Никому не нужные. Ученики и педагоги минской школы несколько лет живут без своего здания

6864 Обновлено:
В Шабанах уже больше двух лет существует школа-призрак. У нее есть преподаватели, ученики, даже свой сайт, не хватает самой малости – собственного здания. Как такое возможно? Что про ситуацию думают родители учеников и когда, наконец, все изменится? Корреспондент Blizko.by выехала на место событий, чтобы во всем разобраться.

 
Если вы увидите здание, в котором много лет размещалась школа №210, на первый взгляд оно вам вряд ли понравится. Кучи мусора, граффити, битые стекла… Вот результат того, что здание оказалось никому не нужным, а вместе с ним – и сотни детей, учившихся здесь.
 
Школа была закрыта в августе 2017 года. Родителям сообщили об этом в то же самое время, практически в последний момент перед учебой. Сказали, что было проведено обследование школы, которое установило – школу нужно закрыть в связи с аварийным состоянием. Но заключение, полученное по результатам обследования, вызвало у родителей немало вопросов. С этого и началась их борьба.
 
 
 - Сначала мы собрали около 500 подписей просто для того, чтобы нашу школу сохранили, а не расформировали, – рассказывает Владимир Селивонец, представитель родительского комитета школы. – Нам пошли навстречу. Далее мы собрали около 1700 подписей в поддержку школы, отправили их в Комитет госконтроля, Мингорисполком. Получили оттуда ответы, которые нас не удовлетворили.
 
 - Почему?
 
 - Потому что они не ответили на наши основные вопросы. Один из них касался заключения экспертизы по школе, мы даже хотели повторно проводить эту экспертизу. Но после консультации с юристами отказались от этой идеи – нам объяснили, что у нас были бы очень маленькие перспективы что-то доказать. Экспертиза могла бы пойти на экспертизу, это бы затянулось, и мы бы ничего не решили.
В итоге администрация района и города приняли решение снести нашу школу и на ее месте построить новую, все это было еще в 2017 году.

Состояние не аварийное

На данный момент был подготовлен и отправлен на экспертизу проект новой школы с учетом сноса старой. Стоимость одного только проекта – более 600 тысяч рублей. В июле 2019 года стало известно, что проект экспертизу не прошел. Защитники школы получили от Госстандарта ответ по проекту, в котором указывалось на ряд недоработок – а еще на недостатки первичной экспертизы. В заключении экспертов, которое есть в распоряжении blizko.by, указано: «При визуальном осмотре здания школы в августе 2019 года с участием заказчика, проектировщика, обследовательской организации значительных повреждений, деформаций и других признаков износа строительных конструкций, указывающих на аварийное повреждение здания, установлено не было».
 
То есть, по мнению специалистов, возможно, стоит обойтись без строительства новой школы и вместо этого реконструировать старую. И родители учеников задаются вопросом: если проект стоил 600 тысяч рублей и не прошел экспертизу, как и кто его готовил?
Через целых 5 месяцев, 12 декабря, проект был повторно отправлен на экспертизу, и сейчас родители учеников ожидают ее результата.
 
 
 - Даже не знаю, какие будут последствия, если результат экспертизы снова будет отрицательный, – рассуждает Владимир. – Если, например, решат делать капитальный ремонт школы, это может в лучшем случае затянуться на 5-10 лет.

Проблема не в деньгах

Основные претензии родителей относятся к срокам работ. Дело в том, что за два года городские власти не смогли подготовить и согласовать проект работ по школе. Большая часть времени была потрачена на работу с бумагами, разного рода согласования. Хотя в 2017 году на собрании представители органов исполнительной и законодательной власти обещали родителям сделать школу в кратчайшие сроки, чуть ли не в 2020 году. Более того, известно, что деньги на снос старой школы и строительство новой были занесены в инвестиционную программу. Получается, что проблема не в деньгах, а в чиновниках, которые по каким-то причинам тормозят строительство школы. 
 
Родители всегда старались помогать школе – покупали краску, обои и так далее. Когда она еще работала, ремонт внутри школы в основном производился за счет родителей. Более того, основным виновником, что школа пришла в такое состояние, является ее собственник – Мингорисполком. Это следует из заключения Минстройархитектуры, полученного в сентябре 2017 года. В документе указано: 
 
«Согласно технического заключения 2007 года, здание школы находилось в удовлетворительном состоянии и требовало выполнения ряда ремонтно-восстановительных работ, в части восстановления покрытия отмостки, демонтажа окон с установкой новых, заделки трещин в премыкании стен и перекрытий к железобетонному каркасу, ремонт и восстановление горизонтальных и вертикальных стыков панелей по всему зданию, однако работы по ремонту здания школы №210, полагаем, не выполнялись».
 
 
Защитники школы обращались в администрацию Заводского района, Мингорисполком, Комитет госконтроля, Администрацию Президента… Везде к ним относятся к пониманием, говорят, что школа нужна и деньги выделены, но сроки затягиваются и результата не видно. 

