«Чем больше высыпали, тем хуже». Эксперт — о последствиях использования технической соли на дорогах Минска

3 4715 Обновлено:
Журналист Blizko.by выяснил, из чего состоит техническая соль, которой посыпают дороги и тротуары в Минске, чем она опасна для насаждений и как борются с гололедом в других странах мира.

Фото: nevnov.ru. Изображение носит иллюстративный характер
 
Снег в Минске уже почти растаял. Перемещаться по городу теперь намного проще: ни заносов, ни гололедицы. Минчане обратили внимание, что после таяния снега многие тротуары столицы оказались как будто покрыты инеем. Все просто: «иней» – следы от технической соли. Этим реагентом коммунальщики обильно посыпали зимой тротуары. Соль отлично справлялась с разжижением льда и наверняка спасала горожан от болезненных падений и травм. Прошел весенний дождь – и остатки противогололедного материала смыло. Часть из них попала в почву. Это нормально? Как влияет техническая соль на окружающую среду? За ответом обратились к специалисту.
 

Дешево и сердито

 
Техническая соль давно зарекомендовала себя как недорогой и эффективный реагент. Она действует быстро и результативно, отлично справляется с наледью и может использоваться в смеси с песком. Нынешней зимой реагент снова подтвердил свою эффективность и во всю применялся на дорогах Минска.
 
Между тем, горожане жалуются, что техническая соль не так безупречна, как о ней говорят коммунальщики. Например, в обывательской среде считается, что рассыпанная по тротуарам соль портит обувь. Кроме того, превышение норм расхода соли вредит лапам домашних животных. Автовладельцы, в свою очередь, сетуют на то, что техническая соль негативно влияет на состояние их личных авто. Вишенкой на торте порицания технической соли считается способствование появлению экологических проблем. Да, техническая соль – дешевое средство плавления снега, но какой от нее урон городской среде, и в первую очередь – почвам? Соль разрушает их структуру, а растения не живут в просоленной среде, считают специалисты.
 
Кстати, несколько лет назад минчане обращали внимание, что тротуары посыпают неоправданно большим количеством противогололедного реагента. Такая борьба со льдом пагубно сказывалась на растительности вблизи дорог и тротуаров. Люди знающие отмечают важность умеренного использования реагента. Ведь ограниченное использование соли уменьшает определенные экологические проблемы.
 
Несколько лет назад активисты создали петицию с громким названием «Хватит посыпать дорогу солью».
 
В тексте петиции автор подчеркнул все недостатки технической соли, используемой в столице. Были предложены и альтернативы. Например, как отмечал создатель петиции, в Финляндии для топления льда используют гранитную и каменную крошку, в Швеции – так называемый теплый песок, а в США – отходы ликеро-водочного производства. Петицию, которая набрала 269 подписей, отправили на рассмотрение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Обращение рассмотрели и дали ответ за подписью замминистра. В письме-ответе отметили, что можно использовать только те противогололедные средства, которые предусмотрены санитарными нормами и правилами, а порядок их применения установлен законодательством.
 
В письме указали и на то, что организации, за которыми закреплено дорожное покрытие, сами могут выбирать тип и марку противогололедных средств.
 

Что говорят эксперты?

Александр Судник. Фото: bahna.landru
 
Заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники Александр Судник рассказал, что проблемные последствия применения технической соли давно известны, и исследования по этому вопросу проводятся.
 
– В Беларуси используется техническая соль – галит. В зависимости от марки она на 96-98 % состоит из хлорида натрия. Сейчас применяется преимущественно чистая соль, без примесей песка, – констатирует Александр Судник.
 
Что происходит, когда соль попадает на прилегающие к дороге территории? Снег тает, и образуется соляной раствор, который при движении транспорта разбрасывается во все стороны и попадает на прилегающую к дороге растительность. Раствор оседает на кронах и ветвях деревьев. В среднем (например, вдоль МКАД) этот раствор может забрасываться на высоту до 15-17 метров!
 
