В Минске перестали ходить «городские электрички». Что случилось?

50162
Проект «городских электричек» в Минске, который в торжественной обстановке запустили ровно 14 лет назад, похоже, закончился. В минувшее воскресенье отправились последние поезда. С новой недели их уже нет в расписании — красные «штадлеры» с астрами на вагонах больше не ходят в города-спутники Минска. Чем запомнились поезда и что с ними теперь? Blizko.by попытался разобраться.

 

О чем этот текст?

 

Что вообще такое «городские электрички»?

На сайте БЖД городские электрички сейчас описываются так: «Городские линии — перевозки в пределах города Минска, областного центра и за их пределы, но не далее железнодорожных станций (остановочных пунктов), расположенных в городах-спутниках».

Еще в марте 2010 года руководство БЖД подписало контракт со швейцарской компанией Stadler Bussnang AG на поставку 10 электропоездов семейства Flirt. Кредит на 61 миллион евро для этого выделил швейцарский же банк Zürcher Kantonalbank (со сроком погашения 10 лет). Первый состав в бело-красно-оранжевой окраске прибыл в Минск в феврале 2011 года, второй – в самом начале марта, третий – в начале апреля. Всего для городских линий закупили шесть 4-вагонных поездов, еще четыре (бело-голубой расцветки) – для региональных линий. Составы для городских линий получили обозначение ЭПГ.

 



Проект городских электричек презентовали 22 марта 2011 года с пробной поездкой для руководства БЖД и журналистов, но обычных пассажиров начали перевозить только летом, а регулярные перевозки начались 10 сентября 2011-го.

Первым маршрутом стал Минск – Ждановичи – Беларусь (станция в городе Заславль). Билет до любой станции стоил 2.000 старых (до деноминации) рублей. Билет на обычную электричку до Заславля стоил 1.550 рублей, до Ждановичей — 800 рублей.


После повышения тарифов на БЖД в августе 2025-го цены стали такими: городская электричка до Ждановичей или Заславля — 2 рубля, обычная электричка до Ждановичей — 66 копеек, обычная электричка до Заславля — 1,27 рубля.

То есть, на коротких расстояниях билет на новую красную электричку обходился в несколько раз дороже, чем на старую синюю.


Для запуска маршрута пришлось проложить третий путь и реконструировать несколько станций: Масюковщина, Лебяжий, Беларусь и построить повышенные платформы (высотой 550 мм). Реализация всего проекта обошлась БЖД в 430 миллиардов старых (неденоминированных) рублей, или примерно 142 миллиона долларов по состоянию на дату презентации формата.

В ноябре 2013 года запустили новый маршрут: Минск – Руденск (осиповичское направление). Для этого на станциях Минск-Южный, Колядичи, Руденск, Лошица провели масштабные работы по реконструкции путей, платформ, вокзалов. А в ноябре 2015-го запустили городские электрички до Смолевичей. С марта 2021 года смолевичские городские электрички подлили до станции Красное Знамя.

Когда в ноябре 2012-го года БЖД внедрила так называемый новый формат пассажирских перевозок, то городские электрички переименовали в «городские линии». Также появились разные другие линии: региональные и межрегиональные линии эконом-класса и бизнес-класса, международные линии, коммерческие линии. Так они официально и называются до сих пор.


За первые пять лет поезда городских линий перевезли 12 миллионов пассажиров, за 10 лет — более 30 миллионов человек; ежемесячный поток составлял около 300 тысяч человек.

 

 

Как часто ходили поезда и с какой скоростью?

Начиналось все с четырех поездов заславльского направления. Потом стало 6 поездов в день до Ждановичей и еще 10 — до Заславля. На осиповичском направлении было по 2 поезда в день до Колядичей и еще по 2 — до Руденска. На смолевичском направлении было по 3 городские электрички в день.

Когда городским электричкам стукнуло 10 лет, в сутки ходило 35 пар электропоездов: 5 пар по маршруту Минск – Красное Знамя, 9 пар — Минск – Руденск и 21 пара — Минск – Заславль.

Поезда Stadler имели более высокую разгонную динамику, чем старые рижские электрички ЭР9, поэтому путь занимал чуть меньше времени. В момент запуска городских электричек показатели были такими:

  • Обычная электричка: до Ждановичей — 18-25 минут, до Заславля — 33-45 минут
  • Городская электричка: до Ждановичей — 21-22 минуты, до Заславля — 40-41 минута

Со временем график выровнялся, городские электрички стали ездить быстрее:

  • Обычная электричка: до Ждановичей — 15-22 минуты, до Заславля — 31-43 минуты
  • Городская электричка: до Ждановичей — 16 минут, до Заславля — 34 минуты

 

Как обещали развивать формат городских электричек?

Начиная еще только с анонсов о грядущем запуске поездов, чиновники и государственные журналисты обещали, что со временем городские электрички будут ходить не просто часто, а очень часто. Так, «СБ. Беларусь сегодня» сообщала, что поезда будут ходить каждые 10 минут, а телеканал СТВ даже говорил про каждые 5-7 минут! Реальность же, как мы отмечали, сильно отставала от этих планов. Очень сильно.

За исключением продления смолевичских электричек до Красного Знамени, другие планы по расширению маршрутов так и остались планами. Так, еще в 2015 году БЖД сообщала:

«В планах до 2020 года — выполнить реконструкцию пассажирской инфраструктуры на участке Минск-Пассажирский – Койданово и приобрести еще 4 электропоезда серии ЭПГ, чтобы охватить перевозками еще два города-спутника — Фаниполь и Дзержинск».

Когда наступил 2020-й год, эту тему все еще продвигали как перспективную. Но с тех пор даже запланированный третий путь по этому направлению так и не построили (хотя задел для него остался).

В тарифах на железнодорожные перевозки, которые устанавливает МАРТ, были прописаны и другие направления: Минск – Негорелое, Брест – Жабинка, Гродно – Бирюличи. Но городские электрички на эти линии так и не вышли. Кстати, в аэропорт тоже обещали именно городскую электричку, но непродолжительное время туда ходили совсем другие составы.

 



Кроме того, «всю дорогу» от БЖД ждали, что она сделает городские электрички по-настоящему городскими. До сих пор они стартовали из центра Минска и ехали в пригороды — то есть, по сути, выполняли ту же работу, что и обычные пригородные электрички, просто на более короткие расстояния, с более высокой скоростью и по более дорогим билетам. Между тем, в планах «железки» и городских властей было построить несколько дополнительных станций в Минске (на пересечении проспекта Пушкина с улицей Орловской, еще одну станцию в Лошице, остановку Академгородок) и сделать так, чтобы электрички пронизывали весь город, а не половину его.

Андрей Кашко, первый заместитель начальника пассажирской службы БЖД, рассказывал:

— Один из этих поездов еще будет связывать участок Беларусь — Смолевичи. То есть, он будет связующим через Минск-Пассажирский между городами-спутниками.

В тарифах МАРТ тоже были предусмотрены такие по-настоящему городские электрички: из Заславля в Руденск или из Руденска в Красное Знамя. Но новые станции не построили, сквозные электрички не запустили.

Что позволило «городским линиям» приблизиться именно к городскому общественному транспорту — так это внедрение системы оплаты по карточкам. В «штадлерах» установили такие же валидаторы, как в автобусах (только оранжево-красного цвета), и пассажиры могли на свою обычную карточку-проездной от «Минсктранса» записать также и поездки на городскую электричку.

И хоть ГосСМИ сообщали, что «железная дорога стала пятым видом пассажирского транспорта столицы», едва ли какое-то значительное число пассажиров использовало ГЭ для поездок именно внутри города.

 

 

Почему «городские линии» исчезли?

Если мы посмотрим на расписание БЖД, то увидим, что городские электрички до Заславля и Руденска (по 3 состава в день) оставались в расписании до 14 сентября 2025 года. Теперь их нет. Поезда на Смолевичи и Красное Знамя исчезли из расписания еще раньше.

 

 



На транспортных форумах отмечали, что еще в начале этого года на линию в Заславль (станция Беларусь) несколько раз ставили составы ЭПР — то есть, поезда Stadler в голубой раскраске, предназначенные для более протяженных региональных линий. Также бело-красные «Штадлеры» стали заменять обычными синими электричками, и поначалу они даже выдерживали «штадлеровское» расписание в пути.

На сайтах с базами данных подвижного состава БЖД отмечено, что все шесть составов ЭПГ Stadler для городских линий не работают. У некоторых есть пометки: «Ожидание ремонта», «Ожидание ремонта с 14.10.2024».

На транспортных форумах сообщают, что составы стоят в депо «под забором» — то есть, не выходят на линии и без ремонта вряд ли выйдут.

Недавно прошла новость, будто бы вопреки санкциям компания Stadler возобновила работу с БелЖД и даже подписала контракт на поставку 65 поездов. Правда, вскоре представитель Stadler опроверг заключение контракта и подчеркнул, что в нынешних условиях ни поставка поездов в Беларусь, ни производство поездов в Беларуси не допускаются. И что Stadler полностью соблюдает санкции, введенные в отношении Беларуси, в связи с чем компания сократила производство на своем заводе в Фаниполе до минимума. Из этого может следовать, что и запчасти для подвижного состава теперь не так-то просто раздобыть.

К сожалению, в БЖД не предоставили нам оперативный комментарий по теме, и о подлинных причинах сворачивания формата «городских линий», а также о перспективах его возобновления мы можем лишь догадываться.

 

Однако вскоре после нашего обращения БЖД на своем сайте опубликовала такую новость:

«В связи с нахождением на плановых видах ремонта составов поездов городских линий (ЭПГ) перевозка пассажиров на направлениях Минск – Беларусь – Минск, Минск – Руденск – Минск и Минск – Красное Знамя – Минск с 15 сентября 2025 года осуществляется электропоездами серии ЭР-9.

Размеры движения поездов на указанных направлениях сохранены без изменений, при этом для отдельных поездов, ранее курсировавших в городском сообщении, незначительно скорректировано расписание».


Blizko.by будет следить за развитием ситуации.

 

Читайте также:

Фото: RailGallery


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:






Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Курасовщины




Каталог Курасовщины


Курасовщина