В тесноте, да не в обиде?

Тем временем детям приходится мириться с ухудшением условий обучения. Раньше ребята посещали свою школу, учились в первую смену. Теперь они распределены по двум школам: младшие – в 200-й школе, старшие – в 186-й. Если в одной семье учатся дети разных возрастов, такая схема создает большие неудобства. Более того, чиновники утверждают, что по проекту школы способны вместить столько детей, сколько там сейчас учится. Но здесь, по мнению родителей, кроется манипуляция, потому что есть проектное число учащихся, а есть то, сколько учеников вообще способна вместить школа. 
 
В 200-й школе сейчас вместе учатся младшие школьники из 200-й и 210-й школ, получается сорок младших классов. К тому же это школа с музыкальным уклоном, где много кабинетов занято под хореографию, музыкальное обучение – и здесь уже сложности возникают у ребят из 200-й школы. 
 
Одну раздевалку используют в несколько раз больше детей, чем она рассчитана. Результат предсказуем – у детей после таких походов в школу пропадают предметы одежды. И как установить, кража это или нет, как найти обновку? Немало проблем вызывает и расписание: вторая смена, нулевые уроки, перемены по 5 минут, окончание занятий после 7 часов вечера. И дело не только в том, что темными зимними вечерами мамы и бабушки вынуждены встречать своих школьников после занятий. Все понимают, что иногда вторая смена – необходимость, но не из года в год же! Обычно вторая смена касается одной-двух параллелей, в случае с детьми из 210-й школы это пять параллелей.
Часть ребят, которые с раннего детства занимаются спортом или чем-то творческим, из-за позднего окончания уроков еле-еле успевают на свои кружки. Нередко им приходится пренебрегать домашним заданием, и это можно понять. Впрочем, успеваемость в таких условиях падает не только у тех, кто занимается чем-то дополнительным.
 
Кстати, о дополнительном образовании. До «выселения» 210-й школы для него здесь хватало условий – были и свои кружки, и преподаватели, готовые заниматься с детьми во внеурочное время. Сейчас не осталось почти ничего. Проблема и со спортивными объектами, сейчас фактически на три школы приходится один-единственный стадион. Не хватает спортивных залов, нет специальных кабинетов для групп продленного дня. Даже самые маленькие школьники, вчерашние детсадовцы, из-за этого в основном вынуждены весь день сидеть за партами. Чуть пораньше, пока дети и педагоги еще не адаптировались к нехватке кабинетов, всем приходилось совсем несладко – занятия по тому же английскому проводили в библиотеке, кабинете труда.
 
 
Родители хорошо отзываются и про директора, и про учителей 210-й школы, но поясняют, что со стороны управления образования и других органов на них постоянно оказывается давление. И только благодаря администрации школы удалось оставить своих, родных учителей – тех самых, которые когда-то готовили из своих учеников олимпиадников, победителей самых разных конкурсов. Но для родителей важнее то, что дети ходят в школу, к своим преподавателям с удовольствием, поэтому и вступились за свою школу. За ту самую, которая, кстати, практически не страдает от текучки педсостава – большинство учителей работают здесь далеко не первый год. И не уходят, несмотря на то, что пришлось привыкать к новым и не самым просторным условиям работы. Но родители беспокоятся: сколько еще учителя, многие из которых уже не молоды, смогут со всем этим мириться? 

«Для чиновников дело чести построить эту школу»

В микрорайоне проживают 30 тысяч населения. Он полностью сформирован, в планах строительства нет никаких новых объектов. И если вместо 210-й школы не построят новую, проблема с образованием в районе рискует затянуться на десятилетия. Уже появились слухи, что школу снесут, а на ее месте построят казино или многоэтажки. Кроме того, в эту школу приезжают и дети из прилежащих деревень, того же Малого Тростенца. 
 
Защитники школы готовы на любые меры, но из уважения к педагогам пока что воздерживаются от протестов. Пока решили ждать результатов повторной экспертизы, а что будет дальше… Покажет время.
 
- 4 декабря мы были на встрече с главой управления образования Заводского района Еленой Цыпыловой. Пришло более 20 человек. И на этом собрании мы все от нее слышали: для чиновников дело чести построить эту школу.
При этом Елена Цыпылова дала информацию, которая в итоге оказалась неверной – сообщила, что проект уже отправлен на повторную экспертизу. Что ж, посмотрим, какая у них честь, – заключает Владимир.
 
Мы попробовали связаться с Еленой Цыпыловой, но чиновник наотрез отказалась комментировать по телефону ситуацию со школой №210. Ожидается, что заключение госэкспертизы по школе будет готово до конца января. Blizko.by будет следить за развитием событий.
 
Все фото: Надежда Филипчик
Надежда Филипчик
Близкие Новости













Напиши комментарий и выиграй 2 пиццы!
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Шабанов




Каталог Шабанов


Шабаны