Как сильно соль, которой посыпают дороги в Минске, влияет на деревья? Ученые сделали неожиданное заявление

1 5969
Готовь сани летом — дальше сами знаете. На дворе пока еще лето — и неспроста городские власти взялись обсуждать важную зимнюю проблему. А именно: соль на дорогах и гибель деревьев. И сделали вслух неожиданное заявление. Blizko.by попытался разобраться в вопросе.

 

В чем соль?

Для начала простой вопрос. Почему в Минске так мало деревьев по сравнению с советскими годами, когда на любой фотографии и открытке тех времен город просто утопает в зелени?

В разное время городские власти и коммунальные службы приводили разные причины. Например, что машин стало слишком много — и от их выхлопов деревья гибнут. В последние годы все больше вины приписывают соляным растворам, которыми обрабатывают дороги зимой.

 

Раньше было лучше?

Стоит кому-то в соцсетях в тематической группе про историю Минска выложить какую-либо старую фотографию города, одним из первых комментариев непременно будет «Раньше было лучше: деревьев было больше, было зеленее». С этим даже спорить не нужно, потому что, действительно, какую фотографию прежних лет не возьми — скажем, Ленинский проспект, — проезжую часть от тротуаров отделяет мощная зеленая полоса.

А что сейчас? Смотрим свежую Яндекс-Панораму за июль этого года… Нет, нельзя сказать, что деревьев нет совсем. Они есть, но чахлые саженцы сложно назвать деревьями. Причем эта картина наблюдается уже минимум полтора десятка лет. Вот посмотрите, как выглядели деревья у «Лакомки» в разные годы, когда были сделаны панорамы: с 2023-го вглубь до 2009-го (панорамы 2010 года на самом деле снимали осенью 2009-го).

 

 

 

 

 

 

Виноват асфальт?

У коммунальных служб есть объяснение. Еще в 2017 году Анжелика Пузанкова, руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства «Минскзеленстрой», говорила:

— Если брать старые фото, где, например, проспект Независимости утопает в зелени, и сравнивать с нынешним положением дел, нужно также обратить внимание на то, как расширилась проезжая часть. Она подступила вплотную к деревьям, соответственно, площадь питания их уменьшилась, корневая система нарушена. Летом от перегрева асфальта они сохнут, в результате чего слабеют и погибают.

Однако если мы посмотрим на старые фото, то увидим, что деревья стоят не настолько уж и дальше от края проезжей части, чем сейчас. Да, чуточку дальше, но неужели лишние 10-20 сантиметров привели к тому, что деревья погибли и больше не приживаются?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А может, снег виноват?

Высказывала Анжелика Пузанкова и такую мысль:

— Зимой во время уборки улиц шнекороторные машины отбрасывают снег с проезжей части прямо на деревья. Взрослые это выдерживают, а молодые ломаются. Дорожники совместно с администрациями районов должны составлять списки улиц, где разрешен выброс снежных валов шнекороторной техникой. Это предусмотрено правилами благоустройства Минска. Но деревья при создании таких списков учитывают не всегда.

 

Все-таки виновата соль?

Тогда же, в 2017-м, приводили такие данные: фоновые значения на площади Независимости по хлору и натрию превышают норму в 17 раз, на проспекте Независимости — от 7 до 14, на Казинца — в 3,5 раза, Куйбышева — в 7,5 раза.

Два года назад «Минскзеленстрой» сообщил: минувшую зиму не пережили более 2.000 деревьев, хотя обычно после зимы не просыпаются менее 200. И причина не в морозах, говорит Пузанкова.

— Холода страшны для экзотических деревьев, а не для привычных к нашему климату. […] Отбирали пробы почвы на основных проспектах и МКАД, результаты исследований показали, что земля пересолена. Однако это можно заметить даже невооруженным глазом. На грунте всё еще виден белый налет, это кристаллы соли. Чтобы снизить ее негативное воздействие на растения, после зимы промываем почву, но со временем соль проступает на поверхности.

Заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники, кандидат биологических наук Александр Судник рассказывает:

— Дело в том, что в Беларуси с 1960-х годов дороги посыпают смесью песка и соли. Но если раньше доля последней в смеси составляла примерно 10%, то в последние годы дорожники практически полностью перешли на чистую соль.

До 2009 года в нашей стране действовал норматив «Содержание автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь в зимний период», по которому количество соли в противогололедной смеси не должно превышать 2 кг на 1 кубометр. Но с 2009 года эта норма в документе отсутствует, и количество применяемой на дорогах соли никак не регламентируется.