Фото: sputnik.by
 
– Если проехать по некоторым дорогам, то можно увидеть, насколько высохла нижняя часть деревьев, – заверяет сотрудник Института экспериментальной ботаники.
 
Попадание технической соли на ветки и побеги деревьев вызывает их физиологические повреждения.
 
Особенно, это заметно, если соль повреждает деревья с тонкой корой, как липа или береза, и проникает в их ткани.
 
– Почки, на которые попадает соль, как правило, погибают. Тогда новые побеги образуются из спящих почек, и мы будем иметь дело с явлением, которое называется розеточность или кустистость, – объясняет Александр Судник. – В последние годы благодаря данным мониторинговых наблюдений установлена прямая зависимость: чем больше соли высыпали на дорогу – тем хуже состояние насаждений на прилегающих к дороге территориях. Также их состояние связано с климатическими условия в конкретный период. Для примера, в позапрошлом году была ранняя весна, но без дождей, с минимальным количеством осадков. Из-за этого соль, которая попала на побеги, не была смыта дождями. Процесс вегетации начался, а побеги оказались поврежденными. Весной, когда большинство деревьев покрылись молодой листовой, деревья на опушках вдоль дорог оказались поврежденными, что сказалось на их состоянии.
 
Существует и другая сторона проблемы.
 
Когда вся разбросанная соль смывается дождями и талыми водами, она попадает в почву. Происходит накопление ионов натрия и хлора в почве.
 
Степень влияния попавшей в почву соли зависит от концентрации ионов натрия и хлора и времени года. Наиболее высокая концентрация соли обычно приходится на апрель и июль. Весной снег тает, и соль не успевает быстро уйти в нижние слои почвы. Позже соль промывается дождями и оседает. При большом накоплении в почве ионов натрия, даже при наличии доступной воды, растения не могут получить эту воду. В физиологии есть понятие: механизм корневого давления. Вода корнями растений поглощается благодаря осматическому механизму.
 
При большой концентрации натрия в почве растения не могут поглощать воду.
 
Вроде бы деревья политы и грунт увлажнен, а толку нет. Это тоже сказывается на растениях.
 
А как борются с льдом в других странах? Александр Судник отвечает:
 
Фото:fotocdn.net. Изображение носит иллюстративный характер
 
– В России используют преимущественно хлорид кальция. Хлористый кальций и его аналоги проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать только Швейцария, в которой морозов почти не бывает. В Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии и Нидерландах пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой. Это крошка, которую применяют по отработанным технологиям. Считается, что она менее негативно воздействует на окружающую среду, чем хлорид натрия.
 
Что в итоге? Вопрос использования технической соли на дорогах и тротуарах Минска общественные активисты задают не первый год. Проблемы, которые создает применение реагента, наверняка известны не только экологам, но и коммунальщикам. Время от времени разговор о вреде технической соли выходит на уровень СМИ и более широкого обсуждения, чем группа общественных активистов. За годы прений что-то изменилось? Возможно, где-то соль стали применять умереннее и дозировать ее разбрасывание по тем же тротуарам. Если такие случаи и есть, то они частные.
 
На данный момент дешевизна и эффективность технической соли для коммунальщиков перевешивают все доводы против нее. А, значит, страсти в этом вопросе будут закипать снова и снова. Стоит только дождаться следующей зимы.
 

Сергей Солонкевич

Близкие Новости

 

Чтобы быть в курсе последних городских новостей, подписывайтесь на наш телеграм-канал.


Рекомендуем вам:













Обсуждение
Санчос ранчо # 18.03.2021 в 17:50:37
59
51
8
В этом году уже сыпанули, так сыпанули соль на дорогу, у кого то видимо мозг не в ту сторону работает. Тот кто это делал, что бы еда была всегда пересоленая
54
53
1
 Используют  в США – отходы ликеро-водочного производства.
Не, ну это не наш метод, ясно же.....
49
51
-2
Сыпанули не то слово, идешь по Розочке будто по солигорским калийным горам.
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Минск»


Каталог Минска


Минск