие длинные трамваи, но тендер пока объявлен не был. По крайней мере, летом 2023-го Юрий Супранович, директор предприятия «Столичный транспорт и связь», говорил:

— Обновлять рельсовый подвижной состав планируем низкопольными машинами. Процесс будет происходить поэтапно, также станет больше трехсекционных вагонов.

 

Какие еще трамваи могли бы ходить в Минске?

Долгое время считалось, что Минск может заполучить новенькие трамваи семейства «Метелица». Эти машины появились в столице 10 лет назад, и транспортники обещали, что закупят их!

В 2014 году на предприятии Stadler в Фаниполе выпустили трехсекционный трамвай модели В85300М «Метелица». У него было две кабины (в теории можно было прокладывать однопутные линии даже без разворотного кольца), он вмещал 258 пассажиров и позволял им в пути заряжать свои гаджеты. Тогда, 10 лет назад, это выглядело поистине чудом. Впервые трамвай показали во время Чемпионата мира по хоккею 2014-го года в Минске. Также модель проходила тестовые испытания в Москве, Краснодаре и Самаре.

 



В 2017 году трамвай три месяца возил минчан, после чего отправился в Санкт-Петербург. Затем трамвай снова вернулся в Минск, получил новую окраску (в честь II Европейских Игр) и еще три месяца возил минчан по первому маршруту с вокзала в Зеленый Луг.

Специально для Питера подготовили модификацию В85600М — там запускали частную трамвайную сеть под названием «Чижик». Длина — 33 метра вместо 27 метров и повышенная вместимость: до 376 пассажиров (в том числе 66 сидячих мест).

Транспортники обещали закупить трамваи обеих моделей.

Первый заместитель директора — главный инженер филиала «Трамвайный парк» Максим Корольчук рассказывал летом 2019-го:

— Теперь специалистам трамвайного парка предстоит подготовить техническое задание, и до конца года «Минсктранс» должен провести тендер. Участие в нем примут «Штадлер Минск» и «Белкоммунмаш». Прорабатываем сейчас эксплуатационные коэффициенты «Метелицы». Если они будут соответствовать заявленным евростандартам, шансы на ее приобретение будут высоки. В паспорте производителя означено, что эта модель может эксплуатироваться до 30 лет. Срок службы трамваев «Белкоммунмаша» меньше, но стоимость их существенно ниже.

 



Пару месяцев спустя Олег Дзюбенко, первый заместитель генерального директора – главный инженер «Минсктранса» подтверждал:

—  Этот опытный образец в этом году «Штадлер» обещает доработать по тем недостаткам, которые мы им предъявили. Как только они устранят эти недостатки, мы этот вагон приобретем, и он будет ходить в городе Минске на постоянной основе. Другую модель, которую мы планируем закупить, немного совершенная, она эксплуатируется в Санкт-Петербурге – 856-ая модель, она немного отличается от той, которую мы сейчас эксплуатируем в Минске.

Но до закупок дело так и не дошло. Всего к 2020 году завод выпустил три десятка «Метелиц» разных модификаций, которые ездят в Санкт-Петербурге и Боливии (еще один вагон на хранении в Харькове). Некоторые из них замечали на обкатке на минских улицах, но насовсем ни один в Минске не остался.

 

В Минске вообще собираются развивать трамвайную сеть?

Несколько лет в Минске, при прежнем мэре Анатолии Сиваке, вынашивали идею скоростного трамвая в Сухарево. Но вскоре после того, как мэр сменился, от затеи отказались. Официально объявили, что слишком дорого и невыгодно. Blizko.by кратко рассказывал об этом проекте.

Кстати, в минувшем сентябре мэр Минска Владимир Кухарев рассказывал, что развития трамвайной сети в Минске ждать не стоит: якобы это приведет к серьезным проблемам.

— Кроме того их строительство – довольно дорогостоящее мероприятие. Это шпалы, контактная сеть, а потом и эксплуатация. И если точно такой же транспорт – электробусы – может двигаться без проведения этих дорогостоящих работ, все-таки приоритет надо отдавать ему.

Это значит, что в лучшем случае сохранят теперешние линии. Хотя в Генплане Минска, утвержденном властями, предусмотрено немало километров новых трамвайных линий.

Читайте также:

 

 


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Зеленого Луга




Каталог Зеленого Луга


Зеленый Луг