— Если умножить площадь МКАД (1,8 миллиона квадратных. метров) на 2 кг соли, — получим 3.600 тонн. Эта норма действовала раньше. Мы увеличили ее с оглядкой на безопасность движения и получили 5.000 тонн. При таком количестве деревья хоть в ослабленном состоянии, но все-таки продолжают расти. А сколько соли высыпается на магистраль в зимний период сейчас? В отдельные годы больше 10.000 тонн, — говорит Судник.

 

 

Или соль все-таки не виновата?

Тем же летом столичные дорожники рассказали, как готовятся к зиме. Закупили 40 единиц техники, подготовили снегоплавильный пункт. А начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев рассказал, что соль и песчано-соляная смесь останутся основными реагентами на дорогах общего пользования. Почему? Потому что это дешево и потому что это безвредно!

— На данный момент нужно исходить из плавящей способности, цены и влияния на экологию. Из всех реагентов хлористый натрий наименее вреден для окружающей среды. Все дело в нормах высыпки. Солераспределительная техника тестируется на них. Кроме того, все существующие реагенты на порядок дороже соли.

 

А как на самом деле?

И вот мы подошли к самому свежему и самому удивительному заявлению.

В начале августа председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел совещание по вопросам применения галита (соли) и песчано-соляных смесей в качестве противогололедных реагентов в дорожном хозяйстве столицы. Основным вопросом обозначили снижение негативного воздействия реагентов на окружающую среду.

Например, генеральный директор «Горремавтодора» Денис Глинский, рассказал, что для уменьшения расхода соли и снижения ее влияния на окружающую среду можно купить спецтехнику с высокоточным дозированием реагентов, а еще оснастить разбрасывающие соль машины оборудованием для смачивания реагентов: увлажненная соль будет меньше пылить на деревья и быстрее плавить наледь и снег на самой дороге.

Также он напомнил, что ученые НАН Беларуси разработали специальную добавку к реагентам: ингибитор коррозии. Она не только снижает «разъедающие» свойства соли, но и уменьшает ее вред для окружающей среды на 15-20%. Этот ингибитор можно было использовать для обработки улиц, но он, конечно удорожает реагент.

И вот что важно. Директор института общей и неорганической химии Академии Наук Анатолий Кулак признал, что белорусские ученые пока еще комплексно не изучали проблему снижения негативного влияния галита на окружающую среду. Заказов на такую работу пока не поступало. То есть, уже больше десяти лет соль сыплют на дороги без должного контроля, и негативное влияние от этого вроде бы налицо, но уменьшить его пока нельзя: потому что никто об этом не просил.

 

И что будет дальше?

Для того, чтобы выработать эффективные подходы, нужна кооперация ученых из различных институтов. Над решением вопроса должны работать и химики, и биологи. Владимир Кухарев ответил, что Мингорисполком готов заказать такое исследование: нкак снизить вред от солей на окружающую среду. Под эгидой института общей и неорганической химии можно создать круг ученых, которые займутся изучением проблемы и предложат конкретный выход.

Пока что в Минске за этот год высадили 20 тысяч деревьев, а кустарников — более 83 тысяч. В последнее время начали высаживать ясень, потому что он устойчив и к жаре, и к соли.

Начальник агрохимической лаборатории «Минскзеленстроя» Наталья Петлицкая рассказывает:

— Выводы о результатах обследования растений, высаженных осенью прошлого года и весной текущего, делаем в августе. Поэтому на сегодняшний день я еще не могу оценить, насколько хорошо прижились растения. Но к концу августа мы получим точную статистику. Однако исходя из своего опыта могу сказать, что обычно приживаемость растений — как лиственных, так и хвойных — не выходит за пределы нормативной. Начиная с 2020 года она была на уровне 95 %.

То есть, из ста высаженных деревьев погибнуть могут не более 5. Это, конечно, обнадеживает. Вот только выживаемость сама по себе мало что говорит о качестве зеленых насаждений. Пока же — видимо, пока ученые совокупно не придумают новый поход — будем на минских улицах любоваться прутиками вместо полноценных деревьев.


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Обсуждение
56
49
7
Такого варварского отношения к деревьям со стороны Зеленстроя за мою почти 70 -летнюю жизнь жизнь не было никогда как теперь. Уничтожают всё что ни попадя. Режут живые деревья, а оставляют засохшие. Могу провести экскурсию по Фрунзенскому району г. Минска. Причем в последнее время даже не прячут следы от такой деятельности. 
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск